Конференция «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли»: итоги

15 апреля в Москве состоялась конференция на тему «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли». Организованное Ассоциацией Вертолетной Индустрии, это мероприятие впервые объединило представителей двух взаимосвязанных отраслей – вертолетной индустрии и нефтегазового сектора.

В рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы межотраслевого взаимодействия, проходило знакомство с новой вертолетной техникой для офшорных работ, рассматривалась практические и регулятивные аспекты применения вертолетов в интересах нефтегазовых компаний.

Модератором конференции выступил Вячеслав Карцев – советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» по региональному развитию. В своем вступительном слове он рассказал, что рост мирового энергопотребления стимулирует активность компаний энергетического сектора, которые активно применяют вертолетную технику в своей работе. Нефтегазовый сектор – один из главных заказчиков предприятий вертолетной индустрии, вкладывающий реальные деньги в заказ техники и авиационных услуг. В вступительном слове модератор представил справочную информацию по основным стандартам, регулирующим применение вертолетной техники в интересах ТЭК.

Вячеслав Карцев также отметил, что опыт работ на вертолетах, наработанный в интересах компаний нефтегазовой отрасли, также имеет важное значение для развития арктических территорий, как одной из стратегических задач нашей страны. Он подчеркнул значимость подготовки летно-технического персонала в вертолетной отрасли и важность соблюдения стандартов Международной ассоциации производителей нефти газа (IOGP).

Конференция открывалась докладом «Комплексные авиационные услуги для нефтегазовых предприятий: опыт группы «ЮТэйр», который представил Олег Семенов – первый заместитель генерального директора «ЮТэйр — Вертолетные услуги». Сегодня «ЮТэйр» — это одна из крупнейших авиационных групп в России, функционирующая более 50 лет. Примечательно, что одной из первых задач компании была именно работа в поддержку разработки нефтегазовых месторождений в Сибири. Компания обладает уникальным опытом организации комплексных переводов с помощью вертолетов и самолетов различного класса, имеет широкую сеть базирования техники. Олег Семенов рассказал о развитии направления медицинской эвакуации персонала нефтяных компаний с удаленных месторождений, а также об опыте применения беспилотных авиационных систем. Он особенно отметил тот факт, что, имея самый крупный коммерческий парк вертолетов серии Ми-8/17 (112 бортов), около половины из числа этих машин имеют возраст менее 10 лет.

Дмитрий Стрельцов, вице-президент – летный директор компании «ЮТэйр — Вертолетные услуги» – продолжил тему опыта группы «ЮТэйр» важным докладом на тему «Первый опыт эксплуатации вертолета Ми-171А2 и перспективы применения в нефтегазовой отрасли». Компания стала первым коммерческим оператором вертолета этой модели, применяя его с февраля этого года в интересах компании «РН-Уватнефтегаз» (входит в «НК «Роснефть»). Налет вертолета за этот срок составил порядка 200 часов, и компания наработала интересный всем коммерческим оператором вертолетов типа Ми-8/17 опыт. В первую очередь, Дмитрий Стрельцов рассказал о технических особенностях нового вертолета, обеспечивающих высокие летно-технические характеристики. К очевидным достоинствам машины по сравнению с вертолетами предыдущих серий специалисты «ЮТэйр — Вертолетные услуги» относят низкий уровень шума, удобные места для размещения пассажиров с доступом к аварийным выходам, систему кондиционирования воздуха. Экипаж вертолета отмечает значительное снижение нагрузки на пилотов за счет комплекса бортового оборудования КБО-17-1, включающего пилотажный̆ комплекс ПКВ-171А, комплексную систему электронной̆ индикации и сигнализации КСЭИС-В1-1, а также другие современные системы. Отмечается хорошая работа многофункциональных индикаторов, в том числе при низких отрицательных температурах. Вертолет устойчиво ведет себя на высоких скоростях (порядка 260 км/ч) и обладает уменьшенным километровым расходом топлива. В целом, по словам Дмитрия Стрельцова, для пилотов новый вертолет предлагает совершенно новый уровень удобства, требуя, вместе с этим, высокой квалификации.

