Кадровые проблемы в гражданской авиации
26.11.2019
19 ноября 2019 года в рамках ежегодной Транспортной недели состоялась отраслевая конференция «Подготовка специалистов авиационного персонала для удовлетворения нужд малой авиации».
С учетом значительной территории, а также достаточно невысокой плотности населения в отдельных регионах, в современной отечественной государственной политике особое место занимает задача развития транспортной инфраструктуры, в т.ч. и региональной аэродромной сети, а также подготовки квалифицированных кадров для нужд гражданской авиации.
По словам Заместителя Министра транспорта Российской Федерации Александра Алексеевича Юрчика, комплексный план развития региональной авиации состоит из трех основных компонентов: инфраструктура региональных и труднодоступных аэропортов, межрегиональная сеть и обеспечение новыми воздушными судами.
Отдельно остро сегодня стоит задача формирования квалифицированных кадров для гражданской авиации, что должно обеспечить высокий уровень качества предоставляемых населению услуг. Александр Юрчик сообщил, что ежегодно образовательные учреждения России выпускают до 750-800 пилотов, так что тезис о том, что в стране не хватает пилотов, по мнению Заместителя министра, нуждается в уточнении. На данном этапе их хватает, чтобы полностью закрывать проблему вторых пилотов, однако ощущается острый дефицит командиров воздушного судна.
Позиция Министерства транспорта заключается в том, что поскольку в рыночных условиях финансирование подготовки летного персонала по умолчанию осуществляется не только из бюджета, авиакомпании должны заниматься подготовкой пилотов, в том числе командиров судов, а Минтранс должен предоставить выбор, где они могут подготовить данные кадры самостоятельно.
Сегодня существует ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшей перспективе. Среди них обеспечение учебного процесса лабораторной, тренажерной, летной базой, а также контроль над качеством оказываемых образовательных услуг. И следует проработать такие решения, чтобы в дальнейшем не было необходимости в отзыве лицензий и свидетельств у недобросовестных образовательных центров. «Фильтр должен быть на входе, а не на выходе».
В ближайшее время состоится рассмотрение развития региональных авиалиний на самом высоком уровне. Правительство ждет взвешенных и обоснованных предложений, которые позволили бы государству снять существующие проблемы и двигаться вперед.
По данным заместителя Департамента государственной политики Министерства транспорта Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Степанко в 1990 году 72 процента региональных перевозок осуществлялись миную Москву, в 2018 эта цифра составила 26 процентов, при этом пассажиропоток увеличился на 30 миллионов человек. При реализации Федеральной программы реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети маршрутов поставлена задача довести количество маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов. «Чтобы это выполнить, нужен кадровый потенциал, это понимают все», — сказал Дмитрий Анатольевич.
На совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Максима Алексеевича Акимова были определены ключевые задачи в области подготовки специалистов для гражданской авиации России. Речь идет об утверждении профессиональных стандартов, которые позволят определить требования для сотрудников гражданской авиации. Также, на данном этапе идет утверждение Минтрансом типовой программы профессионального обучения и обсуждение вопросов альтернативной службы для выпускников летных образовательных учреждений. Разрабатывается проект федерального закона по внесению изменений в Воздушный кодекс по медицинскому обеспечению полетов.
Эти тезисы подтверждает и декан Ульяновского института Гражданской авиации Александр Аркадьевич Бондаренко. По его словам, государственные стандарты уже устарели и им сложно соответствовать. Особенно в вариативной части.
Он также отметил, что в филиалах учебного заведения уровень заработных плат существенно ниже и есть необходимость решения этой проблемы для комплектации заведения высококвалифицированным преподавательским составом.
Начальник Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта Максим Юрьевич Костылев сообщил, что на данный момент в Российской Федерации 106 эксплуатантов воздушных судов, парк техники которых за последние 3 года вырос на 309 единиц. Общее число воздушных судов составило 2781 единица. Вертолетной техники за этот период увеличилось на 120 машин.
