Итоги «Aero India 2011»

13 февраля завершился пятидневный международный авиасалон «Aero India 2011», в очередной раз подтвердивший статус одного из крупнейших авиационных событий на Азиатском континенте. Выставку постелили более 75 тыс. человек, которые могли ознакомиться с продукцией около 400 компаний из 30 государств мира.

Напомним, выставка «Aero India» проводится с 1996 года с интервалом раз в два года под патронатом Правительства и Торгово-промышленной палаты Индии. В этом году производители со всего мира представили свою продукцию, как на статических стоянках, так и на летных шоу, которые проводились дважды в день. Всего в авиашоу прияло участие более 50 воздушных судов.

Традиционно российская экспозиция стала одной из самых масштабных на «Aero India 2011». По словам заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктора Комардина, который возглавил российскую делегацию на выставке, компании из России представили более 80 образцов вооружений и военной техники. При этом господин Комардин отметил, что российские компании в Индии участвуют в более чем в 10 авиационных проектах (самолетных, вертолетных и двигательных), а общая сумма военных индийско-российских контрактов превышает $13 млрд.  

Среди наиболее успешных российских образцов значительный интерес индийской стороны вызвал Ми-28НЭ, заслуженно считающийся одним из фаворитов в тендере на поставку ударных вертолетов для армейской авиации Индии. Среди других интересных моделей, представленных на выставке, отмечен легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т.

В то же время вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» выставил на показ модернизированный Ми-26Т2. Вертолет оснащен новой авионикой, благодаря чему экипаж машины сокращен с шести до трех человек. Также посетители индийского авиасалона смогли ознакомиться с транспортно-боевым вертолетом Ми-35М, вертолетом радиолокационного дозора Ка-31, многоцелевыми вертолетами «Ансат» и Ка-32А11ВС.

Российская сторона проявила повышенную активность еще до начала выставки. 7 февраля в пригороде Дели состоялась торжественная церемония открытия сервисного центра российско-индийской компании Integrated Helicopter Services Private Ltd. (учредители – вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» и индийская компания Vectra Group). Сервисный центр будет обслуживать вертолёты российского производства, являющиеся основой вертолётного парка Вооруженных сил Индии. Напомним, что на сегодняшний день индийской армии поставлено более 200 российских вертолётов Ми-17, Ми-25, Ми-26 и Ми-35.

Кроме вертолетной продукции, представители России активно продвигали на индийский рынок новейшие проекты пассажирских самолетов. В частности, на выставке был представлен отдельный павильон, посвященный новейшему реактивному лайнеру Sukhoi Superjet 100 от российской компании «Гражданские самолеты Сухого».

 

Вместе с проектами российских самолетостроителей на «Aero India 2011» также была представлена экспозиция украинского предприятия «Антонов», которое предлагает Индии новый многоцелевой морской патрульный самолет Ан-74, а также пассажирские реактивные самолеты семейства Ан-148 и Ан-158.

Следует отметить чрезвычайное возрастание интереса к индийскому авиационному рынку со стороны стран Запада, в частности США. Ярким свидетельством этого является тот факт, что для открытия американского павильона на «Aero India 2011» прибыл лично министр торговли США Гэри Лок, который подчеркнул исключительную важность Индии для мирового авиапрома. Всего же на выставке была представлена продукция около 60 американских компаний. По оценкам экспертов из США, в ближайшее десятилетие объем индийского авиационного рынка возрастет до уровня $150 млрд.

Для рекламы своего реактивного истребителя F-16, американцы привлекли известного индийского актера Шахида Капура, который в качестве второго пилота осуществил полет на одном из этих самолетов, участвовавших в авиашоу. Напомним, что F-16 (производства Lockheed Martin, США) участвует в тендере на поставку 126 средних многоцелевых истребителей для ВВС Индии (общая стоимость контракта оценивается в $10 млрд.). Его ближайшими конкурентам являются истребители F/A-18 (производства Boeing, США), Eurofighter Typhoon (производства EADS, Европейский Союз), Rafale (производства Dassault Aviation, Франция) и Gripen (производства Saab, Швеция). Также в индийском тендере участвует Россия со своим МиГ-35.

По мнению западных аналитиков, рекламный трюк с участием звезды Болливуда, вряд ли поможет компании Lockheed Martin выиграть этот контракт, так как F-16-е уже морально устарели, и, кроме того, эти самолеты стоят на вооружении Пакистана, что уже само по себе является психологически неприемлемым для индийской стороны. В такой ситуации не исключено, что американцы предложат Индии свой новейший малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35. Но такой вариант развития событий очень маловероятный, так эта модель еще только поступает на вооружение в ВВС США.

Вернемся же к деятельности вертолетостроительных компаний. Европейский концерн Eurocopter выставил на «Aero India 2011» вертолеты AS550C3 Fennec и AS565 Naval Panther. Также был показан  EC135 в конфигурации «летающей скорой помощи» (Helicopter Emergency Medical Services, HEMS). В ходе выставки заключен контракт на поставку пяти вертолетов AS350 B3 индийским компаниям Global Vectra, Summit Aviation и SS Aviation.

Компания AgustaWestland (Италия, Великобритания) подписала контракт на поставку гражданским заказчикам из Индии двух AW139. Как известно, в последнее время эта компания активно занимает нишу вертолетов, предназначенных для морских (оффшорных) операций. В связи с этим на выставке были показаны машины AW109, AW101 и AW159, а также военный NH-90.

Американская компания Bell Helicopter сообщила о первой поставке в Индию своего легкого вертолета Bell 429, а концерн Boeing представил свои винтокрылые машины – военно-транспортный CH-47F Chinook и ударный AH-64D Apache.

Помимо иностранных предприятий, индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) также решила продемонстрировать на выставке максимум своих возможностей, заявляя о возросших амбиция по завоеванию отечественного и зарубежного авиационного рынка. Индийский производитель показал вертолеты Dhruv и LCH (Light Combat Helicopter), а также был представлен макет легкого многоцелевого вертолета LUH (Light Utility Helicopters), разработка которого пока еще не завершена.

По информации представителей HAL, на сегодняшний день имеется более 150 заказов на вертолеты LCH, а в ближайшие 5 лет компания планирует активизировать продажи вертолетов ALH (Advanced Light Helicopter). В частности, на выставке было объявлено о передаче индийской армии первых пяти вертолетов ALH с двигателями Shakti (всего заказано 159 таких машин). HAL также заключила контракт на поставку двух вертолетов Cheetah в Намибию.

На «Aero India 2011» также были представлены компании, выполняющие техническую поддержку и ремонт авиационной техники, производители специального и дополнительного оборудования, бортовой аппаратуры, тренажеров, навигационных и систем обеспечения безопасности. В частности, американская корпорация Northrop Grumman показала новейшие разведывательные системы, применяемые на вертолетах морской разведки. Канадская компания CAE заключила договор по созданию тренажерного центра в Бангалоре, где уже с июля этого года начнется подготовка индийских пилотов Eurocopter Dauphin 365N3, а с марта 2012-го – пилотов Dhruv. Израильская фирма Elisra, являющаяся одним из крупнейших производителей электроники для систем вооружения, представила новейшие комплексы активной и пассивной обороны вертолетов.

Таким образом, активное участие российских и западных компаний в «Aero India 2011» подтверждает высокий интерес производителей авиационной техники к возрастающему индийскому рынку, который на сегодняшний день динамично расширяется и набирает обороты.

 

ПАРТНЕРЫ АВИ