Что касается неудовлетворительных черт нового вертолета, Дмитрий Стрельцов обратил внимание на необходимость увеличения количества посадочных мест, отметив при этом, что текущее число посадочных мест продиктовано современными требованиями к вертолетам такого класса. В силу невозможности оснащения вертолета дополнительными топливными баками по тем же требованиям, вертолет обладает недостаточной дальностью полета. Также ощущается определенный дефицит размещения багажа пассажиров. По мнению Дмитрия Стрельцова, эти аспекты нового вертолета могут быть решены.

В своем докладе Дмитрий Стрельцов остановился на подготовке летно-технических кадров на Ми-171А2. Так, в компании уже подготовлено 6 пилотов-инструкторов и 13 технических специалистов, а в перспективе рост потребности в новых кадрах не сложно спрогнозировать. В ходе сессии вопросов и ответов эта тема вызвала оживленную дискуссию. По словам Дмитрия Стрельцова, в России ежегодно по состоянию здоровья списывается порядка 60-70 пилотов (без учета бортмехаников), а замену же им готовит только Омский Летно-технический Колледж Гражданской Авиации им. А.В. Ляпидевского, который не обладает ресурсом даже для того, чтобы компенсировать естественное выбытие пилотов, не говоря уже о покрытии роста потребностей рынка в новых пилотах. Отраслевые специалисты отмечают высокую значимость этой проблемы и необходимость развития дальнейших дискуссий по этой теме в рамках мероприятиях Ассоциации Вертолетной Индустрии.

В современной продуктовой линейке холдинга «Вертолеты России» значительная часть моделей может использоваться – и используется – в интересах нефтегазовых компаний. Об этом в докладе «Применение вертолетов холдинга для решения задач ТЭК РФ» рассказал директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России» Олег Ландин. Он наглядно представил распределение видов авиаработ на вертолетах для нефтегазовых компаний по трем категориям:

  1. Операции в обеспечение нефтегазовых месторождений материковой части (оншор)
  2. Операции в обеспечение плавучих и стационарных морских платформ (офшор)
  3. Вертолетное обеспечение поиска и спасания, медицинской эвакуации, патрулирования трубопроводов и решения специальных задач.

В своем докладе Олег Ландин подробно рассказал о возможностях отечественных вертолетов в области выполнения работ для ТЭК. Помимо «Ансата», Ка-226Т и Ми-8АМТ, он представил проект офшорного вертолета на базе Ми-171А2. По словам Олега Ландина, такой вертолет должен полностью соответствовать стандартам IOGP, т.е. оснащаться системой аварийного приводнения с системой самоактивации, обладать возможностью инструментальной посадки на морские буровые платформы и пр. В дискуссии участников конференции было отмечено, что специалисты Улан-Удэнского авиационного завода проанализировали требования к офшорным вертолетам и пришли к заключению, что они могут быть реализованы на базе нового Ми-171А2.

Авиация в целом и вертолетная индустрия в частности – это отрасли с высокой международной кооперацией и взаимодействием. Точно также, как вертолеты российского производства применяются для выполнения авиаработ за рубежом, машины иностранного применения находят свою нишу применения в России. С докладом «Линейка вертолетов Leonardo – безопасность эксплуатации для обслуживания морских буровых платформ» на конференции выступил Найджел Талбо (Nigel Talbot) – директор по безопасности и экспериментальным полетам, пилот Leonardo Helicopters. Главный тезис его доклада: безопасность равняется успеху. Это в равной степени касается и вертолетного, и нефтегазового бизнеса.

