Космический кортеж
29.09.2010
Со времен первых легендарных «Востоков» так заведено,что еще до того, как возвращающийся с околоземной орбиты или из межпланетной экспедиции спускаемый аппарат войдет в плотные слои атмосферы, ему навстречу поднимаются вертолеты специальной службы поиска и спасения.
Правда, порой бывает и так, что вместо торжественного сопровождения до земной поверхности покачивающегося под яркими куполами парашютов «шарика» воздушным спасателям приходится задействовать все резервы для оперативного обнаружения «затерявшегося» объекта. Различные форс-мажорные обстоятельства могут в любой момент внести свои коррективы в стандартный план встречи.
Подобный внеплановый «зигзаг» произошел с «Союзом ТМА-15». Спасателям заранее были известны точное время возвращения экспедиции, траектория спуска аппарата, координаты срабатывания парашютной системы, предполагаемый район посадки и многое-многое другое. По всему участкутраектории выведения корабля на орбиту и посадки экипажа МКС (на 16 аэродромах) безопасность полета обеспечивали десятки воздушных судов. Кроме того, в акваторию Японского моря вышло спасательное судно.
Но техника и погода порой преподносят сюрпризы. Подобным образом события развивались и 1 декабря 2009года во время посадки спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-15» с космонавтами Романенко, Де Виннем и Терском на борту. Еще за сутки ничто не предвещало особых проблем. Двенадцать вертолетов Ми-8 были готовы к вылету. Экипаж Романенко приземлился по штатной схеме, в заданную точку. Но к моменту посадки космонавтов сложилась такая комбинация метеофакторов, которую за всю историю поисково-спасательных работ не помнили даже старожилы. Высокая влажность при низких температурах привела к обледенению вертолетов прямо на стоянке. На глазах у спасателей всепогодная техника превращалась в ледышку, не помогали ни обогрев лопастей, ни другие экстренные мероприятия. Резервная группа с другого аэродрома также не смогла пробиться через плотную облачность на маршруте. И вот тогда, впервые в истории поиска и спасения космонавтов, руководством было принято решение эвакуировать космический экипаж автотранспортом…
Спецслужба
Известно, что для обеспечения первых космических полетов привлекались строевые подразделения ВВС. Так, покинувший место своего приземления на попутном грузовике Гагарин был обнаружен и доставлен в аэропорт города Энгельса обычным армейским Ми-4.
Специализированная группа поиска в системе военно-воздушных сил была сформирована по приказу Главкома ВВС в 1966 году, а в июле 1977-го на базе Министерства обороны создано Управление Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. Управление получило полномочия использовать в работах по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушных судов технику любых ведомств, включая МВД и КГБ.
В настоящее время Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасения (ЕС АКПС) выведена из подчинения Минобороны и структурно интегрирована в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Целью этой реформы было оптимизировать организационную структуру, сделать службу по-настоящему единой, мобильной и управляемой, способной решать любые поставленные задачи.
Управление ЕС АКПС строится по территориальному признаку и разделяется по уровням –федеральному, региональному, местному. Для эффективного поиска вся территория страны разделена на семь зон плюс особый Калининградский район. Границами зон являются границы ответственности за организацию воздушного движения органов ОрВД. Практическую работу в зонах организуют территориальные управления Росавиации. Дополнительно к давно существующим поисково-спасательным базамгражданской авиации распоряжением Правительства Российской Федерации от 28марта 2008 года в стране создано 7 специализированных федеральных государственных учреждений «Авиационный поисково-спасательный центр», целью деятельности которых являются организация и выполнение поисково-спасательных работ и координация действий авиационных поисково-спасательных сил при их проведении.
Ежедневно на дежурство в системе авиационно-космического поиска и спасения заступают до 90 воздушных судов на 58 поисковых базах.
Универсальные машины
Вертолет– основное авиационное средство для поиска и эвакуации пострадавших, доставки к месту бедствия спасателей и необходимого оборудования. Уникальные возможности «небесных вездеходов» садиться на крохотный пятачок, зависать в воздухе и перемещаться в любом направлении делают их незаменимыми, когда требуется оказать помощь и вывезти людей из труднодоступных мест. Практически в каждой спасательной операции применяются винтокрылые машины, технически подготовленные и способные справиться с задачей поиска и эвакуации космонавтов, совершивших посадку по баллистической траектории за 400 км от основного района, поэтому подчас экипажам приходится работать в условиях высокогорья и низких температур Горного Алтая.
Основной рабочей лошадкой «космических спасателей» является вертолет Ми-8 различных модификаций. Общее требование ко всем вертолетам, привлекаемым к участию в спасательных операциях, – наличие подъемно-грузовой лебедки для спуска спасателей и подъемапострадавших в режиме висения (СЛГ-300).
