Исполняется 50 лет с момента первого полета серийного вертолета Ми-10
18.09.2014
В сентябре 2014 года <Роствертол>, входящий в холдинг <Вертолеты России> (дочерняя компания ОПК <Оборонпром> в составе Госкорпорации Ростех), отмечает 50-летие первого полета серийного вертолета Ми-10.
Ми-10 — специализированный военно-транспортный вертолет, известный также как <Летающий кран>. Разработка этого летательного аппарата началась в 1958 году. Ми-10 создавался на основе тяжелого транспортного Ми-6 с максимальным использованием его частей и деталей для унификации. Машина имела системы управления и трансмиссии, а также силовую установку, как у вертолета Ми-6, но отличалась узким фюзеляжем, оригинальным высоким четырехопорным шасси, позволявшим <наруливать> на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метров или подвозить их на платформе под фюзеляж. После этого грузовую платформу закрепляли с помощью гидравлических захватов на опорах шасси. Вертолет Ми-10 имел пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой.
Проектирование вертолета на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля (предприятие холдинга <Вертолеты России>) закончилось в 1959 году, а в июне 1960-го вертолет-кран впервые поднялся в воздух. Испытания вертолета были закончены к 1964 году, после чего началось серийное производство этой машины на ростовском заводе. Первый серийный Ми-10 поднялся в воздух в сентябре 1964 года.
Впоследствии было создано несколько модификаций этого вертолета: Ми-10ГР для радиоразведки, Ми-10УПЛ для транспортировки универсальной полевой лаборатории, а также Ми-10П для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС дальнего обнаружения, а также для наведения авиации на цели. Первые два вертолета так и остались в опытных экземплярах. Третий оказался более востребованным: вертолеты Ми-10П служили в составе вертолетных и смешанных полков ВВС СССР.
Другая, <коротконогая>, модификация Ми-10 получила обозначение Ми-10К. Серийное производство этого вертолета на заводе началось в марте 1974 года. Вертолет предназначался специально для монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ. Он имел низкое четырехстоечное шасси и подвесную кабину летчика под носовой частью фюзеляжа с механическим управлением, а также новое радиооборудование.
В СССР <Летающие краны> использовались для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газо- и нефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера, для уникальных монтажных работ при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Эти машины позволяли значительно сократить время работ и их стоимость.
На вертолете Ми-10 и его модификациях установлено 10 мировых рекордов, в том числе сенсационный рекорд грузоподъемности: вертолет смог поднять груз массой 25 105 кг.
Всего на <Роствертоле> было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 Ми-10К.
ОАО <Роствертол> — предприятие вертолетостроительного холдинга <Вертолеты России>. ОАО <Роствертол> выпускает широкую номенклатуру вертолетов марки <Ми> и проводит работы по ремонту и модернизации вертолетов, поставке авиационно-технического имущества и оказанию услуг. В настоящее время ОАО <Роствертол> серийно выпускает боевой вертолет нового поколения Ми-28Н <Ночной охотник> (Ми-28НЭ в экспортном варианте); вертолет огневой поддержки Ми-35М; многоцелевой самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26Т.
ОАО <Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля> — дочерняя компания ОАО <Вертолеты России>. Основными направлениями деятельности завода являются опытно-конструкторская и научно-исследовательская работа, проектирование, постройка и испытание опытных образцов вертолетной техники. С момента основания на заводе создано 12 базовых моделей вертолетов, в том числе Ми-8/17, Ми-35М, Ми-26, Ми-28, Ми-38, а также их многочисленные модификации. Сегодня вертолеты марки <Ми> эксплуатируются в 110 странах мира и составляют основу вертолетной авиации России, СНГ и ряда стран Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.
ОАО <Вертолеты России> — дочерняя компания ОПК <ОБОРОНПРОМ> (входит в Госкорпорацию Ростех), один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга — Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, авиакомпании <Газпром авиа> и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2013 году выручка <Вертолетов России> по МСФО выросла на 10% и достигла 138,3 млрд рублей, объем поставок составил 275 вертолетов.
ОАО <ОПК <ОБОРОНПРОМ> — многопрофильная машиностроительная группа, входит в Госкорпорацию Ростех. Основные направления деятельности: вертолетостроение (холдинг <Вертолеты России>) и двигателестроение (холдинг <Объединенная двигателестроительная корпорация>).
Государственная корпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит около 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 — в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль — 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.
Теги записи: Вертолеты России