В своей презентации Найджел Талбо представил линейку вертолетов AW139, AW169 и AW189 для нефтегазового бизнеса, а также перспективный конвертоплан AW609. AW139 получил мировое признание в нефтегазовой сфере – общий налет этих вертолетов превышает 2,370,000 часов, при этом 60% этого числа по задачам ТЭК. В нефтегазовой сфере применяется 34% выпущенных вертолетов этой модели (в этом году был поставлен 1000-й вертолет). Компания Leonardo продолжает совершенствовать эту модель, к примеру, интегрируя в него систему диагностики Skytrac STC и HUMS, встроенные системы аварийного приводнения от компании Dart Aerospace, а также систему технического зрения Primus Epic Phase 8.

AW189 – новая, и не менее перспективная модель, которая унаследовала высочайшую надежность и традиционный дизайн вертолетов семейства AW, за что их особенно любят пилоты. Текущий совокупный налет вертолетов этой серии составляет свыше 58 тысяч часов, из которых 78% по задачам нефтегазовых компаний. В настоящее время в мире эксплуатируется 64 такие машины, и Россия уверенно двигается к лидирующим позициям, имея 11 таких машин.

Найджел Талбо в отдельности остановился на способах обеспечения повышенной безопасности вертолетов производства Leonardo, рассказав о подходах к конструированию и испытаниям вертолетов. Особым предметом гордости компании являются их сверхнадежные редукторы, используемые в конструкции военные технологии с многократным запасом прочности. Также все вертолеты системы AW проектируются в соответствии с новейшими требованиями по безопасности IOGP и EASA, в частности, обеспечивают покидание вертолетов не более чем двух пассажиров на один эвакуационный выход, а размеры иллюминаторов значительно превышают минимальные размеры, диктуемые требованиями по безопасности. Особенности конструкции, надежность и резервирование всех систем, дают вертолетам AW особенно высокий уровень безопасности в области офшорного применения.

Конференция продолжилась выступлением на тему «Опыт и проблемы эксплуатации новых вертолетов в офшорных полетах», которую представил Алексей Скориков – первый заместитель генерального директора – начальник летно-испытательного комплекса НПК «ПАНХ». Он отметил, что работы на вертолетах в интересах нефтегазовых компаний – это, с одной стороны, очень доходная, но, с другой стороны, очень сложная деятельность для компаний-операторов из-за строгих требований к оснащенности воздушных судов, квалификации сотрудников и международных требований по безопасности полетов.

Одни из основных проблем в этой сфере – отсутствие полноценной коммуникации между заказчиками и исполнителями, а также отсутствие единого и понятного подхода к формированию требований, предъявляемых к исполнителям авиаработ. Отсюда вытекают такие неконструктивные требования нефтегазовых компаний, как ограничение возраста вертолетов исполнителей в 25 лет.

Алексей Скориков рассказал о требованиях IOGP и отметил наиболее проблемные для российских вертолетов требования:

  • Спасательные плоты – требуется использование внешних плотов с автоматической активацией;
  • Аварийно-выдавливаемые окна – все окна в салоне должны быть оборудованы, таким образом, чтобы в случае экстренного выхода под водой, можно было бы легко выдернуть резиновый шнур и вытолкнуть окно наружу;
  • Освещение аварийных выходов вертолета (EXIS или HEEL) должно быть доступно при ночных полетах и автоматически включаться в случае задымления или затопления салона;
  • Конфигурация кресел в салоне должна обеспечивать быстрый доступ к аварийным выходам, поэтому ряды кресел должны находиться вровень с аварийным выходом;
  • Плавсредства вертолета должны автоматически активироваться при контакте с водой.

