Ка-31 – винтокрылый радар ВМФ

Сегодня многие страны мира испытывают острую потребность в мобильных разведывательных средствах, обеспечивающих оперативной информацией вооруженные силы и способных решать задачи постоянного мониторинга морских, наземных и воздушных границ государства. И здесь не без гордости стоить напомнить, что Россия не просто давно обладает такими технологиями – ЛА, где они были реализованы, во многом остается уникальным. Речь идет о вертолете Ка-31.

Не было бы счастья…

Впервые о необходимости в воздушных средствах ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) заговорили после «победоносной» войны 1982 года армии Ее Величества, у которой не оказалось ни самолетов, ни вертолетов ДРЛО, что не позволило своевременно обнаруживать и перехватывать низколетящие самолеты противника. Вследствие этого аргентинские ВВС благополучно пустили на дно два английских эсминца – «Шеффилд» и «Ковентри». И хотя конфликт в районе Фолклендских (Мальвинских) островов был разрешен все же в пользу Великобритании, в мире стали появляться первые вертолеты радиолокационного дозора. Одним из первых (несмотря на то, что мы в то время воевали совсем в другой части света) стал наш Ка-31.

Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 году. Как всегда, «камовцы» не стали изобретать велосипед: за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая же сложность заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечении достаточной стабильности полета при вращающейся антенне РЛС, с чем в итоге разработчики успешно справились. Причем справились так, что до сих пор Ка-31 не имеет аналогов в мировом вертолетостроении.

Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году. После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство наладили на вертолетном заводе в г. Кумертау.

И швец, и жнец…

В результате получалась машина, предназначенная для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа «самолет» – «вертолет» на предельно малых высотах полета, так и надводных кораблей и их сопровождения с автоматической передачей данных на наземные и корабельные пункты управления. Кроме того, вертолет способен защищать от ударов с воздуха соединения боевых кораблей, находящихся вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО.

Ка-31 способен обнаруживать надводные цели на удалении до 250 км, воздушные – до 200 км и сопровождать до 40 целей одновременно.

Контролируя воздушную, наземную и надводную обстановку, вертолет может за один час полета обследовать 250 тыс. кв. км морской поверхности. При освещении воздушной обстановки вертолет, патрулируя на удалении 100–150 км от прикрываемых объектов, позволяет увеличить рубежи обнаружения налета авиации противника до 300–350 км.

Он уникален по своим эксплуатационным характеристикам и может автономно применяться с неподготовленных в авиационном отношении площадок, сухопутных аэродромов и кораблей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Также его можно использовать в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

Уже все это заставляет восхищаться данной машиной, но и это еще далеко не все ее особенности. Велика значимость Ка-31 и в обеспечении применения ракетного оружия кораблей на полную дальность пуска. Современные противокорабельные ракеты морского базирования имеют дальность пуска свыше 200 км, однако их применение на полную дальность ограничено дальностью целеуказания корабельных РЛС. И в решении этой проблемы Ка-31 действительно нет цены! Впрочем, еще и потому, что он относительно недорогой в отличие от дорогостоящих самолетов, выполняющих те же функции, а суть вопроса всегда сводится к цене. Совершенно аналогичная ситуация и при использовании Ка-31 в береговой системе охраны и обороны, оснащаемой ракетными комплексами большой дальности.  

Наконец, годится он и для мирной жизни. Здесь его задачи – обеспечение мониторинга воздушных, сухопутных и морских границ, экономических зон и акваторий, а также управление воздушным движением и проведение поисково-спасательных операций.

Начинка выделки стоит

Без сомнения, создание такого уникального вертолета без использования передовых научно-технических идей, позволивших реализовать высокий уровень его тактико-технических характеристик, было бы просто невозможно. Разработчики вложили в свое детище все самое лучшее и новое, что было на тот момент.

Конструктивные особенности Ка-31 обусловлены спецификой его применения. Машина выполнена с двумя несущими трехлопастными винтами по соосной схеме с лопастями из полимерных композиционных материалов, электротепловой противообледенительной системой и четырехопорным частично убирающимся шасси. Передние опоры в полете убираются в обтекатели снаружи по бокам фюзеляжа, а основные, при ведении боевой работы, поджимаются вверх и обеспечивают возможность кругового вращения антенны.

Оборудование вертолета включает двигательную установку (два турбовальных двигателя типа ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый) и бортовой радиоэлектронный комплекс, который является, пожалуй, основной изюминкой этой машины.

Основу бортового комплекса составляет мощная РЛС кругового обзора Е-801 «Око» на твердотельных элементах, имеющая для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа. Для ведения боевой работы в полете специальным шарнирным устройством она переводится в вертикальное положение и может вращаться вкруговую. 

РЛС кругового обзора способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание воздушных и морских целей, определяет параметры их движения. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на пункты управления.

Не менее уникален и пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове. Кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, что само по себе уже является выдающимся успехом конструкторов, он обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки.

Именно отточка и ювелирное сбалансирование всего этого сложнейшего бортового оборудования позволили появиться на свет вертолету, который без преувеличения можно сегодня назвать вертолетом будущего.

Эффективный и конкурентоспособный

После запуска Ка-31 в серию сразу же появились и первые зарубежные покупатели. Фирма «Камов» уже завершила выполнение двух контрактов для военно-морских сил Индии, поставив в общей сложности 9 вертолетов Ка-31. Индийский флот закупит дополнительно еще пять российских машин. Уже есть решение комитета по безопасности индийского правительства. Стоимость нового контракта может превысить $100 млн, его заключение запланировано на март следующего года.

И это только начало большой программы по продвижению нового вертолета на мировой рынок. Несколько стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь Малайзия и Китай, уже проявляют заинтересованность в закупке Ка-31.

Потенциальными покупателями вертолетов Ка-31 могут стать страны, испытывающие острую потребность в мобильных разведывательных средствах, обеспечивающих оперативной информацией нужды вооруженных сил и способных решать задачи постоянного мониторинга морских, наземных и воздушных границ государства, а это большинство экономически успешных развивающихся стран. Взаимодействие Ка-31 с кораблями, самолетами и наземными средствами повышает эффективность применения оружия корабельного, авиационного и берегового базирования в 1,5 раза.
В то же время применение для этих целей традиционных тяжелых и дорогостоящих самолетов радиолокационного дозора и наведения типа АВАКС является слишком дорогим удовольствием. Использование

Ка-31 ДРЛО обходится более чем в 20 раз дешевле.

И здесь фирма «Камов» не без основания рассчитывает занять свою нишу на мировом рынке в классе более экономичных разведывательных средств, к которым и относится этот вертолет. 

В заключение хочется сказать несколько слов и о родине Ка-31. Сегодня на вооружении нашего ВМФ стоят три эти машины, что, конечно, не дотягивает и до минимума обороноспособности. Но в связи с возможной закупкой французских вертолетоносцев «Мистраль» тема морских вертолетов в России резко активизировалась. Появился и план модернизации Ка-31, а Минобороны России решает вопрос закупки данных вертолетов. Это, безусловно, радует, так как такая уникальная боевая машина прежде всего должна работать на благо своей страны.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