Камчатская развилка

Камчатка может служить иллюстрацией для расхожей поговорки о богатствах, лежащих под ногами. О богатствах, которые пока мало кого сделали богатыми. Это касается и общероссийских недр и славного индустриального и технологичного прошлого. Территория, по площади перекрывающая Италию, с беспрецедентными запасами минералов и биоресурсов, туристическим и экономическим потенциалом славится своей бедностью и неблагоустроенностью.

Вертолетная инфраструктура полуострова даже в эпоху провалов поражает своей упрямой жизнеспособностью. Несмотря на провинциальную скудость — где-то залатанная, перебранная вручную вертолетная техника — стронулась с вечной стоянки и начала работать.

Объем инвестиций в инновации в 1960-х годах в СССР был сопоставим с западным, отсюда вышли не только космические пилотируемые станции, но и советские вертолетные шедевры Ми-8 и Ми-2. Но сегодня единственной инновацией, внедрение которой хотелось бы увидеть, является работающая российская экономика. Здесь государство на многих этапах могло бы обойтись без таких огромных вложений, а только грамотно стимулировать и регулировать работающие отрасли и перспективные регионы. И такие регионы как Камчатка могли бы превратиться в зоны регионального процветания с удивительной природой, научной базой и высоким уровнем жизни.

Камчатка, как и многие удаленные от центра территории России, относится к регионам, для которых вертолет является чуть ли не основным средством передвижения: железных дорог нет, сети автомобильных трасс общего пользования отсутствуют, а пользоваться грузовым или пассажирским морским транспортом возможно лишь в прибрежных районах. Например, в северной части полуострова, всего около ста сорока километров дорог, на триста тысяч квадратных километров территории, что, конечно же, недостаточно. Отсюда очевидно, что одной из острейших проблем Камчатки остается доступность и развитость воздушного транспорта.

Два основных негативных фактора дополняют друг друга: высокие цены на авиаперевозки внутри региона и проблемы безопасности полетов, которые напрямую связаны со старением вертолетного парка, средний возраст которого более тридцати лет.
Повсеместно используются вертолеты двух типов: Ми-8 и Ми-2.

На Камчатке вертолеты наиболее активно эксплуатируются для организации экскурсионных рейсов. Туристические фирмы Петропавловска могут предложить своим клиентам организацию любого вертолетного маршрута по индивидуальному выбору заказчика. Что конечно, с учетом стоимости летного часа требует тугого кошелька. Но никому и в голову не придет назвать это обдираловкой — фантастические незабываемые достопримечательности Камчатки того стоят. Плюс — хорошая практика: при возврате из-за погоды предоставляется возможность лететь в другой день или вернуть часть денег.

Большим спросом пользуется стандарт — круглогодичный экскурсионный маршрут на линии Петропавловск — Долина Гейзеров. Экскурсия проводится в течение всего года, — в основном по выходным, по мере набора туристической группы (от восемнадцати до двадцати человек) и в зависимости от погодных условий. А в сезон (июль-август) экскурсии проводятся и по будним дням, а в выходные — и по два рейса в день. Вылет — по фактической погоде, на пассажирских или транспортно-пассажирских Ми-8: продолжительность всей экскурсии — около 5-6 часов, из которых полетное время занимает приблизительно два часа. Посадки производятся в Долине Гейзеров, кальдере вулкана Узон и на реке Жупанова в национальном парке Налычево, где все желающие могут даже искупаться. В стоимость экскурсионно-туристического рейса входит обед, — с икрой, ухой и камчатским пивом.

В районе Елизово существует две вертолетных площадки: обеими базами, при необходимости обеспечивается срочные вылеты: санитарные рейсы, патрулирование, экстренная доставка грузов и пассажиров.
Организация туристических маршрутов производится с коммерческой вертолетной площадки, принадлежащей «Камчатским авиалиниям», — здесь находятся туроператоры «Край», «Белкамтур» и «Кречет», которые являются монополистами в организации экскурсионных рейсов на линии Петропавловск — Долина Гейзеров.

Вторая вертолетная площадка, — это аэродром РОСТО, на котором базируется техника разнообразного назначения, принадлежащая разным владельцам. В частности, — техника Камчатского авиационно-технического спортивного клуба «РОСТО». Здесь не занимаются организацией коммерческих экскурсионно-туристических маршрутов и реклама аэродрома, как таковая, отсутствует: свободное время техника используется детско-юношеским аэроклубом, — поэтому об аэродроме РОСТО в Николаевке туристы, обычно, не осведомлены.

С 2002 года, (с приходом в клуб нового руководства), силами аэроклуба была полностью восстановлена авиационная техника, имевшаяся в наличие, — планеры, самолеты, звено вертолетов Ми-2: до тех пор все эти машины стояли на земле и летать не могли. Была также создана очень хорошая материальная база для хранения и обслуживания всей авиационной техники, находящейся в распоряжении аэроклуба. Руководству аэроклуба даже удалось через заинтересованные организации приобрести и зарегистрировать в РОСТО три вертолета Ми-8, которых раньше в клубе не было.

Если вспомнить, сколько функций возложено на местную вертолетную авиацию, то работу Камчатского авиационно-технического спортивного клуба «РОСТО», можно отнести к деятельности государственного значения. На базе клуба работает вертолетное звено, самолетное звено, планерное звено, парашютная секция «Крылья Камчатки», мото-парапланерная секция и секция авиамоделистов, имеется бесплатный летний лагерь. Только в парашютной секции насчитывается около ста семидесяти ребят в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет. Срок подготовки ребят в парашютной секции — три года, в течение которых курсанты клуба совершают в среднем около двадцати прыжков. За шесть лет своего активного существования, клубом подготовлены десятки пилотов, которые получили допуска и удостоверения пилотов-любителей.

Говоря по старинке — без эффективного хозяйствования у Камчатки как экономического региона и места для проживания людей нет будущего. В настоящем есть только красота и усилия людей, которые несмотря на отсталость системы, создают ценности и производят блага. И когорта полезных людей, несомненно, наполовину комплектуется местными вертолетчиками. И это уже не туристическая вертолетная Камчатка. Когда нет доктора, а старику стало плохо, а в деревенской больнице даже стекол нет — натянут целлофан. Когда не дают погоду, а надо пройти перевал и летит опытный командир звена через грозу. И тогда повезло работяге, который не был дома 3 месяца, потому что не мог добраться, не было транспорта, а потом деньги кончились — и только на этом санрейсе чудом улетел в свое Крутогорово (на Охотском море, час лету), где у него семья. И такие истории случаются с камчатскими летчиками регулярно.
Нынешняя экономика Камчатки, основанная на натуральных видах бизнеса — рыбном промысле и туризме в Долину Гейзеров, просто не смогла бы существовать без поддержки с воздуха. Прибавьте сюда почти полное отсутствие дорог и хлопоты государства по охране границ, исполнению оборонительных и полицейских функций на огромной территории, а также выполнение социальных задач — медицина, поиск и спасение и корпоративные интересы при ведении крупного сырьевого бизнеса — и мы получим потенциальный российский вертолетный оазис в 9 часовых поясах от европейской части страны. И ведь вертолетная отрасль вполне могла бы стать опорной для серьезного экономического роста этого региона.

 

 Фото: Алексей Нагаев

ПАРТНЕРЫ АВИ