Круглый стол «Контрафакт в поставках: возможно ли исключить спрос на контрафактную продукцию в вертолетной индустрии»

19 мая, 13.00-16.00

HeliRussia 2016, Москва, Крокус Экспо, павильон 1, Конференц-зал № 3.

Организатор: Рабочая группа «ПОСТАВКИ АТИ» технического комитета АВИ и ООО «РУССКИЙ ДОМ АВИАЦИИ».

Рынок авиационно-технического имущества содержит довольно значительную долю контрафактных или «неаутентичных» компонентов. И хотя ситуация существенно улучшилась за последние несколько лет, до идеала еще далеко. Нельзя сказать, что это особенность исключительно российского рынка, с контрафактной продукцией также сталкиваются производители и эксплуатанты авиатехники западного производства, однако, сравнивая то, как ведется борьба с уже присутствующими на рынке компонентами сомнительного происхождения, мы вынуждены признать, что на западе меры по исключению контрафакта реализуются более активно, согласованно и централизованно.

В условиях нестабильной геополитической обстановки, когда очень важно поддерживать престиж российской техники на международной арене и максимизировать поступления в бюджет, необходимость усилить борьбу с контрафактной продукцией стала еще более очевидной. И, если наполнение рынка неаутентичными товарами легкой промышленности означает в основном недополучение доходов в бюджет и удар по репутации оригинального производителя, то в сфере авиации как технической отрасли, связанной с повышенной опасностью, под угрозой могут оказаться жизни людей.

Проблему хождения на рынке контрафактной продукции — как любую системную проблему нельзя решить, приняв один закон или проведя десять рейдов. Очевидно, что силами одного ведомства или органа такие проблемы не решить, поэтому приятно отметить активность Минпромторга, Минтранса, силовых ведомств и других членов государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Но для достижения по настоящему значимых успехов в этой борьбе важно не просто участие отдельных ведомств, но их взаимодействие между собой и консолидация с сообществом, заинтересованном в развитии отрасли, а это авиакомпании, производители, авиаремонтные заводы, организации поставщики, заказчики авиационных работ, пассажиры и создатели информационного пространства.

На наш взгляд, ключ к успеху в борьбе с контрафактом — исключение спроса на контрафакт.

Необходимо сделать так, чтобы и производство, и приобретение неаутентичной продукции было невыгодным с точки зрения экономики, имиджа и вообще возможности дальнейшего осуществления деятельности. При этом, нужно учитывать, что большинство потребителей неаутентичной продукции становятся обладателями контрафакта без «злого умысла». Они сами порой не догадываются о том, что приобретают, потому что инструменты для установления статуса компонентов, которыми они располагают, оказываются недостаточно действенными.

Дискуссия круглого стола была направлена на то, чтобы увидеть взгляд на проблему контрафакта производителей, авиаремонтных заводов, эксплуатантов вертолетной техники и государства, чтобы в конечном счете ответить на вопросы:

1) Возможна ли борьба с контрафактом и если да, то какими методами?

2) Какой вклад может сделать каждый в борьбу с контрафактом?

Мы участники вертолетной индустрии, это наш хлеб, наша судьба и наша ответственность, именно поэтому мы будем оценивать эффективность предлагаемых на сегодняшний день мер борьбы с контрафактом по единственно значимому критерию — исключают ли они спрос на контрафактную продукцию, а если нет, то как этого добиться.

В ходе круглого стола были озвучены следующие доклады:

1) «Проблемы контроля оценки аутентичности компонентов ВС при проведении работ по сертификации экземпляра ВС» — Кудинов Валерий Васильевич, начальник управления ПЛГВС ФАВТ (Росавиация);

2) «Аутентичность компонентов воздушных судов. Проблемы ее подтверждения при ремонте» — Пашин Сергей Алексеевич, Заместитель генерального директора по качеству, начальник ОТК ЗАО «МАРЗ ДОСААФ»;

3) «Применение RFID меток для выявления контрафактной продукции» — Ломсков Андрей Анатольевич, заместитель генерального директора по ремонту, эксплуатации и IT технологиям АО ММЗ «ВПЕРЕД»;

4) «Меры по предотвращению оборота контрафактных ПКИ» — Абузяров Фарид Николаевич, технический директор АО «УПЗ»;

5) «Как исключить появление контрафакта в Пулах запасных частей. Способы оперативной проверки аутентичности компонентов» — Каюмов Алексей Владиславович, руководитель вертолетного направления ЗАО «Авиасистемы»;

6) «Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности парка вертолетов» — Кирпичев Игорь Геннадьевич, заместитель генерального директора — директор информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА;

7) «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обязательного контроля аутентичности компонентов воздушных судов)» — Комаров Михаил Викторович, руководитель рабочей группы Экспертного совета по авиационно-космическому комплексу при Комитете Государственной Думы по промышленности, член межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию незаконному обороту продукции авиационной промышленности. Федеральный закон

Обсуждались следующие вопросы:

1) Ситуация с контрафактом на российском рынке комплектующих для вертолетов

2) Ход разработки и реализации законопроекта об изменениях в КоАП и ВК, направленных на ограничение оборота контрафакта в авиационной промышленности, его преимущества, недостатки и возможности для его изменения

3) Современные методы мониторинга аутентичности компонентов, применяемые ГосНИИ ГА

4) Меры, принимаемые заводами изготовителями для учета выпускаемой продукции и верификации аутентичности паспортов и изделий

5) Контрафактные запчасти на зарубежных рынках. Способы повышения осведомленности иностранных заказчиков о способах верификации аутентичности компонентов.

