Итоги конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ – 2016
29.04.2016
14 апреля состоялась 8-я международная конференция «АВИАЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЛИЗИНГ В РОССИИ И СНГ — 2016» . В работе конференции приняли участие более 160 делегатов, представляющих авиакомпании (29%), лизинговые компании (27%), производителей авиатехники (10%).
Выступающие на конференции неоднократно подчеркивали, что рынок авиационных услуг переживает период стагнации и не ожидается каких-либо положительных тенденций в кратко и среднесрочной перспективе. Наблюдаются серьезные изменения в структуре пассажирооборота и грузооборота. Такая ситуация предполагает единственную стратегию «выживания» для авиакомпаний — максимальное использование имеющегося парка авиатехники, сокращение расходов, краткосрочное планирование и минимизация рисков по обновлению парка. В этих условиях объективная реальность определяет взятие на себя производителем большей доли рисков при продаже воздушных судов, повышение эффективности послепродажного обслуживания. Для производимых серийно вертолетов (Ми-8 АМТ/МТВ) необходима глубокая модернизация без существенного повышения стоимости. Для вводимых в эксплуатацию новых вертолетов (Ми-171, «Ансат») требуется проведение производителем лидерной эксплуатации с максимальным принятием на себя расходов и рисков начального этапа эксплуатации.
В выступлениях представителей лизинговых компаний, для максимальной поддержки эксплуатантов, предлагалось более широкое использования операционного лизинга в сравнении с финансовым. Такой лизинг предполагает более активное принятие лизинговой компанией рисков, связанных с коммерческой эксплуатацией и процедурами технического обслуживания.
На конференции отмечалось, что для самолетной индустрии работают программы государственного субсидирования авиакомпаний, что «позволяет обеспечить уровень ставок по лизинговым договорам в рублях на уровне номинальных процентных ставок по доллару и евро». Для вертолетной индустрии нельзя сказать о реализации программы государственного субсидирования в рамках Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1212 «О предоставления субсидий на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок».
Вертолетная индустрия была представлена рядом авиакомпаний и холдингом «Вертолеты России», что дает надежду на эффективное применение полученной информации, в том числе по механизмам внедрения производителем гарантии остаточной стоимости, гарантии обратного выкупа.
Общий вывод по итогам конференции: для преодоления негативных тенденций в авиационной отрасли необходимо кардинальное решение озвученных на конференции проблем в области авиационного финансирования и лизинга в России и СНГ.
Теги записи: АТО.RU, лизинг, Ми-8