НПК «ПАНХ» входит в ассоциацию HeliOffshore имеет большой опыт выполнения офшорных полетов (с 2002 года) и широкую географию работ: в акватории Каспийского моря, Черного моря и Балтийского моря, на юге и северо-западе России, а также в Казахстане и Турции.  В «портфолио» компании обслуживание более 30 различных вертолетных площадок, расположенных на различных судах, суда-трубоукладчиках, вспомогательных кораблях и буровых платформах. Офшорные работы НПК «ПАНХ» проводились в партнерстве с такими компаниями, как Saipem, CHC, Eni, НК «Роснефть», Allseas и другими. Парк вертолетов компании отличается широким разнообразием, и по опыту работ компании Алексей Скориков рассказал о соответствии применяемых машин нормам IOGP:

  • Ка-32 – не соответствует требованиям при перевозке пассажиров ввиду отсутствия необходимого спасательного оборудования и оснащения.
  • Ми-8МТВ – несмотря на индивидуальную доработку (установка баллонет, дополнительные аварийные выходы, их подсветка, кресла, багажные полки, система спутникового слежения и т. п.), вертолет лишь частично соответствует требованиям IOGP.
  • Airbus H135в основном соответствует предъявляемым требованиям, однако требуются доработки под установку внешних плотов с автоматической активацией. Такие вертолеты не применяются НПК «ПАНХ» для перевозки пассажиров, а задействованы в экстренной медицинской эвакуации.
  • Leonardo AW189 – полностью соответствует требованиям IOGP.

Компания «ПАНХ» стала первым российским оператором вертолетов AW189. Алексей Скориков отметил, что это, безусловно, очень интересный для нефтегазового сектора вертолет, однако, как показал опыт, возможны частые отказы электронного оборудования при безангарном хранении и простои в связи со сложной логистикой и таможенным оформлением запасных частей. В ходе дискуссии Алексей Скориков отметил, что Ми-171А2 в офшорной конфигурации может в целом успешно конкурировать с иностранными моделями, если будет решён вопрос по увеличению дальности полета.

В итоговой части выступления Алексей Скориков остановился на безопасности и перспективах отрасли.  В связи с увеличением в нефтегазовой отрасли доли шельфовых проектов, требования к безопасности офшорных полетов возрастают. Заказчики в России начинают предъявляют к авиакомпаниям требования, изложенные в международных документах (IOGP Report 590), предусматривающие совершенно иной, более высокий, уровень соответствия компаний и их авиатехники. Однако в российских Федеральных авиационных правилах и в документах нефтегазовой отрасли единые требования отсутствуют. Таким образом, вертолетные компании либо модифицируют отечественные вертолеты, оснащая их необходимым дополнительным оборудованием (что не всегда в полной мере возможно), либо привлекают соответствующую требованиям IOGP зарубежную технику, что приводит к увеличению конечной стоимости оказываемых услуг.

С незапланированным выступлением на конференции выступил Гурген Карапетян – легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, занимающий сегодня позицию начальника службы безопасности полётов холдинга «Вертолеты России». Он рассказал об опыте создания и испытания на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля антиоблиденительных систем, которые сегодня могут быть успешно интегрированы на любой вертолет производства холдинга «Вертолеты России». Он также упомянул опыт создания российского аналога системы HUMS. Обе эти системы могут применяться на офшорных вертолетах.

Безопасность полетов стала одним из главных лейтмотивов конференции. О том, что от реагирующего подхода на авиационные происшествия переходить к прогностическому, в докладе на тему «Проблемы и вызовы перед нефтегазовыми компаниями» рассказал Сергей Потапов – первый заместитель генерального директора компании «Авиасистемы». Эта компания, консолидированный оператор по материально-техническому обеспечению воздушных судов, также работает в области авиационного консалтинга.

Сергей Потапов поделился информацией о построении эффективно работающей на практике системы управления безопасностью полетов (СУБП) и об инструментарии в этой области, который уже успешно применяется. В частности, он обратил особое внимание на обмен информацией и реализацию совместных стратегий управления в рамках СУБП между заказчиками (нефтегазовыми компаниями) и авиакомпаниями-подрядчиками. Здесь очень важна лояльность подрядчика и его готовность к открытому взаимодействию. При этом, зачастую у заказчика услуг нет своего квалифицированного персонала, способного качественно оценить уровень подрядчика в части безопасности полетов, и в этом случае привлечение квалифицированных независимых аудиторов является наиболее эффективным методом.

