Ка-52
О вертолете
Ка-52 «Аллигатор». Боевой ударный вертолет круглосуточного действия
Серийное производство
Серийное производство Ка-52 начато на авиационном заводе «Прогресс» в Ар-сеньеве. В 2007 г. предусматривается собрать первые вертолеты на базе производственного задела, подготовленного для выпуска Ка-50.
Основные модификации
Ка-50-2 «Эрдоган». В конце 1997 г. правительство Турции объявило тендер на перспективный боевой вертолет. Фирма ОАО «Камов» предложила двухместный многоцелевой боевой вертолет Ка-50-2, представляющий собой модификацию Ка-52. В качестве соисполнителя проекта была выбрана израильская фирма IAI, взявшая на себя разработку и комплексирование бортового радиоэлектронного оборудования. Так как обязательными условиями турецкой стороны являются размещение экипажа «в тандем» и установка турельной пушки, «камовцам» пришлось внести соответствующие изменения в конструкцию. В 1999 г полноразмерный макет Ка-50-2 «Эрдоган» (по-турецки «воин») был доставлен в Анкару.
В 2001 г. ОАО «Камов» начало разработку еще одного двухместного варианта Ка-50, получившего название Ка-54. Как на «Эрдогане», экипаж на нем будет размещаться по схеме «тандем». На Ка-54 будет значительно усилено бронирование кабины экипажа, а в состав оборудования и вооружения войдут новые системы российского производства.
История
Требование обеспечения применения ударных боевых вертолетов в сложных метеоусловиях и ночью вызвало необходимость установки на них комплексов оборудования с каналами ночного видения. Однако экипажем в составе одного пилота обслуживание круглосуточных комплексов затруднено. Поэтому ОАО «Камов», возглавляемое генеральным конструктором С.В.Михеевым, начало в 1994 г. разработку на базе одноместного Ка-50 модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52.
Конструкторы решили разместить второго члена экипажа рядом с пилотом, а не по схеме «тандем», как сделано на всех других боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно облегчить их взаимодействие, особенно при выполнении разведывательных операций, а также на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, при такой компоновке исключается необходимость дублирования некоторых приборов.
Двухместный экипаж позволил значительно расширить круг боевых задач и условий применения вертолета.
Ка-52 предназначен для ведения боевых действий днем и ночью в простых и сложных погодных условиях с применением всех средств поражения, имеющихся у его прототипа. Вертолет также является «командирской» и разведывательной машиной армейской авиации, позволяющей значительно повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов и наземных войск путем обеспечения воздушной разведки, целераспределения и высокоточного целеуказания воздушным и наземным боевым средствам, а также непрерывности связи с наземными и воздушными командными пунктами управления. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.
Макет первого варианта двухместного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 был изготовлен в 1994 г. Через два года появился новый макет, отличавшийся остеклением. Он получил название «Аллигатор» и послужил прототипом для постройки опытного боевого вертолета. 25 июня 1997 г. летчик-испытатель А.К. Смирнов первый раз поднял Ка-52 в воздух. В настоящее время «Аллигатор» проходит заключительный этап государственных совместных испытаний.
Характеристики
Ka-52 | Ka-50-2 | |
Экипаж | 2 | 2 |
Двигатели | 2 ГТД ТВЗ-117ВМА | 2 ГТД ТВЗ-117 СБ-3 |
мощность, кВт/л.с. | 2×1620/2×2100 | 2×1840/2×2500 |
Массы и нагрузки, кг: | ||
максимальная взлетная масса | 10400 | 13300 |
нормальная масса при выполнении боевого задания |
— | 9500 |
пустого вертолета | — | 7500 |
Летные данные: | ||
максимальная скорость, км/ч | 300 | 310 |
статический потолок, м | 3600 | 4270 |
дальность полета, км | 520 | 450 |
Конструкция
Конструкция Ка-52 на 85% унифицирована с серийным Ка-50. «Аллигатор» унаследовал от «Черной акулы» силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие — новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800: пилот — на левом кресле, оператор — на правом. На рабочих местах установлены одинаковые стандартные рычаги управления. Пульты управления силовой установкой и системами, общими для обоих летчиков, располагаются на центральном пульте между креслами. Кабина имеет бронирование из стальных и алюминиевых листов и защищена бронестеклами. В кабину летчики попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря, которые при катапультировании отбрасываются. Катапультирование летчиков производится одновременно.
Ка-52 оснащен новым многофункциональным бортовым радиоэлектронным комплексом, обеспечивающим: высокоточную навигацию с использованием курсо-воздушной и инерциально-спутниковой навигационных систем и цифровой карты местности; полет вертолета на предельно малых высотах (10-15 м) с огибанием рельефа местности и облетом препятствий; поиск, обнаружение и распознавание наземных, надводных и воздушных целей днем и ночью путем комплексной обработки информации от оптико-электронных датчиков и бортовой РЛС; выполнение атак наземных и воздушных целей во всем диапазоне боевого применения; прицеливание и ведение стрельбы из всех видов бортового вооружения; отображение прицельно-пилотажной и навигационной информации на многофункциональных индикаторах и нашлемной системе целеуказания и индикации; целеуказание боевым вертолетам и ракетно-артиллерийским системам.
В состав бортового радиоэлектронного комплекса Ка-52 входят: пилотажно-навигационный комплекс и нашлемная система целеуказания и индикации, интегрированная обзорно-прицельная оптико-электронная система «Самшит-50», пилотажная аналогичная система ТОЭС-520, бортовая РЛС «Арбалет», цифровая вычислительная система и мультикомплексный канал информационного обмена, интегрированный комплекс отображения информации и ввода команд, а также система внешнего целеуказания, система управления оружием, комплекс средств связи и передачи данных и бортовой комплекс обороны.
Оптико-электронная система «Самшит-50» расположена над кабиной экипажа и включает в себя телевизионную и тепло-визионную системы поиска целей и пилотирования, лазерный дальномер-целеукза-тель и лазерно-лучевой канал наведения противотанковых управляемых ракет «Вихрь». Система обеспечивает поиск и обнаружение в оптическом и тепловизионном диапазонах открыто расположенных и замаскированных целей на дальностях до 8 км днем и до 7 км ночью, определение их координат и целеуказание бортовым средствам поражения. В сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа располагается пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий.
В состав бортовой РЛС «Арбалет» входят две радиолокационные подсистемы: обеспечивающая режимы «воздух-поверхность» с дальностью обнаружения наземных целей до 12 км и обеспечивающая режимы «воздух-воздух» с дальностью обнаружения воздушных целей до 25 км. РЛС «Арбалет» размещена в носовом обтекателе.
На вертолете Ка-52 может быть интегрировано бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс вооружения как российского, так и зарубежного производства, а также установлены новые двигатели ВК-2500 увеличенной мощности.