На сегодняшний день в Гражданской авиации Российской Федерации 14 000 действующих пилотов. Средняя заработная плата составляет 350 тысяч рублей, в то время как у пилота-инструктора 60-70 тысяч. Дефицит пилотов-инструкторов для выполнения государственных заданий и подготовки коммерческих пилотов составляет 100 человек.
Также, по словам Максима Юрьевича требуется обновления парка техники авиационных образовательных учреждений, так в Омском училище средний возраст воздушных судов составляет порядка 35 лет. На данный момент проводится межведомственное согласование закупки вертолетов «Ансат» для учебных заведений и тренажерных симуляторов для подготовки пилотов на Сухой Суперджет.
Президент профсоюза летного состава России, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Мирослав Бойчук рассказал участникам конференции, что сегодня в России более 1800 действующих пилотов вертолетов старше 55 лет. По его прогнозам, в 2021-23 годах количество списывающихся пилотов будет больше чем обычно на 50-60 процентов. Перекрыть нарастающий дефицит позволят военные и опытные возрастные пилоты.
Как отметила Анастасия Мирошниченко, генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал» — «Генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации, доктор Фан Лю на саммите ИКАО обратила внимание на убыль профессионального состава в гражданской авиации. Решением этой проблемы могло бы стать привлечение в авиацию большего количества женщин. Сегодня женщины составляют менее 4 процентов летного состава и менее 1 процента инженерно-технического. Также необходимо разработать новые методы оценки качества, так как в связи с дефицитом кадров показатель трудоустройства не является оценкой качества».
Еще один важный вопрос адресован к собственникам авиакомпаний. Регионы Дальнего Востока как правило дотационные и содержать летный состав с зарплатой на среднерыночном уровне как правило довольно сложная задача. Содержание одной авиакомпании 2-мя или 3-мя регионами позволило бы снизить финансовую нагрузку и сохранить летно-технический состав.
Эту тему продолжил Член Совета Федерации от Магаданской области Анатолий Иванович Широков. Область столкнулась с оттоком молодого населения и сейчас средний возраст специалистов наземных служб подходит к 60 годам. Повышается в среднем и возраст техники, основными рабочими лошадками региона остаются самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-28 и вертолёты Ми-8.
«В области 20 процентов наземного персонала и 90 процентов штурманов это командированные сотрудники. Необходимо создать условия для ориентации молодежи на авиационные профессии и стимулировать их оставаться работать в Колымском крае. На данный момент нами планируется программа в Магаданской школе, в рамках которой будет создано 2 класса по 30 человек, а также класс в поселке Сокол, где живут авиаторы. Дети будут изучать специальные курсы, которые смогут их подготовить к поступлению в авиационные образовательные учреждения», — рассказал Анатолий Широков.
Так же представитель Магаданской области в СФ ФС РФ сообщил, что губернатор принял решение обеспечить безвозмездным жильем выпускников, которые будут работать в отрасли. После второго курса обучения они могут располагать ключами от собственной квартиры. Им также будут выделены подъемные.
Безусловно, такие мероприятия как Транспортная неделя открывают возможности для более предметного разговора по наболевшим вопросам отрасли, вскрытию узких мест в системе. Одна из таких уязвимостей — устойчивый кадровый дефицит. И нехватку пилотов в вертолетной авиации — как командиров, та и вторых пилотов — не удается преодолеть, несмотря на усилия Росавиации и самих операторов. Сказывается как серьезное недофинансирование этого вида деятельности в прежние годы, так и отсутствие комплексной госпрограммы по формированию кадрового резерва в настоящий момент. В итоге одним из ключевых запросов по результатам Транспортной недели стало дальнейшее повышение результативности таких встреч и, наряду с нахождением общего языка участников рынка и авиационных властей, разработка на уровне регулятора действенных технических процедур по разрешению подобных отраслевых противоречий.
Сердар Поллыев