Как отмечалось на конференции, взаимодействие нефтегазовых и вертолетных компаний проходит на коммерческой основе и, помимо безопасности, важным фактором в этой области является финансовая составляющая. С докладом на тему «Стоимость летного часа: унификация и прозрачность ценообразования авиационных услуг» выступил модератор конференции – Вячеслав Карцев, советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» по региональному развитию. Он наглядно продемонстрировал формирование расходов авиакомпаний, который может быть не всегда ясен заказчикам. Три главные категории – прямые переменные расходы (обслуживание, страхование грузов, ГСМ и пр.), прямые постоянные расходы (лизинг, амортизация, ТОиР, страхование ВС и людей, выплата зарплат и пр.), а также накладные расходы (оплата наземного персонала, прочие производственные и общехозяйственные расходы).

Вячеслав Карцев наглядно разобрал калькуляцию стоимости летного часа в современных условиях. По его словам, в современных российских условиях можно с определенной долей уверенности утверждать, что авиакомпании практически полностью исчерпали возможность снижения себестоимости перевозок за счет организационных мероприятий. Этому способствует постепенное и неизбежное выбытие из авиапарка возрастных вертолетов Ми-8Т, предлагающих наиболее низкий по стоимости летный час в семействе машин Ми-8/17. Эти факторы должны быть учтены при заказе авиаработ компаниями нефтегазового сектора.

Для улучшения ситуации предлагается перейти к унификации подходов при расчете стоимости летного часа. Это приведет к снижению трудозатрат авиакомпаний на формирование предложений по запросам заказчиков, а также к повышению прозрачности ценообразования авиационных услуг. В поддержку такого подхода холдинг «Вертолеты России» предлагает расчеты базовых параметров стоимости жизненного цикла и сервисного обслуживания для новых типов вертолетов. По словам Вячеслава Карцева, это приведет к повышению прозрачности расходов авиакомпаний на поддержание летной годности воздушных судов.

Внимание к офшорной инфраструктуре, связанной с применением вертолетной техники, было уделено в рамках доклада «Законодательная база для проектирования и строительства авиационных комплексов надводных объектов», который представил Виталий Петров – ведущий специалист компании «Конверс Авиа Эксперт». Компания специализируется на участии в проектировании, сопровождении строительства и вводе в эксплуатацию авиационных комплексов надводных объектов, оказывает услуги по комплексному консультированию в вопросах их эксплуатации, разрабатывает эксплуатационную документацию и организует авиационные работ с борта морских судов. На сегодняшний день компания «Конверс Авиа Эксперт» приняла участие в проектировании 21 авиационного комплекса надводных объектов и введении в эксплуатацию 14 авиационных комплексов судов.

Виталий Петров подчеркнул полное несоответствие российской нормативно-правовой базы, регулирующей авиационные комплексы надводных объектов. Так, действующие сегодня в России «Общие авиационные требованиям к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах» на 25 страницах введены в действие в 1990 году, последняя актуальная правка датируется 1997 годом. Для сравнения актуальные аналогичные стандарты CAP 437 Управления гражданской̆ авиации Великобритании содержат 297 страниц и с 1981 по 2018 получали 8 редакций. Российские правила в значительной̆ степени противоречат и не соответствуют международным стандартам, стандартам и рекомендуемой̆ практике ICAO, и даже российским регламентам.

Для решения сложившейся проблематики, Виталий Петров предлагает Минпромторгу России включить в План законопроектной̆ деятельности на 2020 год разработку проекта нормативного правового акта «Об утверждении и вводе в действие «Правил проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию авиационных комплексов надводных объектов». При разработке документа следует учесть современные национальные и международные требования, в том числе стандарты и рекомендации ICAO, для получения комплексного и всестороннего документа.

В ходе сессии вопросов и ответов отдельно поднималась тема соответствия перспективных морских посадочных комплексов новым российским вертолетам, в частности Ми-38. Виталий Петров отметил, что все современные платформы могут принимать Ми-38, который по своим посадочным габаритам практически не отличается от вертолетов серии Ми-8/17.

