Ка-62. Проект международного значения

Измененный прототип этого нового вертолета широкой публике был представлен год назад, вначале на HeliRussia-2012, а затем и на авиасалоне в Фарнборо.

Средний многоцелевой вертолет Ка-62 холдинга «Вертолеты России» сразу же привлек внимание общественности. Совокупность технических, экономических и эксплуатационных характеристик этой машины такова, что все специалисты уверенно предсказывают ей большое будущее, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. А сама программа развития вертолета сегодня остается одним из основных приоритетов холдинга в классе машин взлетной массой 6-7 тонн.

Всем неудачам вопреки

Хотя, нужно сказать, что судьба этого винтокрыла складывалась непросто. И не раз висела на волоске. Сам проект Ка-62 в своей основе восходит к более раннему Ка-60. Программа разработки военного варианта Ка-60 и его гражданской версии Ка-62 была запущена еще в 1984 году. Первый изначально создавался в качестве военно-транспортного вертолета, но со временем авторы проекта пришли к выводу, что на основе этой платформы можно создать и многоцелевое семейство гражданских вертолетов. Первый прототип Ка-60 впервые поднялся в воздух еще в декабре 1998 года. Второй экземпляр машины был выпущен в учебно-тренировочном варианте Ка-60У в 2007-м. Вертолет неоднократно проходил доработки, но главным его слабым местом являлись двигатели и трансмиссия. Из-за недостаточного финансирования разработка турбовального двигателя для Ка-60, предложенного КБ «Сатурн» — РД-600В мощностью 1300 л. с. так и не была завершена, да и сам проект к тому времени уже устарел. В результате летом 2010 года российское Минобороны приняло решение о прекращении финансирования программы Ка-60. Тем не менее, оно было заинтересовано в закупках вертолетов подобного класса. Поэтому в инициативном порядке разработка базового гражданского вертолета Ка-62 продолжилась. Для повышения экономической и эксплуатационной эффективности новый вертолет должен был иметь сравнительно большую крейсерскую скорость, меньший по сравнению с имеющейся техникой расход топлива, а также меньшую трудоемкость обслуживания. Совместно с ЦАГИ конструкторы-камовцы провели ряд исследований в области аэродинамики, благодаря чему удалось значительно сократить сопротивление воздуха и оптимизировать работу несущего винта. А вот общая схема силовой установки и винтов у Ка-62 осталась от исходного вертолета Ка-60. Таким образом, эти два вертолета оказались первыми проектами конструкторского бюро им. Камова, которые имеют только один несущий винт и выполнены по классической схеме.

На сегодняшний день, уже принято решение о том, что Минобороны будет приобретать «милитаризованную» версию гражданского Ка-62, который создается с учетом самых строгих международных требований к сертификации коммерческих вертолетов.

Помимо этого, будут выпускаться и другие модификации Ка-62: для VIP-перевозок, медицинский, поисково-спасательный и патрульный.

А для экспортных поставок уже разработан вариант вертолета Ка-62М, с пятилопастным несущим винтом, зарубежными двигателями General Electric T700/CT7-2D1 или LHTEC CT8-800 или Rolls-Royce/Turbomeca RTM 332 и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы Bendix King. Известен уже и первый заказчик — бразильская компания Atlas Táxi Aéreo, заключившая 14 декабря 2012 году контракт с ОАО «Вертолеты России» на семь машин.

Новый подход рождает результат

Для того, чтобы новая машина смогла удовлетворить самых придирчивых эксплуатантов, холдинг «Вертолеты России» решил произвести глубочайшую модернизацию старого проекта. К тому же, в холдинге пошли по несколько необычному для себя пути. Ка-62 стал первым уникальным проектом в рамках международной кооперации с европейскими партнерами, которые сейчас работают над созданием отдельных узлов и агрегатов для нового вертолета.

Естественно, первым делом, это коснулось слабых мест машины. Вначале необходимо было найти замену, так и недоделанному двигателю — РД-600В. И она нашлась. Уже известно, что модернизированный Ка-62 будет оснащаться двумя французскими турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden 3G мощностью 1776 л. с., а на чрезвычайном режиме — 1941 л. с. Избыточная мощность двигателей на чрезвычайном режиме позволяет продолжить полет даже в случае остановки одного из них. Помимо этого, эти двигатели были выбраны еще и из-за примененной в них системы FADEC. Специальная цифровая аппаратура снимает с летчика большую часть нагрузки по слежению за параметрами работы силовой установки и управлению ей. Кроме того, вертолет с системой FADEC имеет лучшие показатели по расходу топлива и обслуживанию, чем необорудованная ею машина.

