Ка-226 вчера, сегодня, завтра

В 1965 г. поднялся в небо легкий 8-местный вертолет Ка-26, созданный вертолетным ОКБ под руководством Николая Ильича Камова. Оригинальная компоновка «летающее шасси» позволяла легко трансформировать вертолет под разные задачи, подвешивая под несущую систему носителя – пассажирскую кабину, грузовую платформу, бак с химикатами и другое оборудование. Такая компоновка делала вертолет по настоящему универсальным. Необычным решением для класса легких вертолетов стало применение двух поршневых двигателей М-14В26 (2х325 л.с.). 

Поршневые двигатели обеспечивали вертолету экономичность, два двигателя поднимали безопасность Ка-26. Стеклопластиковые лопасти винта Ка-26 стали поистине революционным решением мирового вертолетостроения — были существенно подняты ресурс и надежность высоконагруженного и ответственного агрегата. У истоков вертолета Ка-26 стоял выдающийся конструктор ОКБ — М.А. Купфер. Вертолет оказался удачным. Было выпущено более 800 Ка-26. Вертолет производился на Кумертауском вертолетном заводе (сейчас – ФГУП «КумАПП») в кооперации с другими предприятиями в период 1968 – 1978 гг. Ка-26 стал первым отечественным вертолетом, сертифицированным в ряде стран по международным нормам FAR 29. До сих пор около 300 вертолетов Ка-26 находится в эксплуатации.

Осознавая необходимость развития Ка-26, в рамках межправительственного соглашения между СССР и Румынией, в 1984г. ОКБ им. Н.И. Камова приступило к модернизации вертолета, получившего обозначение Ка-126. Основой модернизации стала замена силовой установки. Вместо двух поршневых М-14В26 было решено установить новый газотурбинный двигатель ТВО-100 мощностью 720 л.с. Возросшая мощность силовой установки поднимала энерговооруженность вертолета, улучшалась его эксплуатационная технологичность. На румынском заводе IAR было освоено производство Ка-126 и с 1988 по 1991 г. было выпущено 11 вертолетов. Программа Ка-126 пострадала от геополитических процессов начала 1990-х гг., развернувшихся на пространстве СЭВ. В 1991 г. производство вертолета было свернуто, семь недоукомплектованных Ка-126 были переданы в ОКБ им. Н.И. Камова. Производственная оснастка из Румынии была перевезена на ПО «Стрела» (г. Оренбург), где планировалось в рамках конверсионной программы развернуть производство Ка-126. Прекращение финансирования программы остановило доводку двигателя ТВО-100 и производство Ка-126.

Отсутствие альтернатив среди отечественных двигателей, открывшиеся возможности сотрудничества с западными производителями а также возрастающие требования по безопасности полетов привели конструкторов фирмы «Камов» к двухдвигательной силовой установке на базе американского двигателя Allison 250-C20В (2х420 л.с.). Сыграла роль и готовность фирмы Allison поставить первые шесть двигателей бесплатно. Двухдвигательный вертолет, на основе уже прошедшего испытания Ка-126, получил обозначение Ка-226. В 1994 г. на ПО «Стрела» начались работы по переделке трех Ка-126 в Ка-226. Энергичная деятельность генерального конструктора С.В. Михеева способствовала тому, что в 1996 г. проект нового Ка-226 поддержали министерство МЧС РФ, «Газпром» и Правительство Москвы, выразившие заинтересованность в приобретении Ка-226. С 1997 г. к производству Ка-226 подключилось ФГУП «КумАПП» – профильный завод, выпускающий вертолеты марки «Ка». Работа закипела. 4 сентября 1997 г. Ка-226 (ремоторизованный Ка-126) совершил первый полет.

Вертолет Ка-226

Новый этап в развитии вертолета связан с отходом Ка-226 от своих предшественников. Ка-26, Ка-126 и первые Ка-226 отличала в основном силовая установка. Было принято решено создать практически новый вертолет с заменой планера, несущей системы и оборудования при сохранении внешнего облика и проверенной концепции легко-трансформируемого вертолета на основе носителя «летающее шасси».