Как и отмечал во вступительном слове Вячеслав Карцев, большое значение имеет подготовка кадров для осуществления авиаработ на вертолетах для нефтегазовой отрасли. С докладом на тему «Подготовка специалистов для обеспечения полетов вертолетов на морские суда и морские буровые установки: международная и российская практика» выступил Андрей Дубовик – директор «Центра аэронавигационного обеспечения полетов». В своем докладе он сравнил описание позиций российских специалистов, работающих в обеспечении взлетов и посадок вертолетов на морских платформах, с общемировой практикой. Сравнение позволяет сделать вывод, что российские требования к персоналу, участвующему в обеспечении полетов, не соответствуют применяемой в мире практике, и не в полной мере обеспечивают работу посадочных площадок. Отдельные специалисты не получают полноценного обучения и вынуждены выполнять сдвоенные обязанности.

Для улучшения этой ситуации предлагается разработать новые стандарты, которые опираются на мировую практику, и обеспечивают качественное обучение специалистов. Это позволит не только повысить конкуренцию российского бизнеса, но и положительным образом скажется на безопасности полетов на суда и МБУ.

В завершение конференции был представлен доклад «О некоторых подходах к полетному информационному обеспечению (ПИО) и совместному использованию пилотируемых и беспилотных средств при офшорных полетах», с которым выступил Сергей Быбин – заместитель директора центра разработок НПП «Цифровые радиотехнические системы». В докладе был представлен прогноз на будущее в части информационного обслуживания полетов воздушных судов, в том числе офшорных. В частности, рассмотрены перспективы интеграции беспилотных воздушных средств (БВС) в различные сектора, технологическая готовность которых различается, а также базовая технология многопозиционного наблюдения за полетами воздушных судов МПСН «Альманах».

В своем докладе Сергей Быбин остановился на проектах, которые в настоящее время реализует Минтранс России. Это «Национальная сеть многопозиционной системы наблюдения (МПСН) и информационного обеспечения», которая помимо покрытия МПСН пространства классов A и С, способна обеспечить информационными сервисами и автоматически-зависимым наблюдением-вещанием (АЗН-В) нижнее воздушное пространство, в том числе в арктической зоне. Другой проект – «Единая защищенная информационная система транспортного комплекса Арктики» (ЕЗИС ТКА), формирующая информационную инфраструктуру. Обе системы способны существенно изменить облик аэронавигационной системы России.

Проведенная конференция охватила широкий спектр вопросов, важных для вертолетного обеспечения работы нефтегазовых компаний: и консолидированный опыт применения вертолетов, и новые офшорные вертолеты, технологии, нормативно-правовая база, подготовка летно-технического и вспомогательного персонала, практика строительства морских объектов авиационной инфраструктуры и перспективы развития полетного информационного обеспечения. Безусловно, каждая из обсуждаемых на конференции тем самостоятельно заслуживает всесторонней дискуссии с привлечением специалистов из различных отраслей, но будучи первым в своем роде мероприятием, конференция «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли» была ориентирована заложить основу последующих дискуссий.

Широкое внимание к тематике и уровень участников мероприятия позволяет сделать вывод об однозначном успехе мероприятия и к важности продолжения дискуссий на тему вертолетного обеспечения работы комплекса ТЭК. Ассоциация Вертолетной Индустрии запланировала проведение второй конференции по этой тематике в 2020 году и приглашает к участию большой круг специалистов из вертолетной и нефтегазовой индустрий.

Конференция «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли» организована Ассоциации Вертолетной Индустрии и компанией «Русские Вертолетные Системы». Устроитель мероприятия – компания «Русские Выставочные Системы». Официальный спонсор – НПК «ПАНХ». Партнер конференции – Exclases Group. 

Теги записи:

ПАРТНЕРЫ АВИ