Круизные вертолеты империи

Когда в начале апреля 1982 года Аргентина в блицкриге взяла под свой контроль спорные Фолклендские (Мальвинские) острова, некоторым экспертам показалось, что бывшая Владычица морей окончательно утратила престиж и силу после распада своей колониальной империи, если на одряхлевшего британского льва осмелилась напасть страна третьего мира.

В этот момент Англия действительно переживала каскад серьезнейших кризисов в экономике, внутренней и внешней политике. Чтобы как-то укрепить государственный бюджет, правительство даже готовило решение о существенном сокращении расходов на оборону за счет продажи авианосцев и кораблей их боевого обеспечения. В этой ситуации кабинету Маргарет Тетчер срочно требовалось радикальное средство для преодоления экономических трудностей, сплочения страны и укрепления ее международного статуса. И таким средством явилась «маленькая победоносная война».

 Из-за отсутствия на Фольклендах условий для приема большинства типов реактивных самолетов, главная ставка делалась на истребители-штурмовики «Си Харриер», базирующиеся на противолодочных авианосцах «Гермес» и «Инвинсибл», а также на вертолетчиков Ее Величества. Каждая их победа становилась поводом для шумной пропагандистской компании в средствах массовой информации. При этом некоторые детали того или иного события намеренно опускались лояльными власти журналистами, дабы не девальвировать в глазах общественности достижения военных.

Атака «Санта Фе»

Бывшая субмарина ВМФ США «Санта Фе»(типа «Балао» 1944 года постройки)  на момент начала боевых действий находилась в крайне плачевном состоянии. Аргентинцы вот-вот должны были списать ее на металлолом. Последние годы «Санта Фе» практически не выходила из ремонтных доков из-за постоянных аварий. Изношенность корпуса подлодки была таковой, что погрузиться она могла только на перископную глубину, то есть субмарина была фактически лишена своего главного преимущества перед судами других классов – скрытности. Тем не менее командование сразу отправило «Санта Фе» в район боевых действий, где старая посудина поначалу неплохо себя зарекомендовала, высадив в стратегически важном районе Мальвин-Фольклендов группу морских коммандос.

После этого задания «ржавого ветерана» вновь отправили к побережью Фольклендов – на этот раз со снабженческой миссией. В пути вышли из строя, выработав свой ресурс, аккумуляторные батареи, перегорел основной радиопередатчик, оставив боевое судно фактически без связи. Вдобавок ко всему новый командир подлодки был назначен на должность всего за месяц до рокового похода и плохо знал корабль и экипаж.

Вскоре британцы уже знали об аргентинской подлодке. 25 апреля в 5 милях от порта Грютвикен (о-в Южная Георгия) «Санта Фе» перехватил вертолет Wessex HAS. Mk 3. Выгрузившая боеприпасы и продовольствие лодка шла заливом и уже почти достигла открытого моря. Но, угодив в вертолетную засаду, ее командир принял парадоксальное для подводника решение: возвращаться обратно в порт. Правда, по одной из версий, в результате первой же воздушной атаки англичан «Санта Фе» окончательно утратила способность к погружению и превратилась в легкую мишень для неприятельских охотников.

С борта вертолета впервые с мая 1945-го был передан в эфир условный сигнал английских морских летчиков «Wolf, Wolf», означающий обнаружение подлодки противника в надводном положении. А дальше началось преследование подраненной «дичи», к которому чуть позже присоединились еще два Lynx HAS. Mk 2 с фрегата Brilliant и Wasp HAS. Mk 1 с ледокола Endurance.


В это время в нескольких сотнях миль к северу от места боя находилось оперативное соединение британских кораблей. На палубах авианосцев сидящие в кабинах Sea Harrier летчики с нарастающим интересом слушали в наушниках радиорепортаж об избиении их коллегами аргентинской подлодки.

«Санта Фе» действительно оказалась абсолютно беззащитной. Лодка не имела зенитных орудий и установки выброса противоракетных дипольных отражателей. У экипажа даже не было под рукой ПЗРК. Моряки отстреливались от кружащих над их головами «вертушек» из обычных карабинов, передавая стрелкам на ходовом мостике обоймы по живой цепочке.

Впрочем, достаточно комично выглядят и действия другой стороны. Экипажи винтокрылых машин забрасывали лодку торпедами и 250-фунтовыми глубинными бомбами образца 1943 года, поливали ее пулеметным огнем, пускали по противнику противокорабельные ракеты, а субмарина продолжала тащиться обратно в порт. Большинство снарядов либо уходили в «молоко», либо не взрывались, либо наносили лодке минимальные повреждения. Вертолетчикам пришлось сделать несколько ходок на свои корабли и обратно для пополнения боекомплекта, но пустить «старое корыто» на дно им так и не удалось. Деморализованный аргентинский экипаж сам посадил «Санта Фе» на прибрежную отмель у причала антарктической станции и покинул корабль. 

Чудеса логистики

Справедливости ради необходимо признать, что тогда, в 1982 году, возглавляемый своей «железной леди» туманный Альбион продемонстрировал завидное умение быстро отмобилизоваться и вести войну на огромном удалении от своих берегов. 2 апреля аргентинские морпехи высадились на Фольклендах, а уже 18-го передовая британская боевая группа вышла в море, на сами Фолькленды проникли первые разведгруппы SAS.

