Как открыть «закрытые» рынки?

Само время задало иной тон обсуждению и поставило новые задачи третьему форуму «Российская современная авионика — 2022», состоявшемуся 29 апреля в Санкт-Петербурге. Ранее казавшиеся нерешаемыми задачи получили здесь импульс к развитию и перспективу стать вполне реальными проектами отечественной авиаиндустрии.

Авионика в эпоху перемен – это переход к новой электронной компонентной базе, а значит необходима ревизия возможностей от научных исследовательских институтов до производителей, 350 представителей авиаотрасли, вместе с заказчиками авиауслуг, собрал форум АО «Навигатор».

Заказчик определяет будущее или конструкторская идея? Школа конструкторов или «дирекция дирекций»? В условиях, когда госорганы, как отметил один из участников, «поутратили» навык ставить прикладные либо конструкторские задачи авиаотрасли, участники пленарной секции форума сосредоточились на главном — поиске стратегических «ключей», открывающих успешное будущее всей авиаотрасли и отвечали себе и друг другу на вопросы: Какие меры поддержки действительно сработают и какие еще есть возможности для эксплуатантов зарубежных воздушных судов? Какие аналоги ранее импортируемого оборудования и систем производители сегодня готовы дать российскому рынку? «Русские мозги » и it-индустрия – что предлагают сегодня, а что еще и срочно необходимо для развития отечественных авиационных систем?

«Свет в конце туннеля» зажжет только коллаборация ведущих предприятий самолето- и вертолетостроительной отраслей, радиоэлектронной промышленности, образовательного и it-сектора — однозначный и неоспоримый вывод, к которому пришла жаркая пленарная дискуссия с модератором Алексеем Самолетовым. При этом, форумчане пришли и к тому, что вкладываться в полную техническую независимость – это неоправданные затраты, безумие, и это будет видно уже в ближайшие 6 месяцев, когда все новые и новые изменения будут «вести» авиаиндустрию и необходимо научиться жить в новой модели, выработать новые схемы взаимодействия, не вычеркивая ни отечественное, ни мировое.

Соответственно, для жизни в новой отраслевой модели, понадобится пересмотреть отношение к образованию, но прежде всего, необходимо определиться с целями авиаиндустрии, чтобы авиационная школа стала более эффективной и в долгосрочной перспективе могли оправдаться вложенные в нее миллиарды, а значит необходима авиационно-космическая политика и полноценное развитие горизонтальных связей внутри индустрии.

Время перемен принесло концепцию отсутствия человека на борту. Это мировой тренд и эта задача, возможно, порой даже более психологическая, чем технологическая. Если воздушное судно везет не пассажира, то беспилотная технология – уже оправдана и одной из острых задач времени становится обеспечение безопасного взаимодействия воздушных судов, особенно с вертолетами, использующими одно пространство G вместе с беспилотными летальными аппаратами.

А значит, по мнению участников форума, Минпромторг и Росавиации необходимо менять отношение к развитию беспилотной авиации и свою позицию «борт – наш, земля — не наша», иначе не будет базовых условий для оптимальных и эффективных людских, материальных и финансовых инвестиций в конструирование, подготовку персонала, развитие нормативной базы и инфраструктуры авиации в целом и ее «вертикального» сектора.

В ходе нескольких круглых столов деловой программы форума самыми различными компаниями-разработчиками и научно-исследовательскими организациями в сфере авионики было рассмотрено все разнообразие возможностей ответа на «вызовы времени» уже имеющимися товарными позициями и перспективными наработками. Отчётливо прозвучала и готовность конструкторов «услышать» запросы практиков летно-технической деятельности и конечных заказчиков авиауслуг. Красной нитью всех выступлений и дискуссий прошла тема необходимости своевременной актуализации нормативной базы под технологические и экономические требования времени.

Входящая в Ассоциацию Вертолетной Индустрии компания АО «Навигатор» продемонстрировала развитие своих предложений самолето и вертолетостроению, включая те из них, что не только «импортозамещают», но и удешевляют решаемые БРЭО задачи без ущерба качеству их выполнения, как, например, первая и единственная в России — Система предотвращения столкновения в воздухе (СПСВ), обеспечивающая замену импортных TCAS. Интересным предложением для рынка вертолетной индустрии может стать и Малогабаритная система наблюдения воздушной обстановки (МСНВО), применение которой уже планируется для Ми-171А3, а следующие поколения смогут включать и ТCAS.

Подробнее о форуме — релиз АО «Навигатор». С материалами выступлений в ближайшее время можно будет ознакомиться на сайте форума.

ПАРТНЕРЫ АВИ