На смену двигателям Allison 250-C20B пришли более мощные и экономичные Allison 250-C20R (2х450 л.с.). Обновилась кабина пилотов. Обширное остекление кабины улучшило внекабинный обзор. В кабине были установлены энергопоглощающие кресла пилотов. Бортовое пилотажно-навигационное оборудование Ка-226 стало обеспечивать возможность выполнения полетов как днем, так и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Обновленная грузо-пассажирская кабина получила сдвижную дверь по левому борту, которая позволяет выполнять различные работы в воздухе, в том числе с грузовой лебедкой.

Наработки по перспективным программам Ка-50 и Ка-62 позволили широко внедрить в конструкцию планера Ка-226 современные полимерные композиционные материалы ПКМ (стекло-угле-органо-пластики). Показательно использование ПКМ в хвостовых балках Ка-226. Так по сравнению с металлической балкой Ка-26 количество деталей сократилось с 109 до 38, единиц крепежа — с 1570 до 100, номенклатура используемых материалов — с 27 до 8. 

Был создан новый несущий винт. Втулки несущего винта выполнены с использованием стальных пластинчатых торсионов и ткане-металлических самосмазывающихся подшипников. Такая втулка не требует обслуживания в эксплуатации и имеет хороший ресурсный потенциал. 

Для Ка-226 разработаны лопасти из ПКМ нового поколения с усовершенствованной аэродинамической и массовой компоновкой, неразрезной конструкцией хвостовой секции. Технологической особенностью новой лопасти является ее прессование за один переход, когда окончательное формообразование и полимеризация лонжерона и хвостовой секции из ПКМ осуществляются совместно. Такая технология и отказ от применения в хвостовой секции заполнителя – полимерсотопласта или пенопласта – значительно упростило производство лопастей. Новые лопасти подняли ЛТХ Ка-226, улучшили его авторотационные характеристики. Электротермическая противообледенительная система лопастей расширила условия применения вертолета.

Разработано несколько вариантов Ка-226. Аварийно-спасательный Ка-226А оборудован грузовой лебедкой для поднятия на борт людей и грузов массой до 300 кг. Для транспортировки крупногабаритных грузов массой до 1300 кг вертолет оборудован системой внешней подвески. Может быть установлен поисковый прожектор, гиростабилизированная круглосуточная оптико-электронная система, метео-поисковый локатор, громкоговорящая установка и другое оборудование. 

Медицинский вариант Ка-226 может быть использован для доставки медицинского оборудования с медперсоналом как для оказания медпомощи на месте, так и для транспортировки больного к медучреждению с возможностью оказания медпомощи на борту. В состав медицинского оборудования включены носилки с каталкой, кислородное оборудование, электрокардиограф, дефибриллятор и другое реанимационное и терапевтическое оборудование. 

VIP вариант Ка-226 позволяет с комфортом разместить в кабине 4-х человек. VIP-салон вертолета сочетает в себе комфорт, изысканность и функциональность. Все элементы отделки салона выполнены из высококачественных материалов. Система спутниковой связи с индивидуальной гарнитурой поможет сохранить ощущение мобильного офиса.

Вертолет Ка-226

Первый полет обновленного Ка-226 состоялся 28 марта 2001 г. По сравнению с Ка-26 значительно выросли ЛТХ Ка-226. Масса полной нагрузки (груз+топливо) выросла с 1100 кг до 1300 кг, статический потолок увеличился с 1390 м до 2600 м. Динамический потолок вертолета практически удвоился – с 2700 м до 5000 м. Значительно выросла крейсерская скорость вертолета со 140 км/час до 197 км/час.

В 2003 г. Ка-226 получил российский сертификат типа, открывающий возможность его использования эксплуатантами государственной авиации и в силовых ведомствах. В 2004 г. был получен сертификат на эксплуатацию вертолета по категории А — продолженный взлет с набором высоты при отказе одного двигателя. Авиарегистр МАК выдал также Сертификат типа СШ-140-Ка-226, свидетельствующий о невысоком уровне шума, создаваемого вертолетом на местности. Сертификационные работы продолжаются. 

