Ка-27

О вертолете


Серийное производство

Серийное производство вертолетов Ка-27 было начато в 1979 г. на авиационном заводе в Кумертау, где было построено около 270 вертолетов различных модификаций.

Поступление вертолета в части началось в 1979 г. С этого времени Ка-27 служат основными противолодочными вертолетами корабельного базирования Советского, а затем Российского ВМФ. Вертолеты Ка-27 базируются на эскадренных миноносцах, ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях, а также на тяжелых авианесущих крейсерах. Кроме России и Украины, вертолеты эксплуатировались во Вьетнаме, Индии, Китае, на Кубе, в Сирии и Югославии.

Модификации

Ка-27ПС — поисково-спасательный вертолет для поиска и спасения людей, терпящих бедствие в море. Создан в 1974 г. и производится серийно на Ку-мертауском авиационном заводе с 1980 г. Оборудован модифицированной РЛС. Она сопряжена с аппаратурой обнаружения надводных объектов, имеющих радиолокационные маяки-ответчики. Спасательный вертолет имеет дополнительные средства подъема, спасения и освещения. На левом борту установлена электролебедка ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг со средствами одновременного подъема на борт двух человек. Сбрасываемые средства спасения комплектуются в широком диапазоне вариантов в зависимости от выполняемой задачи. Поисково-спасательный вариант может переоборудоваться в санитарный или учебный — с двойным управлением.

Ка-27ПСД — является дальнейшим развитием Ка-27ПС. Он имеет увеличенную до 12000 кг максимальную взлетную массу. На нем усилено шасси, установлены дополнительные топливные баки общей вместимостью топливной системы 4830 л.

Ка-28 — экспортный вариант вертолета Ка-27, отличается от которого составом специального оборудования и модернизированной топливной системой, вместимость которой составляет 4770 л. Режимы работы двигателей дополнены кратковременным чрезвычайным режимом работы с повышенной мощностью. Мощность ТВЗ-117ВМАР при работе на чрезвычайном режиме — 2350 л.с. Построено 33 экспортных вертолета.

 

История


В 1968 г. возглавляемое главным конструктором Н.И. Камовым ОКБ Ухтомского вертолетного завода приступило к проектированию тяжелого корабельного противолодочного вертолета, предназначенного заменить Ка-25 на палубах кораблей советского ВМФ. Первоначально он получил обозначение: Ка-252. 26 декабря того же года последовало постановление ЦК КПСС и СМ СССР о его разработке. Проектирование возглавил заместитель главного конструктора М.А. Купфер. Общее руководство разработкой после смерти Н.И. Камова осуществлял главный конструктор С.В. Михеев.

8 августа 1973 г. прототип Ка-252 первый раз оторвался от земли под управлением летчика-испытателя Е.И. Ларюшина. 24 декабря 1973 г. Н.П. Бездетный произвел первый полет по кругу. Из-за проблем с доводкой оборудования совместные и государственные испытания продолжались сравнительно долго, и правительственное заключение о запуске вертолета в серийное производство на заводе в Кумертау было выдано в декабре 1977 г. не дожидаясь их официального завершения. По завершении летно-конструкторских испытаний были проведены летно-морские испытания. 14 апреля 1981 г. Ка-252 был принят на вооружение под обозначением Ка-27. За создание нового боевого корабельного вертолета коллективу разработчиков в 1982 г. присуждена Ленинская премия.

Ка-27 предназначен для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных подводных лодок, следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч, в районах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах. Пара вертолетов обеспечивает противолодочную оборону на площади в 2000 кв.км.

Характеристики


Экипаж, чел.  2 — 3
Двигатели  2хГТДТВЗ-117ВК
мощность, кВт/л.с.  2 х 1620/2200
Размеры, м:  
диаметр несущих винтов, м  15,9
длина  12,25
высота  5,40
ширина  3,8
Массы и нагрузки, кг:  
взлетная масса нормальная  10600
взлетная масса максимальная  12000
боевая нагрузка  650
груз на внешней подвеске  3000
Летные данные:  
максимальная скорость, км/ч  270
крейсерская скорость, км/ч  250
динамический потолок, м  6000
статический потолок,м  3500
практическая дальность полета, км  800
перегоночная дальность, км  1000
боевая дальность, км  760

Конструкция


Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Состоит из передней и хвостовой частей, хвостового оперения и гондолы двигателей. Передняя часть фюзеляжа конструктивно состоит из силового каркаса, двух дверных проемов со сдвижными дверями и люков. В ней находится кабина летчика и штурмана. В грузовой кабине размещаются рабочее место оператора противолодочного оборудования, оборудование систем вертолета, по бортам — топливные баки. Между нижними продольными баками находится бомбоотсек с двумя створками и опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3. Хвостовая часть фюзеляжа предназначена для крепления хвостового оперения и размещения оборудования. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с постоянным углом установки, двух килей с рулями направления. Гондола силовой установки предназначена для размещения двух двигателей, редуктора, вспомогательной силовой установки АИ-9, вентилятора и маслорадиатора, рулевой системы.

Несущая система вертолета состоит из двух соосных несущих винтов разностороннего вращения и агрегатов управления ими, объединенных в колонку. Каждый винт состоит из трех лопастей, изготовленных из композитных материалов с лонжероном из угле-стеклопластика. Лопасти крепятся к втулке при помощи трех шарниров и могут складываться вдоль фюзеляжа. Колонка несущих винтов состоит из двух втулок винтов, автоматов перекоса, механизма общего и дифференциального шага.

