Ка-31

О вертолете


Ка-31. Вертолет радиолокационного надзора.

Вертолет Ка-31 был разработан в ОКБ им. Н.И. Камова (по заданию 1985 г.) на базе противолодочного Ка-27 и транспортно-боевого Ка-29 (заимствованы планер, силовая установка и несущая система) вертолетов корабельного базирования. Главная сложность заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции (РЛС) с пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и в обеспечении стабильности полета вертолета с вращающейся антенной РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 г., на вооружение авиации ВМФ России принят в 1995 г. Серийное производство вертолета освоено «КумАПП» (г. Кумертау) в 1998 г. Не имеет мировых аналогов.

Вертолет радиолокационного дозора Ка-31 корабельного базирования предназначен для своевременного обнаружения на дальних рубежах воздушных (самолет, вертолет, крылатая ракета) и надводных (типа катер и более) целей, их опознавания, сопровождения и автоматической выдачи информации о них на наземные и корабельные пункты управления. Может базироваться на кораблях, как и вертолеты Ка-27 и Ка-29, а также на наземных аэродромах. Представляет собой вертолетный комплекс радиолокационного дозора с мощной РЛС кругового обзора на твердотельных элементах с подвижной антенной в виде плоской антенной фазированной решетки. В походном положении антенна находится в горизонтальном положении под днищем фюзеляжа для уменьшения аэродинамического сопротивления.

История


Ухтомский вертолетный завод им. Н.И. Камова начал разработку вертолета в 1985 г. по заказу ВМФ. При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 г. После длительных испытаний и доводки вертолет в 1995 г. был принят на вооружение авиации ВМФ России. Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Установленное на вертолете оборудование позволяет обнаруживать на дальних рубежах как воздушные цели, в том числе движущиеся на предельно малых высотах, так и надводные корабли, их опознавание, сопровождение, а также автоматическую передачу данных на наземные и корабельные пункты управления. Возможно также использование Ка-31 в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. Серийное производство вертолета налажено на вертолетном заводе в г. Кумертау. Вертолет поставляется в Индию и Китай.

Характеристики


Экипаж, чел.   2
Двигатели

2х ГТДТВЗ-117ВМА

взлетная мощность, кВт/л.с.

2х 1620/2×2200

Размеры, м:  
диаметр несущих винтов 15,9
длина фюзеляжа 12,25
ширина вертолета 3,8
Массы и нагрузки, кг:  
взлетная масса 12200
масса груза  максимальная  
     на внешней подвеске 4000
     боевая нагрузка 1800
Летные данные:  
скорость полета при барражировании, км/ч 100
крейсерская скорость, км/ч 220
статический потолок, м 3500
динамический потолок, м 6000
практическая дальность полета с  убранной антенной, км 600

Конструкция


Конструкция вертолета Ка-31, в основном,такая же, как у Ка-29. Главной его особенностью является мощный бортовой радиоэлектронный комплекс ДРЛО Е-801 «Око». Основу комплекса составляет двухкоординатная РЛС на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете вращающуюся антенну с плоской фазированной антенной решеткой. Длина антенны — 5,75 м, площадь — 6 кв.м., период сканирования — 10 с. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90°, при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы не мешать работе РЛС. РЛС обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей типа «истребитель» на расстоянии 100-150 км и 250-285 км для надводных целей типа «катер». Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления. Питание РЛС обеспечивается генератором, приводимым от ВСУ ТА-8К. Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, кроме стабилизации его полета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Топливная система включает 14 топливных баков общей емкостью 3060 л. При полете в режиме радиолокационного дозора с вращающейся антенной РЛС вертолет барражирует со скоростью 100 км/ч на высоте 3500 м с продолжительностью 2,5 ч. Максимальная дальность полета с убранной антенной и топливом во внутренних баках 600 км. При использовании в интересах Сухопутных войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая их целеуказанием.

ПАРТНЕРЫ АВИ