С 2004 г. начались поставки первых Ка-226 в эксплуатирующую организацию «Газпрома» – авиакомпанию «Газпромавиа». «Газпром» остается основным партнером фирмы «Камов» по программе Ка-226. Всего «Газпром» разместил заказ на 22 вертолета Ка-226, которые идут на смену ветеранам Ка-26, последние из которых должны быть списаны в «Газпроме» к 2009 г. Ка-26 и вновь поступающие Ка-226 используются для мониторинга магистральных газопроводов ООО «Мострансгаз», а также выполняют транспортировку специалистов и грузов, оказание скорой медико-эвакуационной помощи. Основным для «Газпрома» будет патрульный вариант, предусматривающий использование аппаратуры дистанционного мониторинга газопроводов. 

В 2005 г. два Ка-226 выпуска КумАПП были переданы управлению авиации ФСБ. По совместному решению Руководителя управления и Руководства фирмы «Камов» на одном из переданных вертолетов были проведены высотные испытания Ка-226 с целью расширения сертификата. Успешно выполненные взлеты-посадки на высокогорных площадках Кавказа, расположенных на высотах вплоть до 3000 м, позволили подтвердить высотные характеристики Ка-226 и расширить условия применения вертолета.

В 2006 г. заказчикам были поставлены 8 вертолетов Ка-226. Четыре вертолета Ка-226АГ выпуска ПО «Стрела» (в базовом варианте) были переданы компании ФНЦП «НефтегазАэрокосмос», которая производит их дооборудование и последующую поставку «Газпрому». Специализированная модель Ка-226АГ адаптирована к сложным природно-климатическим условиям для работы в районах Крайнего Севера и отличается от базовой модели возможностью безопасной посадки на воду, эксплуатации вертолета с мягких грунтов и снега, а также современным комплексом пилотажно-навигационного оборудования модульной архитектуры разработки ФГУП «НИИ Авиационного оборудования». Новый комплекс КБО-226АГ обеспечивает автоматическую стабилизацию висения над точкой, расширяет возможности пилотирования по приборам — осуществлять посадку на аэродромы, оборудованные курсоглиссадной системой, а также на морские суда и буровые установки при метеоминимуме 30 х 300 м. Бортовой комплекс имеет функцию предупреждения экипажа об опасном сближении с препятствиями и земной поверхностью, обеспечивает режим автоматического зависимого наблюдения и позволяет выводить на многофункциональный индикатор оператора видеоизображение с внешних телевизионных и тепловизионных датчиков.

ФГУП «КумАПП» в 2006 г. изготовил 4 Ка-226. Два из них были поставлены московскому МВД, еще два – ФСБ. Стоимость вертолета в базовой комплектации составляет на сегодня около $3 млн.

В середине февраля 2007 г. ОАО «Оборонпром» заключило контракт о продаже Иордании шести вертолетов Ка-226. Стоимость контракта составляет $25 млн. Создано совместное российско-иорданское предприятие Oboronprom Middle East, которое будет собирать российские вертолеты Ка-226 в Иордании. 

По словам заместителя генерального конструктора по гражданской тематике ОАО «Камов» — Л.П.Ширяева – идут работы по повышению ЛТХ вертолета и расширению возможностей Ка-226 при его использовании по категории А. Проводится новая ремоторизация – установка двух французских двигателей Turbomeca Arrius 2G2 со взлетной мощностью 670 л.с. Двигатель Arrius относится к двигателям следующего (после Allison 250-C20) поколения, имеет улучшенные ресурсные и эксплуатационные показатели, оснащен цифровой системой контроля работы и диагностики — FADEC. Разрабатывается новый редуктор под увеличенную (2х550л.с.) мощность двигателей. Удачно выбранный в 1960-х гг. диаметр винта Ка-26 (на вырост), новый несущий винт Ка-226 и возросшие возможности силовой установки позволят поднять взлетную массу модернизированного Ка-226Т до 4 т. 

Вертолет Ка-26 в своем развитии прошел большой путь. Сегодня – это Ка-226 и движение продолжается. Рачительное отношение к тому, что было создано, его взвешенное улучшение и преумножение – путь, по которому ОАО «Камов» ведет программу Ка-226. Большая заслуга в этом лидера (с 1974 г.) предприятия – генерального конструктора – С.В.Михеева, который инициировал модернизацию Ка-26, провел ее сквозь «перестройку», нашел выход при закрытии бюджетного финансирования Программы. 

Желаем Программе и Коллективу ОАО «Камов» дальнейшего успеха.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