Ка-226

О вертолете


Осознавая необходимость развития Ка-26, в рамках межправительственного соглашения между СССР и Румынией, в 1984г. ОКБ им. Н.И. Камова приступило к модернизации вертолета, получившего обозначение Ка-126. Основой модернизации стала замена силовой установки. Вместо двух поршневых М-14В26 было решено установить новый газотурбинный двигатель ТВО-100 мощностью 720 л.с. Возросшая мощность силовой установки поднимала энерговооруженность вертолета, улучшалась его эксплуатационная технологичность. На румынском заводе IAR было освоено производство Ка-126 и с 1988 по 1991 г. было выпущено 11 вертолетов. Программа Ка-126 пострадала от геополитических процессов начала 1990-х гг., развернувшихся на пространстве СЭВ. В 1991 г. производство вертолета было свернуто, семь недоукомплектованных Ка-126 были переданы в ОКБ им. Н.И. Камова. Производственная оснастка из Румынии была перевезена на ПО «Стрела» (г. Оренбург), где планировалось в рамках конверсионной программы развернуть производство Ка-126. Прекращение финансирования программы остановило доводку двигателя ТВО-100 и производство Ка-126.

Отсутствие альтернатив среди отечественных двигателей, открывшиеся возможности сотрудничества с западными производителями а также возрастающие требования по безопасности полетов привели конструкторов фирмы «Камов» к двухдвигательной силовой установке на базе американского двигателя Allison 250-C20В (2х420 л.с.). Двухдвигательный вертолет, на основе уже прошедшего испытания Ка-126, получил обозначение Ка-226. В 1994 г. на ПО «Стрела» начались работы по переделке трех Ка-126 в Ка-226. Энергичная деятельность генерального конструктора С.В. Михеева способствовала тому, что в 1996 г. проект нового Ка-226 поддержали министерство МЧС РФ, «Газпром» и Правительство Москвы, выразившие заинтересованность в приобретении Ка-226. С 1997 г. к производству Ка-226 подключилось ФГУП «КумАПП» — профильный завод, выпускающий вертолеты марки «Ка». Ка-226 (ремоторизованный Ка-126) совершил первый полет.

Новый этап в развитии вертолета связан с отходом Ка-226 от своих предшественников. Ка-26, Ка-126 и первые Ка-226 отличала в основном силовая установка. Было принято решено создать практически новый вертолет с заменой планера, несущей системы и оборудования при сохранении внешнего облика и проверенной концепции легко-трансформируемого вертолета на основе носителя «летающее шасси».

На смену двигателям Allison 250-C20B пришли более мощные и экономичные Allison 250-C20R (2х450 л.с.). Обновилась кабина пилотов. Обширное остекление кабины улучшило внекабинный обзор. В кабине были установлены энергопоглощающие кресла пилотов. Бортовое пилотажно-навигационное оборудование Ка-226 стало обеспечивать возможность выполнения полетов как днем, так и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Обновленная грузо-пассажирская кабина получила сдвижную дверь по левому борту, которая позволяет выполнять различные работы в воздухе, в том числе с грузовой лебедкой.

Был создан новый несущий винт. Втулки несущего винта выполнены с использованием стальных пластинчатых торсионов и ткане-металлических самосмазывающихся подшипников. Такая втулка не требует обслуживания в эксплуатации и имеет хороший ресурсный потенциал.

Разработано несколько вариантов Ка-226. Аварийно-спасательный Ка-226А оборудован грузовой лебедкой для поднятия на борт людей и грузов массой до 300 кг. Для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 1300 кг вертолет оборудован системой внешней подвески. Может быть установлен поисковый прожектор, гиростабилизированная круглосуточная оптико-электронная система, метео-поисковый локатор, громкоговорящая установка и другое оборудование.

Медицинский вариант Ка-226 может быть использован для доставки медицинского оборудования с медперсоналом как для оказания медпомощи на месте, так и для транспортировки больного к медучреждению с возможностью оказания медпомощи на борту. В состав медицинского оборудования включены носилки с каталкой, кислородное оборудование, электрокардиограф, дефибриллятор и другое реанимационное и терапевтическое оборудование.

Первый полет обновленного Ка-226 состоялся 28 марта 2001 г. По сравнению с Ка-26 значительно выросли ЛТХ Ка-226. Масса полной нагрузки (груз+топливо) выросла с 1100 кг до 1300 кг, статический потолок увеличился с 1390 м до 2600 м. Динамический потолок вертолета практически удвоился — с 2700 м до 5000 м. Значительно выросла крейсерская скорость вертолета со 140 км/час до 197 км/час.

В 2003 г. Ка-226 получил российский сертификат типа, открывающий возможность его использования эксплуатантами государственной авиации и в силовых ведомствах. В 2004 г. был получен сертификат на эксплуатацию вертолета по категории А — продолженный взлет с набором высоты при отказе одного двигателя.

С 2004 г. начались поставки первых Ка-226 в эксплуатирующую организацию «Газпрома» — авиакомпанию «Газпромавиа». В 2005 г. два Ка-226 выпуска КумАПП были переданы управлению авиации ФСБ. По совместному решению Руководителя управления и Руководства фирмы «Камов» на одном из переданных вертолетов были проведены высотные испытания Ка-226 с целью расширения сертификата. Успешно выполненные взлеты-посадки на высокогорных площадках Кавказа, расположенных на высотах вплоть до 3000 м, позволили подтвердить высотные характеристики Ка-226 и расширить условия применения вертолета.

По сей день продолжаются работы по повышению ЛТХ вертолета и расширению возможностей Ка-226 при его использовании по категории А. Проводится новая ремоторизация — установка двух французских двигателей Turbomeca Arrius 2G2 со взлетной мощностью 670 л.с. Двигатель Arrius относится к двигателям следующего (после Allison 250-C20) поколения, имеет улучшенные ресурсные и эксплуатационные показатели, оснащен цифровой системой контроля работы и диагностики — FADEC. Разрабатывается новый редуктор под увеличенную (2х550л.с.) мощность двигателей. Удачно выбранный в 1960-х гг. диаметр винта Ка-26 (на вырост), новый несущий винт Ка-226 и возросшие возможности силовой установки позволят поднять взлетную массу модернизированного Ка-226Т до 4 т.

Вертолет Ка-26 в своем развитии прошел большой путь. Сегодня — это Ка-226 и движение продолжается. Рачительное отношение к тому, что было создано, его взвешенное улучшение и преумножение — путь, по которому ОАО «Камов» ведет программу Ка-226.

ПАРТНЕРЫ АВИ