Итальянские технологии на защите моря
24.03.2010
Для экипажей итальянской Береговой охраны жаркое лето позади с бесчисленным количеством вылетов с целью наблюдения и оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих бедствие судов – начиная с резиновой лодки и спортивного катамарана и заканчивая коммерческим сухогрузом. Но главной работой для Guardia Costiera стало спасение незаконных иммигрантов, пытающихся пересечь море при неблагоприятных погодных условиях.
Именно с целью контроля потоков незаконной иммиграции, их розыска и спасения Береговая охрана постоянно увеличивает количество летных часов.
Также, и это свойственно именно для Европы, летательные аппараты береговой службы участвуют и в морском патрулировании, направленном на предотвращение и пресечение правонарушений в сфере охраны окружающей среды.
Ключевым звеном системы берегового патрулирования выступает самолет ATR 42 Maritime Patrol, известный под кодовым названием Manta 10-01, производства итальянского авиастроителя Alenia Aeronautica. Тактическая составляющая представлена самолетами P-166DL3/SEM (могут приводняться, оснащены гидролокатором) и вертолетами AB-412CP (парк из 9 единиц).
В штаб поисково-спасательных работ и Морской полиции Италии не раз поступали запросы об оказании помощи за пределами страны, как, например, в 2003 году во Франции или в 2006-м в Ливане. Это ситуации, в которых особую роль играют экипажи портового управления, бортовые технологии ATR-42MP и слаженная работа команд AB-412CP. Итальянский продукт зарекомендовал себя с лучшей стороны.
Авиационный морской патруль способен обеспечить оперативную и сигнальную деятельность с максимальным периодом реагирования 30 мин. и в настоящее время воплощает в себе лучшие технологии подобных летных подразделений.
При довольно умеренных операционных затратах авиация Береговой охраны выполняет широкий круг заданий по морскому патрулированию, розыску и спасению, мониторингу и борьбе с экологическими бедствиями. Manta при помощи двигателей Pratt & Whitney PW121E с шестьюлопастными пропеллерами может достигать максимальной скорости 460 км/ч и крейсерской около 300 км/ч с автономным временем патрулирования 7 ч. И после того, как удается оценить фронт спасательных работ, в воздух поднимаются вертолеты AB-412CP.
ATR 42 MP оснащен радаром Raytheon/Texas Instruments SV 2022, который установлен на нижнем обтекателе под фюзеляжем, с обзором 360º, способным определять и отслеживать до 32 различных морских целей, в том числе при наличии загрязнений в виде пятен на поверхности моря.
Электрооптическая система Galileo Avionica EOST-23 используется для визуальной идентификации и классификации целей на поверхности, в том числе ночью. Установка Wescam M-20, вращающаяся на 360º, содержит 3 различных прибора: цветную телекамеру с высоким разрешением (считывает надписи высотой 20 см на расстоянии 2,5 км; радиус действия от 3 до более 30 км в зависимости от погодных условий, а также от размера и положения объектива), тепловизионную систему FLIR Galileo Galiflir с высоким разрешением и черно-белую телекамеру. Наконец, в комплект входит мощная поисковая фара (100 млн свечей Spectrolab SX.16P), помещенная на специальной опоре с правой стороны фюзеляжа.
У ATR-42MP есть возможность использования сбрасываемого аварийного передатчика, а также использования бенгальских огней в ходе операций поиска и спасения наряду с возможностью открытия задней двери в полете для сброса самонадувающихся шлюпок.
