Из боевого строя в категорию «7 звезд»
12.09.2013
Стремление совместить ресурсы военной техники с гражданским комфортом практически всегда считалось прерогативой высшего разряда. Рафинированный милитаризм помноженный на властность созвучны сердцам и восточного правителя, и владельца западной корпорации.
И у кого, как не у первых лиц в политике и экономике, есть мотив и возможность наделить свое средство передвижения, кроме «джентльменского набора» удобств, всеми качествами «боевой колесницы». Благо средств на такие удовольствия хватает даже в кризисные времена.
VIP-технологии объединяют
Производители вертолетной техники, как никто понимающие тягу VIP-покупателей к основательности и комфорту, стараются не только поразить их роскошью, помноженной на военную стать, но и разрабатывают на этот счет целые маркетинговые программы.
Адаптацию военного стиля и платформ под критерии статусной роскоши можно считать этакой брутальной темой VIP-технологий. Она, по сути, адресована любителям военной тематики, предполагающая особые стандарты мощности и живучести.
Традиционный путь «лакшеризации» вертолетов лежит через сотрудничество вертолетостроителей с законодателями моды в сфере транспортной роскоши. Примером такого сотрудничества можно считать альянс компаний Mercedes и Eurocopter. Ими создана целая линейка транспортных средств VIP-класса, состоящая из автомобилей и вертолетов, имеющих единый стиль оформления интерьеров пассажирских кабин. Кстати Mercedes-Benz одолжил вертолету EC145 не только свой особый стиль интерьера, он поделился с ним и высоко функциональной эргономикой, основанный на модульности.
Не из родни, а в родню
И, все же, военная тематика. Здесь особого уровня зависти статусных клиентов заслуживает вертолет AW101, родственник военно-транспортного EH101, еще недавно «козырной туз» компании AgustaWestland. Его 12-местный салон оборудован светлыми кожаными диванами и креслами, деревянной с инкрустацией мебелью и другими атрибутами, оправдывающими ценник в $21 млн.
Реинкарнация военного EH101 в статусный гражданский AW101 состоялась не случайно. Самое простое объяснение этому – желание производителя AgustaWestland выжать максимальную прибыль из удачной платформы.В самом деле, оснащенный тремя двигателями CT7-8E или RTM322, тремя интегрированными гидравлическими системами и тремя воздушными стартерами, AW101 демонстрирует уникальные летные показатели при полетах с одним неработающим двигателем. Не теряя скорости в таком случае, он спокойно может осуществлять перевозки. Композитные несущий и хвостовой винты имеют оптимизированные характеристики поверхностей, благодаря которым существенно снижены показатели уровня внешнего шума, улучшены показатели маневренности и повышена устойчивость к внешним воздействиям. Установленная комплексная система антиоблединения позволяет эксплуатировать AW101 при экстремально низких температурах, вплоть до -45 градусов Цельсия. AW101 имеет очень просторный салон, высокий уровень комфорта для пассажиров и оборудован новейшими средствами связи, что делает его идеальным для перевозки глав государств и других представителей VIP граждан авиатранспортом. Кабина пилотов данного вертолёта на 30% больше и просторнее, нежели у его ближайшего конкурента, и он сможет летать на расстояния до 1000 км, в то же время данная модель оборудована чрезмерным количеством систем управления в критических ситуациях и соответствующими компонентами, что придаёт данному вертолету более высокий уровень безопасности полетов и выживаемости в критических ситуациях. О комплектации AW101 электронным развлекательным оборудованием можно вообще не заикаться. Даже по умолчанию оно обеспечивает самые взыскательные вкусы клиентов.
С новой меркой
При этом необходимо признать, что гражданский сертификат вертолет получил еще в 1994 году, как EH101. Однако в том варианте была продана всего одна машина, что иначе как неудачу оценить нельзя. Ее покупателем стала полиция Токио. С тех пор в конструкцию и авионику вертолета было внесено множество изменений, изменивших его эффективность и надежность до такой степени, что его стали предлагать для программы ВМС США замены вертолетов «Marine One», на которых перемещаются президент и другие высокопоставленные чиновники США. Однако для формирования ясной маркетинговой доктрины и этого было недостаточно.
Словом, на гражданском рынке AW101 пришелся явно не ко двору. Здесь, в битве за клиентов мировые производители не жалеют ни сил, ни средств. Мало того, AW101 фактически перешел дорогу своим соплеменникам, таким, как AW139. Однако, принцип «выжать из конструкции все и по максимуму» не мог дать покоя производителю по определению. Отсюда, в некотором смысле провокационная идея – позиционировать AW101 в качестве техники класса VIP+, то есть VVIP.
В моде утонченная брутальность
Все это стало основанием для значительного спроса на тяжелый AW101 в супер комфортабельной конфигурации для государственных структур разных стран. Так по два таких вертолета заказаны для правительств Саудовской Аравии и Туркмении. Первый из двух вертолетов AW101 VVIP поставлен «Туркменским авиалиниям» в рамках контракта, подписанного в 2010 году на международной авиационной выставке «Фарнборо» в апреле 2013 года. На очереди правительство Алжира. Заказ на 12 AW101 был оформлен и ВВС Индии для VVIP миссий. Нашумевший коррупционный скандал, который некоторые именуют «делом Орси», приостановил индийскую тему. То что безболезненно практикуется в развивающихся странах — оплаченный сговор заказчиков и поставщиков при формулировании условий тендера в пользу конкретного производителя — плохо закончилось для группы итальянских чиновников и топ-менеджеров. Вместе с тем, первые две машины уже были переданы заказчику в декабре 2012 года. Остальные вертолеты первой партии из шести AW101 для Индии пока используются для обучения экипажей в Великобритании.
VVIP – роскошь плюс боевой налет
Несмотря на то, что условия индийского конкурса были изменены в пользу AW101, но они, в основном коснулись, настоящих достоинств этой машины. Конкурентом AW101 выступал американский вертолет S-92 Super Hawk, созданный компанией Sikorsky Aircraft. Этот вертолет был признан несоответствующим требованиям ВВС по нескольким параметрам, включая возможность транспортировать необходимое количество пассажиров и мощность двигателей. Налет S-92, сертифицированного Федеральным управлением гражданской авиации, пока составил 77 тыс. ч в сравнении со 115 тыс. ч у AW101. Кроме того последний обгоняет соперника и в топливной экономичности, и вместимости, полезной нагрузке, и ряду других параметров.
Таким образом, техника VVIP-класса помимо роскоши должна обладать и недюжинными техническими характеристиками. Их в достатке у тяжелого и объемного AW101, выросшего из военного предшественника, прошедшего школу многолетнего ввода в эксплуатацию в качестве главного транспортника НАТО. По всей видимости, в настоящее время такой вертолет можно считать стандартом класса, за кулисами витрины роскоши у которого прячется мускулистая военная рабочая лошадь.