Но двигатели оказались не единственной незавершенной системой. Проекты трансмиссии и главного редуктора в свое время также не были закончены. Соответственно, холдинг стал искать нового производителя, который бы смог спроектировать и произвести новую трансмиссию. Российские компании, которые отвечали за первоначальный проект трансмиссии и ее разработку, отказались от предложения КБ Камова. Среди причин отмечалась высокая загрузка при выполнении этого заказа и отсутствие необходимых возможностей для производства долговечной трансмиссии (новых технологий и станков).

И в итоге был выбран еще один зарубежный партнер — австрийская компания Zoerkler Gears GmbH, обладающая опытом проектирования и производства высокоточных приводов и зубьев передач. Хотя у австрийцев нет опыта в производстве вертолетных трансмиссий (за исключением маленьких вертолетных БЛА), у нее есть необходимое оборудование и опыт работы в смежных областях. Zoerkler Gears, в свою очередь, с интересом для себя выходит на новый рынок, да еще и такой перспективный.

А вот новую ударопрочную топливную систему для вертолета будет поставлять французская компания Zodiac Aerospace.

Другими изменениями в проекте станут новые окна пассажирского салона, которые теперь все могут использоваться в качестве аварийных выходов, а это поможет уложиться в требования по безопасности вертолета. С этой же целью, кресла в салоне будут установлены по три в ряд. Такая конфигурация отвечает требованиям безопасности в части выхода из аварийного вертолета без посторонней помощи. Для увеличения скорости был сужен фюзеляж вертолета. Теперь он будет иметь смешанную конструкцию в виде металлического каркаса и композитных деталей обшивки, которые составят 60% массы пустого Ка-62 и будет разделен на четыре отдела: кабина экипажа, грузопассажирская кабина, хвостовая балка и секция хвостового оперения. Два рабочих места пилотов будут размещаються в передней кабине. Примечательно, что по желанию заказчика рабочее место командира экипажа сможет размещаться как слева, так и справа. Сделано это было для того, чтобы в некоторых случаях не было необходимости дублировать ряд приборных панелей и других органов управления.

На модернизированном Ка-62 будет установлено самое современное БРЭО —  КВО-62 с жк-мониторами производства петербургской компании «Транзас». Помимо системы управления двигателем в состав авионики Ка-62 будут входить и ряд других систем. Отдельно стоит отметить навигационный комплекс с поддержкой навигационных систем GPS и ГЛОНАСС (в перспективе возможно добавление совместимости с европейской Galileo). При подборе аппаратуры для комплектования БРЭО Ка-62 конструкторы стремились в первую очередь обеспечить минимизацию нагрузки на экипаж и снижение стоимости обслуживания электроники.

С целью сохранения конкурентоспособности с западными образцами техники на Ка-62 установят пятилопастный несущий винт, спроектированный с целью уменьшения шума и вибрации.

Основное шасси в обтекателях является еще одним отличием модернизированного Ка-62. В полете основное шасси будет слегка убираеться в обтекатели, а хвостовое колесо — в обтекатель под балкой рулевого винта. Определенный интерес представляет хвостовой винт вертолета Ка-62. Впервые в отечественной практике его заключат в кольцевой канал. В сочетании с новой конструкцией самого винта это значительно увеличит эффективность работы. В конечном итоге это скажется на экономичности эксплуатации – рулевому винту будет нужна меньшая мощность, что снизит потребление топлива.

Сегодня работы над новым Ка-62 идут полным ходом. На основе контракта от 2011 года на заводе «Прогресс» ведется производство первых четырех вертолетов. Один предназначен для ресурсных испытаний, а еще три – для летных. Если все сложится успешно, все четыре машины будут готовы в течение 2013 года. Поучение сертификата типа от российских авиационных властей запланировано на конец 2014 года, за которым в 2017 году последует и европейский сертификат EASA.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