Итоги XIII Вертолетного форума

Традиционно, дискуссионная площадка Ассоциации Вертолетной Индустрии   привлекла к диалогу государственные регулирующие органы, Министерства и ведомства, производителей и промышленность, эксплуатантов вертолетной техники, поставщиков комплектующих, финансовый сектор, образование и науку. 

Около 500 представителей отрасли посетили XIII Вертолетный форум и обсудили актуальные вопросы дальнейшего развития вертолетной индустрии.

Пленарное заседание

В Пленарном заседании, посвященном «Стратегии развития вертолетной индустрии в новых реалиях» приняли участие: заместитель Министра промышленности и торговли РФ — О.Е Бочаров., Глава Росавиации — А.В Нерадько., Первый заместитель генерального директора ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» — А.О Ильменский., Директор по продвижению гражданской вертолетной техники АО «Вертолеты России» — И.О. Паньшин

Олег Бочаров: «Минпромторг будет запрашивать из федерального бюджета следующего года деньги на финансирование программы по сдаче вертолетов в trade-in для обновления устаревшего вертолетного парка»

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочаров поприветствовал участников форума, и рассказал о проведенной работе в условиях беспрецедентной ситуации: «Необходимо сформулировать новые инструменты для развития вертолетной отрасли, и наиболее успешные внедрять. На сегодняшний день поддержка государства очень серьезная. От науки мы ждем новые предложения и технологии, которые позволят нам быть технологически независимым государством…» 

На вопрос о господдержке и снижении процентных ставок, а также обнулении налогов заместитель Министра ответил: «Вопрос к производителям вертолетной техники: «Сколько можно давать поддержку, чтобы она переросла в отраслевую эффективность?! Стараемся оптимизировать налоги и процентные ставки, но отменить их невозможно. Экономические процессы должны функционировать…».

Также О.Е. Бочаров рассказал о высокой степени готовности с российскими двигателями к 2024 году, в том числе и по вертолетам Ансат; о развитии программ двигателей для разной техники, чтобы выходить на серийность. Он отметил, что запчасти и комплектующие для вертолетов иностранного производства — одна из серьезных задач, для которой ищут пути решения.

Заместитель Министра отметил, что Минпромторг вносил предложения АО «Вертолеты России» «по субсидированию мер под названием trade-in» уже три раза, включая этот год, но они не были поддержаны «финансовыми институтами». «Позиция заключается в том, что «Вертолеты России» – прибыльная компания, и вопрос замены устаревшей вертолетной техники должен регулироваться экономической и коммерческой деятельностью, и скидки должны предоставляться в рамках коммерческой деятельности. Но мы с упорством, достойным лучшего применения, будем вносить предложения в бюджет следующего года…» – сказал Олег Бочаров.

По его словам, Минпромторг учитывает, что состояние бюджета крайне напряженное. «Но то, что Тэшки (Ми-8Т) эксплуатируются в конкурентной среде не всегда качественно, во многом ни для кого не секрет», – подвел итог заместитель Министра. 

Росавиация остановила сертификацию вертолета Ка-62 из-за множества иностранных деталей.

Выступая на пленарной сессии, Александр Нерадько отметил: «Нынешнее время – это время для того, чтобы вертолетная индустрия получила мощный импульс развития. Говорю применительно к тому, что у нас, пока, нет серийного производства легких многоцелевых самолетов. Как раз вертолеты могут, в настоящее время, заместить эту нишу для перевозки, и пассажиров, и грузов». Также руководитель Росавиации проинформировал участников сессии о состоянии дел с подготовкой пилотов вертолетов и эксплуатацией вертолетов типа Ми-8 различных модификаций. На вопрос об отмене парка вертолётов Ми-8 он ответил: «Официального уведомления о приостановке работы вертолётов Ми-8Т в Росавиацию не поступало».

Руководитель Росавиации признал существующие проблемы с авиационными кадрами: «Авиаучилище испытывает хронический дефицит средств для развития технической базы, средств для летной подготовки. Из-за огромной разницы между уровнем зарплат пилотов-инструкторов и пилотов в авиакомпаниях произошел отток специалистов». 

В то же время переход на систему обучения, когда курсант сначала учится на однодвигательных вертолетах, затем – на двухдвигательных, произошел не от хорошей жизни. К такому решению авиавласти пришли после консультаций с отраслевым сообществом, напомнил А. Нерадько.

«Молодого человека, который пришел после школьной скамьи, трудно обучать распределять внимание сразу для двухдвигательного вертолета типа Ми-8. Поскольку однодвигательных машин в России не производится, поступают предложения, чтобы отечественный авиапром заполнил эту нишу. Создать легкий многоцелевой вертолет, в том числе для тренировочных целей, нужно в самые кратчайшие сроки, заключил А. Нерадько.