Система управления одинарная, бустерная. Четыре необратимых гидроусилителя объединены в один блок, расположенный перед валом несущего винта. В системах продольно-поперечного и путевого управления установлены триммерные механизмы. Проводка управления жесткая, за исключением системы управления двигателем и тормозом несущего винта.

Силовая установка состоит из двух двигателей ТВЗ-117КМ, редуктора ВР-252, вспомогательной силовой установки АИ-9 и обеспечивающих их систем. Редуктор планетарный, двухступенчатый, суммирует мощность двигателей, передает ее на валы несущих винтов и обеспечивает привод двух генераторов, воздушного вентилятора, двух гидронасосов и других механизмов.

Топливная система включает в себя десять баков, объединенных в левую и правую группы по пять баков. В бомбо-отсеке могут устанавливаться два дополнительных бака. Суммарная вместимость основных и дополнительных баков 3900-4270 л.

Шасси — четырехколесное неубирающееся пирамидально-параллелограмного типа с двухкамерными масляно-воздуш-ными амортизаторами низкого и высокого давления. Степень обжатия стоек может изменяться для регулирования подъема носовой или хвостовой частей фюзеляжа.

Аварийные баллонеты — надувные, расположены по бортам фюзеляжа на специальных рамах. Наполнение сжатым воздухом обеспечивается пневмосистемой.

Гидравлическая система вертолета, кроме привода гидроусилителей системы управления, обеспечивает открытие и закрытие створок бомбоотсека и гидроакустической станции, подъем и опускание носовой и хвостовой частей фюзеляжа. Состоит из основной, дублирующей и вспомогательной подсистем.

Система обогрева и вентиляции обеспечивает обогрев кабины, ее остекления и бомбоотсека, вентиляцию костюмов пилотов, осушение кабель-троса гидроакустической станции. Противообледенительная система защищает лопасти несущего винта, воздухозаборники двигателей, стекла кабины экипажа и приемники воздушного давления.

Радиооборудование вертолета предназначено для связи между членами экипажа, выхода на внешних абонентов, контроля переговоров, записи поступивших команд и указаний.

Электросистема включает два генератора переменного тока, два выпрямительных устройства и два преобразователя.

Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета включает пилотажный ПКВ-252 и навигационный НКВ-252 комплексы, поисково-прицельную систему «Осьминог» и другое оборудование. Пилотажный комплекс ПКВ-252 обеспечивает: автоматизированное зависание и висение вертолета со стабилизацией высоты и положения вертолета над водной поверхностью. В состав ПКВ-252 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, гировертикаль и различные датчики. Навигационный комплекс НКВ-252 вертолета совместно с пилотажным комплексом предназначен для обеспечения полета по запланированному маршруту, вывода вертолета в заданную точку, привода вертолета в зону действия посадочных средств корабля, инструментальной посадки, обмена информацией с кораблем и вертолетами, перелета из одной точки висения в другую при гидроакустическом поиске и обмена информацией с системами других вертолетов. В состав НКВ-252 входят сопряженная с корабельным оборудованием автоматизированная радиотехническая система «Привод», курсовая система, допле-ровский измеритель ДИСС-32 и т.д.

Поисково-прицельная система «Осьминог» образована четырьмя подсистемами: гидроакустической, радиолокационной, индикации навигационно-тактической обстановки и информационно-вычислительной. Расположенная в задней части фюзеляжа опускаемая гидроакустическая станция ВГС-3 («Рось-В») является главной составляющей поискового противолодочного оборудования. Радиолокационная подсистема представлена РЛС «Инициатива-2КМ» кругового действия, обтекатель которой расположен в носовой части фюзеляжа. Система «Осьминог» обеспечивает поиск и обнаружение подводных лодок, находящихся в любом положении, выработку данных на применение оружия, расчет очередных точек зависания, определение координат и выработку данных целеуказания для взаимодействующих вертолетов и т. д. В состав поискового противолодочного оборудования входит также магнитометр АПМ-73В и приемно-индикаторное устройство «Пахра». Радиопеленгатор «Пахра» обеспечивает автоматический обзор выставленных радиогидроакустических буев РГБ-Н и РГБ-НМ-1, прослушивание их передатчиков информации и привод вертолета на работающий буй.

Вооружение Ка-27 может применяться в поисковом и поисково-ударном вариантах загрузки средствами поиска и поражения подводных лодок. В поисковом варианте на вертолет подвешивается 36 радиогидроакустических буев РГБ-НМ или РГБ-НМ-1. В качестве средств поражения на вертолет могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 («Орлан»), АПР-2 («Ястреб-М») или восемь противолодочных бомб ПЛАБ-250-120. Возможно использование управляемых противокорабельных ракет Х-35 и системы отстрела ложных тепловых целей УВ-26.

Вооружение


Ка-27 может применяться в поисковом и поисково-ударном вариантах загрузки средствами поиска и поражения подводных лодок. В поисковом варианте на вертолет подвешивается 36 радиогидроакустических буев РГБ-НМ или РГБ-НМ-1. В качестве средств поражения на вертолет могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 («Орлан»), АПР-2 («Ястреб-М») или восемь противолодочных бомб ПЛАБ-250-120. Возможно использование управляемых противокорабельных ракет Х-35 и системы отстрела ложных тепловых целей УВ-26.

ПАРТНЕРЫ АВИ