6) Соотношение «Методики оценки аутентичности компонентов воздушных судов» и ГОСТ Р 55256-2012

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ:

По результатам рассмотрения вопросов, указанных в Преамбуле настоящего документа, участники круглого стола «Контрафакт в поставках» приняли следующую резолюцию:

  1. Рабочей группе «Поставки АТИ» продумать механизм обучения иностранных заказчиков, собственников и эксплуатантов авиационной техники российского производства в части проведения входного контроля и оценки аутентичности компонентов. Подготовить предложение к 9-му Вертолетному Форуму;
  2. Направить от Ассоциации Вертолетной Индустрии предложение в Правительство Российской Федерации о назначении ГосНИИ ГА оператором системы мониторинга оборота авиационных компонентов, предлагаемой в рамках ПФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обязательного контроля аутентичности компонентов ВС)»;
  3. Направить разработчику (МВЗ им. Миля) и АО «Вертолеты России» предложение по внедрению новых методов идентификации изделий, которые позволят обеспечить машиночитаемость и при этом не будут подвержены воздействию агрессивных сред;
  4. Направить членам АВИ информационное сообщение о необходимости выполнения требований ГОСТ Р 55256-2012, при необходимости оказать консультативную помощь по реализации;
  5. Оценить возможность принятия запрета о применении комплектующих бывших в употреблении при ремонте блоков и агрегатов воздушных судов;
  6. Направить ПФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части обязательного контроля аутентичности компонентов ВС)» членам Ассоциации Вертолетной Индустрии для получения от них предложений по внесению изменений/дополнений в данный ПФЗ, при необходимости провести открытое заседание рабочей группы «Поставки АТИ» по данной теме;
  7. Направить в рабочую группу Экспертного совета по авиационно-космическому комплексу при Комитете Государственной Думы по промышленности и в межведомственную отраслевую рабочую группу по противодействию незаконному обороту продукции авиационной промышленности следующие предложения по изменению и/или дополнению проекта федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:

7.1. Конкретизировать методы машиночитаемой маркировки, которые должны применяться в отношении компонентов воздушных судов, чтобы удостовериться в невозможности частичного или полного разрушения такой маркировки в условиях агрессивных сред и под механическим воздействием;

7.2. Предлагаемый ко введению пункт 4 статьи 36 Воздушного Кодекса РФ дополнить фразой «до момента замены выявленных неаутентичных и (или) сомнительных компонентов на аналогичные исправные аутентичные компоненты»

7.3. Изменить текст пункта 1 статьи 391 и представить его в следующем виде: «…Перечень подлежащих обязательному контролю аутентичности компонентов воздушных судов и порядок включения компонентов воздушных судов в указанный перечень утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с разработчиком типа воздушного судна»;

7.4. Убрать из текста пункта 1 статьи 392 фразу: «имеет идентификационные данные (шифр, заводской номер и т.д.), не совпадающие с идентификационными данными другого находящегося в обороте компонента воздушного судна»;

Пояснение: нельзя признавать неаутентичным такой компонент, так как на момент обнаружения совпадения идентификационных данным невозможно определить, какой именно компонент является «двойником», из-за чего возникает риск приравнивания аутентичного компонента к неаутентичному, а также возникает возможность для негативного воздействия на летную деятельность (вплоть до остановки полетов) добросовестных эксплуатантов со стороны злоумышленников или конкурентов.

7.5. Изменить текст пункта 4 статьи 392 и представить его в следующем виде: «4. Компонент воздушного судна, в отношении которого в результате проводимой с участием инженерно-технических специалистов экспертной оценки выявлено несоответствие установленным требованиям, не позволяющее решить вопрос о его аутентичности без проведения дополнительной проверки, а так же компонент, который имеет идентификационные данные (шифр, заводской номер и т.д.), совпадающие с идентификационными данными другого находящегося в обороте компонента воздушного судна, признается сомнительным.»

Пояснение: при этом после проведения дополнительной проверки один или несколько из «двойников» признается неаутентичным и подлежит утилизации, а другой признается аутентичным и допускается к эксплуатации.

7.6. Фразу «другие части воздушного судна, авиационного двигателя» исключить из пункта 1 статьи 391 ВК РФ, конкретизировать перечень частей воздушного судна и двигателя, которые подлежат государственному контролю.

Материалы круглого стола «Контрафакт в поставках»:

 

ПАРТНЕРЫ АВИ