Глава Росавиации рассказал о программе вертолета Ка-62: «Расширенная сертификация вертолета Ка-62 остановлена из-за проблем с импортозамещением. В настоящее время в конструкции машины слишком много иностранных деталей, поставки которых больше не ведутся.  Машина получила сертификат типа ограниченной годности еще в прошлом году, но работы приостановлены в силу известных обстоятельств. Рассчитываем, что они будут продолжены в ближайшее время…» — подытожил А.В. Нерадько.

Директор по продажам гражданской вертолетной техники холдинга «Вертолеты России» Игорь Паньшин в ходе диалога пояснил, что Ка-62 на 60 процентов зависит от импорта — лопасти, материал, двигатели, авионика. Теперь, когда сотрудничество с поставщиками разорвано, надо пересматривать все, и смысла в дальнейшей сертификации текущего варианта нет.

По словам Паньшина, стендовые испытания обновленного Ка-62 предполагается завершить в 2024 году, а дополнительные сертификационные испытания и совместные государственные испытания — в 2025 году.

Игорь Паньшин рассказал о российском рынке вертолётов в условиях современных экономических процессов и возможностях промышленности: «Машины Ми-171А2 и тем более Ми-171А3 глубоко модернизированные современные, мы идём вперёд и ориентируемся на то, что будет востребовано в ближайшие три, пять, десять лет. О таких продуктах говорить необходимо. Призываю всех эксплуатантов отечественной вертолётной техники участвовать в процессах и в более тесном контакте обсуждать свои потребности» — сказал он.

Ми-8 для миротворческих миссий

Авиакомпания «ЮТэйр» заказала «Вертолетам России» разработку версии вертолета Ми-8 предназначенного для миротворческих миссий, первая подобная машина уже готова, сообщил первый заместитель генерального директора «ЮТэйр» Андрей Ильменский в ходе Пленарного заседания. По его словам, авиакомпания совместно с «Вертолетами России» работают над модернизацией вертолетов семейства Ми-8 под нужды заказчиков: оптимизация бортового радиоэлектронного оборудования, сокращение численности экипажа, выстраивание новой системы подконтрольной эксплуатации.

«Ну, и доработка вертолета в том, что нужно для миротворческих операций: с очками ночного видения, с установленной системой баллистической защиты… В принципе, одна такая машина у нас уже готова и может выполнять полеты…» — сообщил он.

«Что касается возможной замены вертолётного парка вертолётов типа Ми-8 на новые, скажу, что в настоящее время без Ми-8 будет обойтись сложно. Вертолёты серии Ми-171А2 и Ми-171А3, конечно, современные, модернизированные, но, пока, «бутиковые». На сегодняшний день мала вероятность полноценной массовой эксплуатации данных вертолётов», — заявил Андрей Ильменский.

Также на Пленарном заседании обсудили возможность эксплуатации воздушных судов по состоянию, сокращение сроков сертификации ВС; финансово-экономические инструменты, льготный лизинг для авиакомпаний с вертолетным парком; кадровые риски в ближайшие 5 лет — обучение и нехватку летного и технического составов в гражданской авиации и предприятиях ОПК; правовую неопределенность в воздушном законодательстве; новые технологии и приоритетные авиационные сферы для дальнейшего развития отрасли.

Участниками форума были внесены предложения по дальнейшему развитию отрасли. Ключевыми стали предложения по совершенствованию дополнительных программ финансирования лизинговых компаний на пополнение (обновление) вертолетного парка авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки на местных авиалиниях; льготного лизинга вертолетов в «арктическом» варианте; о расширении географии и транспортных маршрутов, а также по упрощению процедур сертификации новой вертолетной техники.

В завершении Пленарного заседания участниками форума отмечена необходимость активного включения всех авиационных, научных и прикладных институтов в комплексную работу, направленную на обеспечение технического и технологического заделов для развития независимости вертолетной техники от западных производителей.

Во время перерыва Президент Ассоциации Вертолетной Индустрии Герой России Н.Ф. Гаврилов ответил на вопросы молодежного движения и активистов авиации — участников XIII Вертолетного форума: «Главная задача форума — это возможность диалога государства, промышленности и эксплуатантов, благодаря которому все участники отрасли могут продуктивно решать технические, законодательные, правовые вопросы, развивая вертолетную индустрию в целом».

Работу XIII Вертолетного форума продолжили тематические секции: 

1-ая тематическая секция 

«Развитие промышленности. Импортозамещение и модернизация эксплуатируемых вертолетов, продление ресурсов и сроков годности летательных аппаратов — путь в новой реальности» 

«Вертолетный форум — это консолидация усилий органов государственной власти, промышленности, научно-образовательного и предпринимательского сообществ по созданию условий для ускорения технологического развития и оперативного внедрения достижений и новых технологий» — заявил о работе форума модератор секции Олег Пантелеев.

