Кому не нужна оптимизация

Современные системы космического слежения предоставляют комплекс мер, увеличивающих экономическую эффективность и безопасность эксплуатации коммерческого вертолетного флота. Этим активно пользуются компании, разрабатывающие и выпускающие все более современное, компактное многофункциональное оборудование для вертолетов.

Журнал «Вертолетная индустрия» освещал эту глобальную тенденцию уже в нескольких публикациях. Появление GPS и дуплексных глобальных спутниковых систем стимулировало в мире бурный рост технологий спутникового слежения. Сегодня авиационные бортовые приемопередатчики способны отслеживать положение воздушного судна в режиме реального времени и передавать данные о его местоположении через спутник в штаб-квартиру оператора.

Пожалуй, своеобразным феноменом является тот факт, что интерес к подобным системам в России близок к нулю. Притом, что российские эксплуатанты часто жалуются на плохую экономику в индустрии, на отсутствие налоговых преференций, на административные ограничения, но мало кого из них по-настоящему волнует собственно оптимизация бизнеса, одним из средств которой на Западе стали спутниковые системы.

Есть из чего выбрать

Спутниковые системы предоставляют возможность обмениваться текстовыми, а в некоторых случаях и голосовыми сообщениями экипажей с диспетчерскими службами операторов. В зависимости от возможностей оборудования, текстовые сообщения могут приниматься и отправляться пилотами на выбор, или на специальное устройство с клавиатурой, либо через Bluetooth-соединение на смартфоны.

Спектр предложений спутниковых систем, способных реализовать многие полезные для вертолетных операторов услуги, сегодня вполне достаточен. Среди западных это и Inmarsat, и Globalstar, а также созвездие из 66 низкоорбитальных спутников системы Iridium, которая имеет большую популярность, связанную с глобальным охватом и максимальным временем безотказной работы.

Спутниковые системы предоставляют вертолетным операторам эффективный способ слежения и контроля за своими активами в реальном масштабе времени, позволяют общаться с экипажами, особенно в удаленных районах, где качество работы сотовой и радиосвязи не достаточно. Кроме того, системы спутникового слежения поддерживает целый ряд полезных приложений, которые могут сократить эксплуатационные расходы, повысить эффективность работы служб, и даже спасать жизни.

Привет страховщикам

Американские страховщики признали, что со спутниковыми системами слежения увеличивается безопасность полетов. Оснащение подобными системами вертолеты – дополнительный плюс авиавладельцу при заключении контракта.

Кроме того, системы спутникового слежения помогают оценивать правильность действий пилотов во время полета, чтобы затем провести качественный разбор действий экипажа во время выполнения им того или иного задания, основанный на документальных данных.

Такие данные также могут быть полезны операторам при решении спорных вопросов в судах, чтобы документально подтвердить, как вели себя экипажи и техника во время конкретного полета.

Спутниковое слежение является эффективным способом сохранить каждый вертолет. Это приводит к лучшему использованию ресурсов, увеличению безопасности, особенно когда воздушное судно попадает в беду.

В прошлом, отсутствие возможности для экипажей вертолетов, работающих в удаленной местности оставаться на связи, давало страховым компаниям серьезный повод говорить о значительных рисках при заключении договоров с операторами. В конечном итоге это зачастую приводило к необоснованным тратам авиавладельцев. Спутниковые системы слежения изменили правила игры в лучшую сторону.

Большие возможности портативного оборудования

За последние несколько лет российские вертолетчики пережили по меньшей мере два серьезных потрясения, связанных с внедрением российского бортового оборудования. Это практически никогда не срабатывающие аварийные радиомаяки и система предупреждения об опасном сближении с землей (GPWS), объективно снижающая уровень безопасности полетов. И в том и другом случае речь идет о колоссальных расходах на установку, возложенную на эксплуатанта. Никуда не делось и громоздкое радио, навигационное и прочее бортовое оборудование на российских вертолетах.

Можно ли из этого сделать вывод, что в России отсутствует заказ на современное оборудование по конкурентным ценам, и отечественные производители оборудования поставляют именно то, в чем нуждаются российские эксплуатанты? Ведь если бы дело обстояло иначе, то ни у АРМ, ни у GPWS не было бы шансов оказаться обязательным к установке ненужным бортовым оборудованием.

Космическая составляющая современного вертолетного бизнеса – это вопиющие примеры легкости и ценовой доступности. Мысленно прогуляемся по шоу-руму систем космического слежения. Для операторов, стремящихся воспользоваться услугами спутниковых систем слежения, западные компании предлагают целый спектр предложений оборудования.