Для обеспечения поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей было специально доработано несколько серийных Ми-8 МТВ3 военно-воздушных сил. С целью увеличения радиуса действия проведено их дооснащение внешними дополнительными топливными баками. На некоторых машинах были установлены мощные поисковые прожекторы, доработаны узлы конструкции, обеспечивающие перевозку на внешней подвеске крупногабаритных грузов, таких как спускаемые аппараты космических кораблей. Все борта оборудованы поисковыми радиотехническими комплексами набазе АРК-УД, позволяющими улавливать сигналы автоматического аварийного радиомаяка с места авиакатастрофы или с борта идущей на посадку капсулы с космонавтами. Например, во время ночной посадки экипажа «Союз ТМА-5» спускаемый аппарат был обнаружен с одного из вертолетов по радиомаяку еще во время спуска на парашюте.
Особенноважно для спасателей, что конструкция и оборудование модифицированной «восьмерки»позволяют эксплуатировать ее с оперативно развернутых полевых площадок, ведь уже не однократно случалось так, что спускаемые аппараты отклонялись от расчетных траекторий и искать их приходилось вдали от стационарной аэродромной инфраструктуры.
В составе поисково-спасательной авиагруппы есть два вертолета с красными крестами на бортах. Эти вертолеты выполнены в санитарном варианте, их задача –оперативно доставить к месту приземления космонавтов врачей бригады неотложной медицинской помощи. В связи со спецификой их применения салон воздушных неотложек перекомпонован для оптимального размещения необходимого реанимационного и прочего медицинского оборудования.
Кстати, внастоящее время, по словам директора ФГУ «Служба ЕС АКПС» Михаила Полухина, в рамках федеральной целевой программы предусмотрено создание на базе серийно выпускаемых образцов техники, в том числе вертолетной, специализированных машин, предназначенных для проведения ПСО в круглосуточном режиме, сложных метеоусловиях, во всем диапазоне климатогеографических условий надсушей и водной поверхностью. Программа предусматривает строительство объектов инфраструктуры и поставку авиационной и наземной техники ЕС АКПС до 2015 года.
Предусмотреть все
Важно отметить, что контракты в интересах отечественной космической отрасли лишь небольшая часть служебных обязанностей спасательного подразделения Росавианавигации, хотя это и наиболее существенная строка доходов ФГУП. Единая служба готова оперативно прийти напомощь всем летчикам и авиапассажирам, попавшим в беду. И тут в работе службы хватает суровой специфики.
Рассказывает глава «воздушных поисков» Михаил Полухин: «Нет ни одной поисковой операции, похожей на другую, даже если спасти означает «просто» прилететь в заданную точку и забрать пострадавших,ведь за бортом может быть –37 °C, внизу тайга от горизонта до горизонта, а до темноты всего полчаса и нет возможности сесть рядом с целью. Или же под винтами – палуба накренившегося и готового в любой момент перевернуться от намерзшего льда рефрижератора, а до берега 500 км и вокруг ледяное штормовое море…»
Между тем в соответствии с требованиями ИКАО от момента аварийного оповещения до подхода спасателей должно пройти не более двух часов. На практике же после поступления на командный пункт тревожной информации, например после получения сигнала бедствия или доклада авиадиспетчера об исчезновении отметки воздушного судна с экрана локатора или о прекращении радиосвязи с экипажем, спасательная авиация должна быть поднята в воздух не позднее чем через тридцать минут летом и сорок пять минут в зимнее время.
Примечательно, что прежняя система организации спасения предусматривала определенный временной люфт перед началом поисковой операции, который был необходим для межведомственных согласований. Но сегодня все управление спасательными работами сконцентрировано в одном месте, что позволяет приступать к делу без бюрократических проволочек.
Типичная поисково-спасательная операция, как правило, сопряжена с внезапностью и необходимостью действовать в максимально сжатых временных рамках.
Работа же в интересах космической отрасли имеет свою специфику. Прежде всего, спасатели имеют возможность заранее подготовиться к обеспечению очередной космической экспедиции. Старт ракеты-носителя и приземление спускаемой капсулы страхуют десятки спасательных вертолетов по всему маршруту. Предусматривается и прикрытие запасных районов посадки на тот случай, если спускаемый аппарат пойдет к земле не в управляемом режиме, а по баллистической траектории. В частности, организуются дополнительные дозаправочные площадки.
Но и тут, как и в истории с «Союзом ТМА-15», бывают форс-мажорные ситуации. История спасательной службы богата подобными драматическими примерами, когда все шло не по сценарию. Еще назаре космонавтики, в 1965 году, экипаж «Восхода-2» в составе Беляева и Леонова двое суток не могли эвакуировать из пермской тайги. Спустя десять лет космонавты Лазарев и Макаров приземлились в горах Алтая на границе с Китаем, скоторым у нас в то время были далеко не лучшие межгосударственные отношения. В 1976году глубокой ночью в снежном буране экипаж Зудова и Рождественского приземлился, вернее, приводнился на казахское озеро Тенгиз в 2 км от берега при температуре –20 °C. Успешно эвакуировать спускаемый аппарат вместе с экипажем удалось лишь с помощью вертолета,экипаж которого пошел на серьезное нарушение должностной инструкции, рискуя своими жизнями, машиной и карьерой ради спасения попавших в беду коллег.
Сегодня, как и всегда, заступающие на очередное дежурство воздушные спасатели прогревают перед сменой двигатели своих вертолетов, готовые в любую минуту взлететь по тревоге, чтобы другие могли продолжать жить.