При этом, испытывая дефицит кораблей, в первую очередь авианесущих, англичане в поразительно короткие сроки переоборудовали в вертолетоносцы, суда снабжения и войсковые транспорты контейнеровозы, траулеры, а также гражданские суда иного назначения. Реквизируется на время проведения компании роскошный круизный лайнер «Куин Элизабет II». На него спешно грузятся уэльские гвардейцы и полк знаменитых «охотников за головами» – непальских гурков. День аренды лайнера обходился Министерству обороны в 225 тыс. фунтов.  

Одолженный у своего владельца контейнеровоз «Атлантик Конвейор» переоборудуется на верфи ВМФ в Девенпорте во вспомогательный авианосец. Правда, позднее, в ходе боев, это судно разделило печальную участь эсминца «Шеффилд» и еще нескольких английских кораблей, уничтоженных аргентинскими самолетами «Супер Этандар». Вместе с «Атлантик Конвейор» на дно уйдут 10 вертолетов…

Авиационный кулак

На эту войну англичане подтянули все, что имели, хотя в основном им пришлось бряцать старым оружием. Уже фактически выведенные из боевого состава бомбардировочного командования RAF бомбардировщики 50-х годов Vulcan вместо баз хранения отправились в самые длинные в истории военной авиации трансокеанские рейды с целью нанести удары по аргентинской авиабазе Порт-Стэнли.

Практически все типы вертолетов, использованных англичанами в этом конфликте, являлись лицензионными глубокими модификациями американских вертолетов 50-х годов. Например, «предками» уэстлендовских машин были классические американские вертолеты S-55 и S-58.

А американский прототип британских «Си Кингов» S-61 в 60-х являлся основным вертолетом, базирующимся на американских авианосцах и вспомогательных судах. На Фольклендах «Си Кинги» 846-й эскадрильи, действуя с борта флагмана оперативной группы авианосца «Гермес», осуществляли противолодочную оборону британских судов, высаживали и эвакуировали диверсионные группы часто в ночное время. Во время одной из таких операций доставленная вертолетами на о-в Пеббл разведгруппа 22-го полка Сил специального назначения (SAS) вывела из строя аргентинский военный аэродром и уничтожила несколько штурмовиков «Пукара» и вертолетов «Пума». В ходе войны британцы лишились пяти «Си Кингов».

 

Большая часть потерянных англичанами на Фольклендах вертолетов относилась к небоевым потерям. Главную опасность для летчиков представляли местные погодные условия: однообразная холмистая местность с почти полным отсутствием надежных ориентиров, частые туманы и дожди, экстремально низкие температуры, внезапные порывы ветра, скорость которых могла превышать 90 км/ч. В ходе одной высадки разведчиков на леднике под красноречивым названием Фортуна разбились сразу два вертолета Wessex HAS. Mk 3. Когда на следующий день на место аварии прилетели еще три «Вессекса», чтобы эвакуировать уцелевших после катастрофы летчиков и десантников, одна из спасательных машин разбилась, пытаясь сесть на злополучный ледник в условиях фактически нулевой видимости.

Но, несмотря на относительно большие потери, именно летчики Королевских ВМФ и морской пехоты, по мнению многих экспертов, выиграли эту войну. Из числа чисто британских вертолетов хорошо себя зарекомендовал на Фольклендах легкий противолодочный Westland Wasp. Маленькая юркая машина с взлетной массой всего 2,5 т и вооружением из двух ракет или пары торпед являла собой тип классического «киллера», действующего в паре с поисковым вертолетом, который должен был с помощью сонаров обнаружить вражескую субмарину и навести на нее «убийцу». Именно «Уосп» произвел по «Санта Фе» залп ракет AS-12.

Правда, «Уоспы» с самого своего появления на флоте вызывали недовольство британского адмиралтейства из-за своей ограниченной полезной нагрузки. Поэтому в начале 1970-х годов компании Westland было поручено разработать новый ударный палубный вертолет. Так появился Linx. В боях над Южной Атлантикой «Линксы» выполняли широчайший круг задач, действуя в интересах различных подразделений флота и армии. Они снабжали пехотные батальоны и атаковывали вражеские позиции и корабли. 23 мая «Линкс» с фрегата «Антелоуп» выпустил две противокорабельные ракеты «Си Скьюа» по аргентинскому транспортному судно водоизмещением 6000 т и сильно повредил его.

Нередко снующие вдоль линии фронта британские вертолеты сами становились объектом охоты. Известен эпизод, когда пара аргентинских Skyhavk A-4 перехватила одиночный «Линкс» и попыталась расстрелять его в воздухе. Однако за штурвалом вертолета оказался очень опытный летчик, которому удалось на протяжении более чем 15 минут уворачиваться от атак реактивных самолетов. А когда выработавшие горючее «Скайхавки» ушли, поврежденный «Линкс» приводнился в небольшом озере.

История с «уходом в отставку» бывшей империи повторилась в XX веке еще не один раз. Воинственные «ветераны» не упускали возможности доказать себе и миру, что они еще в силе. Но каждая такая демонстрация, несмотря на ратный успех, позволяла воочию убедиться, что их время прошло. Попытки восстановить былое могущество, как правило, оказываются бесплодными. Британия не без внутренней борьбы отказалась от собственного величия – будь то мощь ВМС или национальная программа вертолетостроения. Сегодня бывшая главная метрополия довольствуется в вертолетной отрасли, равно как и во всем авиапроме, умеренным кругом задач по поддержанию необходимой обороноспособности (включая участие в коалиционных силах) и сохранению рабочих мест.

ПАРТНЕРЫ АВИ