Компания Blue Sky Network (BSN) является поставщиком услуг спутникового слежения и мониторинга для аэрокосмических служб, наземных и морских транспортных средств. Она предлагает как стационарное, так и портативное оборудование для определения координат вертолетов. Полученные данные собираются в базовом компоненте службы SkyRouter. В свою очередь операторы получают доступ к ним через защищенный паролем веб-портал, который может быть доступен с компьютеров, планшетов и смартфонов. Это означает, что управляющий флотом можете буквально видеть местоположение всех своих активов на электронной карте, независимо от своего местоположения.

Двусторонний обмен текстовыми сообщениями BSN предоставляет с помощью трансиверов D1000A и D1000C. Это малоразмерное, сертифицированное оборудование, устанавливаемое на вертолеты.

В качестве портативного оборудования фирма BSN предлагает HawkEye Personal Tracker (PT). Размером с небольшое переговорное устройство, HawkEye предоставляет возможность в реальном масштабе времени отслеживать местоположение воздушного судна, а также обеспечивает двустороннюю текстовую связь с помощью спутниковой системы Iridium. Кроме того, прибор имеет кнопку экстренного вызова помощи «Mayday».

Будучи портативным, оборудование HawkEye может быть использовано пилотами как на вертолете во время полета, так и на земле. Внутри воздушного судна трекер должен располагаться так, чтобы его встроенная антенна имела «окно» в сторону неба, как это обычно делается в случае с автомобильными GPS-навигаторами, устанавливаемыми под лобовым стеклом.

Недавно компания Bell Helicopter выбрала HawkEye PT для использования на своих вертолетах. В результате после установки оборудования на вертолеты в центре Piney Flats (Теннесси) Bell получила возможность поддерживать связь со своими воздушными судами, а также оказывать им поддержку по всему миру.

Три различных версии оборудования спутникового слежения для вертолетных операторов, использующее ресурсы системы Iridium предлагает компания SkyTrac. Различие поставляемой техники заключается в основном в выборе данных мониторинга и качестве летной эксплуатации. То есть, компания предлагает вертолетным операторам оборудования от более простого и дешевого до обладающего повышенной функциональностью.

Устройство DSAT 300 предназначено для отслеживания местоположения воздушных судов с выводом информации через Wi-Fi или Bluetooth на устройства iPhone, Android или Blackberry. Оно также способно передавать экстренный вызов. При этом емкости встроенной батареи DSAT хватает более чем на 60 часов автономной работы устройства.

ISAT 200R – устройство среднего уровня. Это трансивер, который поддерживает отслеживание местонахождение воздушного судна, а также обеспечивает дуплексную голосовую связь и обмен текстовыми сообщениями экипажа с базой. Для последующей отчетности устройство может индивидуально настраиваться на каждый этап полета (руление, следование по маршруту, нахождение на базе).

ISAT 200A, модель верхнего уровня линейки однотипного оборудования компании SkyTrac имеет все вышеперечисленные функции плюс предоставляет возможность работы с кабиной арматурой, также на ее борту имеется встроенная флэш-память, способная записывать все данные, в том числе и голосовые переговоры более чем 2,5 часа.

Фирма Spidertracks является еще одним поставщиком оборудования слежения и веб-мониторинга для вертолетных операторов, работающего с использованием ресурсов спутниковой системы Iridium. Компания предлагает два портативных устройств со встроенными антеннами, что увеличивает мобильность диспетчерских служб операторов.

Так система S3 обеспечивает активный мониторинг полета воздушного судна над отдаленными территориями. При особых ситуациях нажатие на кнопку «SOS» инициирует оповещение флота вертолетов оператора, базу, в том числе выдает текущие координаты местоположения вертолета.

Также оборудование предоставляет возможность в любой момент времени передавать на базу координаты местоположения воздушного судна простым нажатием кнопки. В отличие от ELT (аварийного приводного передатчика), система посылает сигнал тревоги, как только с вертолета прекращается плановая передача данных. Это означает, что помощь экипажу может быть направлена по последним известным координатам, как только приходит оповещение, а не дожидаться пока экипаж сам инициирует команду «SOS».

Подводя итог, стоит отметить, что три вышеперечисленных компании — не единственные, предлагающие подобные услуги. Есть и другие производители, предлагающие оборудование с использованием спутниковых систем с ограниченным функционалом.

Сегодня подавляющим большинством вертолетных операторов признано, что спутниковое слежение является существенным шагом вперед в увеличении безопасности полетов и эффективности управления вертолетным флотом. Это стало основным мотивом повсеместного внедрения подобных технологий в коммерческих, санитарных, ведомственных и иных вертолетных подразделениях.

ПАРТНЕРЫ АВИ