Легендарный Ми-8 отмечает юбилей: 50 лет со дня первого подъема

50 лет назад, 2 августа 1962 года, впервые оторвался от земли первый опытный образец вертолета Ми-8, который впоследствии стал самым массовым и востребованным вертолетом в мире. Сегодня Ми-8 эксплуатируются более чем в 100 странах.

За полувековую историю серийного производства и конструкторских работ по усовершенствованию этой модели, советскими и российскими конструкторами создано более 13 000 машин этого типа, разработано более 130 модификаций. Это вертолеты Ми-171, Ми-172, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-5 и другие модификации гражданского и военного назначения.

В 2012 году вертолет Ми-8, созданный конструкторами ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», – не просто юбиляр – это первоклассный многофункциональный вертолет, один из самых успешных коммерческих продуктов российского вертолетостроения, востребованный в большинстве регионов мира. Заводы холдинга «Вертолеты России» – производители вертолетов типа Ми-8/17 – ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Казанский вертолетный завод», стабильно обеспечены заказами на производство этих машин на 2 года вперед.

Сегодня работа по модернизации Ми-8 продолжается: ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», входящее в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России», осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2. Определен технический облик модернизированного вертолета. Ми-171А2 разрабатывается на базе вертолета Ми-171, и должен стать достойным продолжением семейства вертолетов Ми-8.

Планируется, что вертолеты этого типа будут оснащены новой авионикой; в конструкции машины предполагается использование композиционных материалов, что делает вертолёт гораздо легче; модернизированы все основные системы и агрегаты, повышены летные и технические характеристики вертолета. Всего предусмотрено более 80 нововведений. Экипаж будет сокращен до двух человек, что существенно скажется на экономической эффективности.

Вертолеты семейства Ми-8 видели многие локальные конфликты, спасали тысячи человеческих жизней; переносили резкие перепады температур, суровые морозы и катастрофическую жару, тропические дожди и пыль пустынь. «Восьмерки» поднимались высоко в горы и летали на предельно малых высотах, приземлялись в труднодоступных местах, базировались, вне аэродромов при минимальном техническом обслуживании.

Базовый вертолет стал стартовой площадкой для уникальной в дальнейшем разработки «вертолета-амфибии» Ми-14.

Созданный в середине прошлого века, вертолет Ми-8 и сегодня является одним из наиболее успешных и эффективных вертолетов в своем классе. Еще многие годы он будет востребован и конкурентоспособен на мировом рынке.

* * *

ОАО «Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля» — разработчик вертолётов марки «Ми». Предприятие холдинга «Вертолеты России». Основные направления деятельности – проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, проектирование, постройка и испытание опытных образцов винтокрылой техники, внедрение доработок в серийное производство, выпуск специализированных моделей вертолётов малых серий, сертификация, модернизаций, авторский надзор и сопровождение эксплуатации вертолётов гражданского и военного назначения.

ОАО «Вертолёты России» — дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром», входящего в ГК «Ростехнологии», один из мировых лидеров вертолётостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолётов в России. Головной офис ОАО «Вертолёты России» расположен в Москве. В состав холдинга «Вертолёты России» входят пять вертолётных заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Вертолёты приобретаются российскими министерствами и ведомствами (Министерством обороны России, МВД России, МЧС России), авиакомпаниями («Газпром авиа», «ЮТэйр»), крупными российскими компаниями. Более 8000 вертолётов советского/российского производства эксплуатируются в 110 странах мира. Традиционно наиболее высокий спрос на российские вертолёты – на Ближнем Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ. Холдинг «Вертолёты России» образован в 2007 году. В 2011 году выручка «Вертолётов России» по МСФО выросла на 27,8% и составила 103,9 млрд. рублей, объем поставок достиг 262 вертолётов.

Партнеры ОАО «Вертолёты России»: ООО «АэроТакси-Сервис» (производит и обслуживает интерьеры воздушных судов); ЗАО «Транзас» (разрабатывает программные продукты, навигационные системы, тренажеры для авиации); ЗАО ЦНТУ «Динамика» (разрабатывает, производит и осуществляет послепродажное обслуживание авиационных тренажеров); ЗАО «БЕТА ИР» (производит тестирующее оборудование и авиационную электронику); ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (ремонтирует двигатели и их агрегаты, а также главные редукторы вертолётов).

ОАО «ОПК «Оборонпром» — многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК «Российские технологии». Основные направления деятельности: вертолётостроение (ОАО «Вертолёты России») и двигателестроение (УК «Объединенная двигателестроительная корпорация»).

ПАРТНЕРЫ АВИ