С докладами выступили представители компаний: АО «РТ-Техприемка», АО НЦВ «Миль и Камов», АО «Навигатор», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», ООО «Вельтпласт», ООО «Интеравиагаз», ООО «КАМА», ООО «Русатом МеталлТех», Национального исследовательского Томского политехнического университета и другие организации. 

Ключевыми вопросами обсуждения стали:

  • Мероприятия по предотвращению применения контрафактной и фальсифицированной продукции при изготовлении продукции авиационного и оборонного назначения.
  •  Комплектующие и новые логистические пути.
  • Аддитивные технологии на производстве. Сложности в закупке комплектующих.
  • Современные комплексы бортового оборудования для вертолетов.
  • Технологическая независимость и новые предложения рынку.
  • Оснащение посадочных площадок.
  • Авиационное экологичное и дешевое сконденсированное топливо (АСКТ) для арктических и других подобных регионов России.
  • Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки с газодинамической системой управления

Участники секции обсудили наличие и сложности закупки комплектующих, новые логистические пути, альтернативное авиатопливо, вертолетные площадки и их работу, а также размещение посадочных площадок в удаленных регионах России.

Факты правовой неопределенности в воздушном законодательстве, препятствующие деятельности вертолетной гражданской авиации, тенденции страхования вертолетной техники, поставка запчастей и риски в применении авиационных масел и контроль качества также были среди обсуждаемых тем во время дискуссий.

Для импортозамещения некоторой части иностранных комплектующих для вертолетной техники необходимы ОКР (опытно-конструкторские работы).

Первый заместитель исполнительного директора АО «НЦВ Миль и Камов» Александр Тарасов рассказал, что Национальным центром вертолетостроения подготовлена программа по импортозамещению покупных комплектующих изделий, по многим из них имеются аналоги. Соответствующие коррективы вносятся в конструкторскую документацию.

В то же время львиная доля изделий не производится в России и по ним нужно проводить отдельные опытно-конструкторские работы.

К критическим компонентам, в частности, относятся двигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование, топливная система, система аварийного приводнения: «Мы написали техническое задание на замещение всех компонентов, и сейчас проходят конкурсные процедуры в нашем холдинге по поводу того, кто это будет все разрабатывать – уточнил А. Тарасов. 

Заместитель генерального директора по развитию АО «Навигатор» Артем Хорошанский рассказал про современное бортовое радиоэлектронное оборудование для вертолетов.

Акцент в докладе был сделан на аппаратуру, которая может быть установлена на вертолеты в целях модернизации и импортозамещения иностранного оборудования.
Предприятие предлагает разработчикам и производителям вертолетов замену традиционных бортовых панелей на «Стеклянную кабину». 

«Установка «Стеклянной кабины» обеспечит расширение функциональных возможностей вертолета при снижении стоимости обслуживания и эксплуатации по состоянию. Это решение позволит провести модернизацию машины без существенных конструкторских изменений, при этом безопасность и комфорт эксплуатации значительно повысятся», — отметил Артем Хорошанский.

На данный момент различное оборудование АО «Навигатор» устанавливается на вертолеты Ми-8/17, Ми-38, Ка-62, Ка-226, АНСАТ и другую технику. 

2-ая тематическая секция 

«Безопасность полетов. Подготовка летно-технического состава. Дальнейшая эксплуатация вертолетов российского и иностранного производства». 

«Конечно, предстоит большая совместная работа для всей вертолетной индустрии: и государства, и промышленности, и бизнеса, и научного сообщества. Прежде всего по созданию наукоемких направлений для обеспечения конкурентоспособности нашей страны в сфере высоких технологий» — отметил модератор секции, исполнительный директор Агентства  «Авиапорт» Олег Пантелеев.

С докладами выступили представители: АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», АО «Навигатор», АО АК «Полярные авиалинии», ООО «Корпорация Русская эргономика и интеллектуальные системы», Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, АК «Ельцовка», ООО «Протектор», СПАО «Ингосстрах» и другие компании.

На тематической секции были рассмотрены доклады: 

  • Подготовка пилотов вертолётов в новых условиях. Вертолёт первоначального обучения, требования к нему.
  • Выполнение планов учебно-летной работы в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского — филиал ФГБОУ ВО УИ ГА имени главного Маршала авиации Б.П. Бугаева.
  • Системы предупреждения столкновений и система наблюдения воздушной обстановки (МСНВО).
  • Безопасность пилотирования вертолетов на малых высотах.
  • Текущие тенденции страхования авиационной техники.
  • Изучение конъюнктуры регионального рынка аренды вертолётов. Статистика спроса на оказание услуг по отраслевым направлениям.
  • Вопросы медицинского освидетельствования и правового регулирования в сфере гражданской авиации. 
  • Поставка запчастей для вертолетов российского и иностранного производства в современных реалиях. 

