Ка-15


О вертолете
KA-15. Легкий корабельный вертолет
История создания и производства
Полученные при испытаниях Ка-15 летно-технические характеристики оказались выше проектных. В 1958-1959 гг. летчик В.В.Виницкий установил на нем два мировых рекорда скорости по замкнутому маршруту. В 1956 г. началось освоение серийного производства Ка-15 на авиационном заводе № 99 в Улан-Удэ. Всего за четыре года там было построено 354 машины (в том числе 67 УКа-15). Более десяти лет они эксплуатировались в ВМФ и народном хозяйстве Советского Союза.
В августе 1950 г. ОКБ Камова приступило к разработке нового вертолета соосной схемы, получившего название Ка-15 (заводское обозначение «изделие Б»). Вертолет создавался по заданию командования военно-морской авиации как многоцелевой корабельный и поэтому проектировался очень компактным. Ка-15 должен был выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок, вести разведку в интересах боевых кораблей, корректировать артиллерийский огонь, обеспечивать связь между кораблями и берегом и проводить спасательные работы.
Конструкция
Это был двухместный аппарат с классической компоновкой «экипаж спереди, силовая установка сзади», с созданным в ОКБ А.И. Ивченко звездообразным девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения АИ-14В мощностью 255 л .с. Передача мощности к несущим винтам производилась через систему трансмиссии, состоявшую из двухступенчатого редуктора двигателя с вентилятором, комбинированной муфтой включения и свободного хода, а также распределительного редуктора. Лопасти винтов — деревянной конструкции с пенопластовым заполнением хвостовых отсеков, фанерованные и оклеенные полотном. Они были снабжены антиобледенительным устройством и крепились к втулке посредством трех шарниров. На оси вертикальных шарниров стояли фрикционные демпферы. Управление вертолетом осуществлялось общим — дифференциальным и циклическим — изменением углов установки лопастей несущих винтов посредством автоматов перекоса, соединенных довольно сложной по конструкции колонкой управления с промежуточными ползушками. В системе управления имелись разгрузочные пружинно-триммерные устройства. Управление общим шагом лопастей и частотой оборотов двигателя было совмещено на ручке «шаг-газ». Для вертолета было разработано два варианта шасси: обычное четырехопорное колесное и поплавковое. На левом борту Ка-15 крепилась опускаемая поисковая гидроакустическая станция. Вертолет мог также переносить сбрасываемые гидроакустические буи и небольшие глубинные бомбы.
Характеристики
| Экипаж | 2 |
| Длина | 6,26 |
| Диаметр несущего винта | 9,96 |
| Максимальная ширина фюзеляжа | 2,85 |
| Высота | 3,35 |
| Максимальная взлётная масса | 1460 |
| Масса пустого | 963 |
| Силовая установка | АИ-14В |
| Мощность двигателей | 255 |
| Лётные характеристики | |
| Максимально допустимая скорость | 155 |
| Крейсерская скорость | 120 |
| Практическая дальность | 350 |
| Динамический потолок | 3000 |
| Статический потолок | 300 |