Технически не обделена и тактическая машина AB-412CP, хотя ей отведена роль оперативного элемента. Эти вертолеты могут оснащаться морским радаром наблюдения APS 717 (такой же стоит на вертолетах EH 101 и HH-3F). AB-412CP оснащены радиолокаторами DOPPLER, чувствительным элементом FLIR-LLLTV, навигационной системой на основе GPS, а также гироскопической платформой, автопилотом и системой стабилизации, что существенно снижает рабочую нагрузку на экипаж и позволяет ему концентрироваться на успешном завершении миссии. Борт оснащен электронной информационной системой полета с четырьмя экранами. Соответственно экипаж включает двух пилотов и двух операторов. Кроме того, имеется лебедка, корзина для подъема потерпевших, маяки-анализаторы Spectrolab, громкоговоритель, фотоаппаратура и емкости для пожаротушения. Максимальная взлетная масса AB-412CP – 5400 кг. Это один из самых пассажироемких вертолетов по соотношению взлетной массы и объема салона (14 пассажиров или 6 носилок с двумя сопровождающими). Вертолет может находиться в полете 2 ч 40 мин. Однако использование однодвигательной машины в морских операциях, пусть даже и вблизи берега (оперативный радиус до 200 км), представляет определенную проблему.
Не менее удобно осуществляется и пилотирование Manta: самолет оснащен системами автоматической стабилизации, и пилот получает постоянную поддержку системы AFCS (Автоматическая система контроля полетов).
Управление операцией возложено на TACCO (Тактический координатор) при содействии двух системных операторов, контролирующих и приводящих в действие все бортовые датчики. Взаимодействие и управление датчиками, сообщениями о миссиях, планом полета, цифровыми картами с сохранением всех данных, а также записью видео в течение миссии с последующим выводом на многофункциональный 19-дюймовый дисплей – все это обеспечивает компьютерная система управления миссиями MMS. То есть все элементы задания планируются автоматически, в том числе с использованием продвинутых навигационных и коммуникационных систем летательного аппарата.
Следующая надсистема управления – MPMS (Морская система управления патрульными миссиями). Ее цель – быстрое подведение итогов ситуации в театре военных действий, практически она играет роль воздушного командования. Здесь информация, полученная с датчиков и иных средств, передается по защищенным каналам на наземные станции и другие мобильные платформы.
В последнее время самолет дооснастили биспектральным сканером (BBS, Bispectral Scanner System) Daedalus IR/UV AA 2000, работающим на 12 каналах IR (инфракрасный) и одном канале UV (ультрафиолетовый). Это перспективное средство зондирования поверхности земли (такими сканерами также оснащают спутники).
Еще одна система, имеющаяся на борту, – мультиспектрального сканирования ATM ENHANCED (использует 11 спектральных полос в UV-диапазоне, в диапазоне видимости и в IR-диапазоне). Она позволяет определять и рассчитывать некоторые важнейшие параметры, необходимые для определения состояния морской среды, – температуры, распределения и концентрации хлорофилла, концентрации растворенных органических веществ, мутности воды, то есть наличия осадков во взвеси, а также составлять карты размещения растительности на мелких глубинах.
На борту Manta установлена новая система боковых радаров SLAR (Side Looking Airborne Radar), позволяющих определять и локализовать загрязнения морской поверхности на расстоянии вплоть до 40 миль с каждой стороны (SLAR размещены слева и справа фюзеляжа).
Береговая охрана планирует расширить свои возможности в области SAR путем усиления в первую очередь вертолетного компонента, где в ближайшее время будет введено в эксплуатацию два вертолета AW-139.
Новые винтокрылые аппараты обеспечат лучшие возможности, как с точки зрения радиуса действия, так и с точки зрения эвакуации пострадавших, имея по сравнению с AB-412CP большую автономию и располагая более просторным салоном.
Планируется постепенное исключение P-166DL3 с заменой на ATR-42MP, число которых в настоящее время должно достичь трех машин.
ATR-42MP будут и дальше дооснащаться сложнейшей аппаратурой для анализа объектов окружающей среды – лазерным дальномером (LIDAR) и гиперспектральными сканерами. Это расширит возможность мониторинга морской среды, поиск объектов, затопленных и опасных для навигации, а также обнаружения несанкционированных мест выброса отходов.
И в заключение важный анонс. В скором времени Береговая охрана рассмотрит кандидатуру конвертоплана BA-609, уже испытанного и оцененного по достоинству экипажами Экспериментального авиаморского центра ВМС Италии. Появление ЛА с такими характеристиками может изменить систему взаимодействия в Guardia Costiera с передачей в дальнейшем части функций управления этой винтокрылой машине.
Русский текст: Владимир Орлов