АО «АК «Полярные авиалинии»: «Молодым пилотам не хватает практики»

Как рассказал первый заместитель летного директора АО «АК «Полярные авиалинии» Семен Семенов, в этом году компания ждала 7 выпускников Омского летно-технического колледжа (является филиалом Ульяновского института гражданской авиации) для работы на вертолетах, но устроился лишь один. Приезд остальных ожидается только следующей весной из-за переноса срока окончания учебы.

«Мы сейчас вынуждены набирать вторых пилотов ото всюду, в том числе брать бывших военных, переучивать, затрачивать на это средства, хотя могли бы взять выпускников», – сказал первый заместитель летного директора «Полярных авиалиний».

Пополнить кадровый состав предприятие еще собирается за счет выпуска 2023 года – компания готова принять на работу 18 человек. Но здесь может возникнуть аналогичная история. Вероятно, новоиспеченные пилоты придут в 2024 или 2025 году, не исключил С. Семенов.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации на сегодня единственное учебное заведение в России, которое готовит вертолетчиков. По мнению С. Семенова, на столь большую страну этого явно недостаточно. К примеру, на вертолеты можно обучать в Якутском авиационно-техническом училище гражданской авиации, где выпускаются пилоты самолета.

Кроме того, с участием Корпорации развития Дальнего Востока прорабатывается вопрос по организации обучения вертолетчиков на базе авиационного техникума в Улан-Удэ (местный авиазавод входит в холдинг «Вертолеты России»), сообщил представитель «Полярных авиалиний». Для этого заведению необходима соответствующая сертификация.

Стоит сказать, что для дальневосточных перевозчиков вопрос пополнения летного состава достаточно серьезен. К примеру, авиакомпания «Аврора» только до 2027 года планирует увеличить свой вертолетный парк на 21 машину.

Омский ответ

Проблема с подготовкой вертолетчиков складывается из-за недостаточного финансирования, рассказал директор филиала Ульяновского института гражданской авиации Александр Дружин. Если в прошлом году Омский колледж выпустил 222 курсанта, то в этом из курса в 105 человек – только 48. До конца года планируется, что обучение полностью пройдут еще 17 человек, остальные – в марте-апреле следующего года.

Судя по всему, сдвиг неизбежен по следующему курсу. Пилоты выпуска 2023 года еще не приступали к полетам.

«Нас ограничивает Федеральный государственный образовательный стандарт и ФАП (Федеральные авиационные правила) № 147, где прописано, что мы должны обучать курсантов сначала на однодвигательных вертолетах при налете 50 часов и, затем, 40 часов – на двухдвигательных типа Ми-8», – уточнил А. Дружин.

В распоряжении колледжа есть 5 легких однодвигательных вертолетов. Это зарубежные Eurocopter AS350 B2 и Bell 407. Однако они выработали свой ресурс и с сентября стоят на приколе. Проблема не только в необходимости средств на их восстановление, но и в том, что технику нужно отправлять на ремонт в Европу, что невозможно в условиях нынешних санкций.

Как сообщил А. Дружин, колледж обратился с предложением внести изменения в образовательные стандарты и ФАП с тем, чтобы целиком обучать пилотов на двухдвигательных вертолетах: «Такие программы есть. До 2015 года мы так и выпускали. И люди вовремя получали документы, уходили в авиаотряды».  

Еще одна проблема – нехватка у учебного заведения собственных пилотов-инструкторов. Из-за низких зарплат эти специалисты нашли себе другое место. В итоге летно-технический колледж вынужден заключать договор на услугу предоставления вертолета с летным и инженерно-техническим составом у сторонних организаций. Однако поступление средств по данным контрактам отстает от учебного процесса, что тормозит всю подготовку специалистов.

Также участники секции подняли вопросы о необходимости повышения престижа летных и инженерно-технических профессий, финансированию подготовки кадров в области инженерного дела и информационной безопасности. 

Компании — эксплуатанты вертолетной техники также обсудили перечень заболеваний для прохождения летных медкомиссий и деятельность сотрудников комиссий, нормы медицинского освидетельствования, разногласия в законодательных актах и законах, и попросили выйти Ассоциацию Вертолетной Индустрии с предложением для урегулирования спорных вопросов с государственными органами. 

По итогам XIII Вертолетного форума Ассоциацией Вертолетной Индустрии будет создана резолюция по вопросам, требующим решения. Результаты работы будут освещены на XIV  Вертолетном форуме, который состоится в 2023 году. 

ПАРТНЕРЫ АВИ