Леонардо: работа над ошибками
13.01.0201
Последние несколько лет в истории Leonardo Helicopters были отмечены чередой экономических и организационных проблем, что, наконец, было открыто признано компанией в прошлом году и повлекло ряд оргвыводов. Собственно, неэффективность в сфере военных продаж и сложные рыночные условия привели к тому, что показатели Leonardo Helicopters упали до минимальных значений за пять лет. Доходы снизились с 4,2 млрд. долларов в 2012 году до 3,6 млрд. в 2017, а прибыль — с 0,48 до 0,43 млрд. долларов соответственно. Даже оставаясь в существенном плюсе, уровень амбиций компании не позволяет Leonardo довольствоваться своей позицией в пределах общего тренда.
В октябре 2017 года на пост управляющего директора компании был назначен Джиан Пьеро Кутилло, который должен был сфокусироваться на причинах проблем, с которыми столкнулся производитель. На фоне глобального сокращения рынка гражданских вертолетов на 45% плохую услугу компании оказали низкая дисциплина продаж и проблемы с производственным планированием. В чем это выражалось? По словам нового управляющего директора, пытаясь конкурировать на слишком конкурентном рынке, компания предлагала клиентам слишком большую гибкость в настройках, берясь за доработку конфигураций в слишком короткие сроки. Эта практика отрицательно сказалась как на объемах производства, так и на прибыльности.
Чтобы сбалансировать производственные планы и спрос, Leonardo Helicopters запустила новую интегрированную модель планирования и контроля, что позволило выправить логику производственных потоков и логистических цепочек. В основе этой настройки лежит новое простое правило: «Вы не можете менять конфигурацию, когда вертолет находится на конечной этапе конвейерной сборки».
Конечно, предсказуемые негативные финансовые последствия были связаны и с резким обновлением линейки и выходом на рынок AW189 и AW169 без достаточной в масштабах производственного цикла маркетинговой подготовки. Еще одной внутренней проблемой сказавшейся на выручке компании стали ошибки в продвижении военной продукции, как в результате задержек в исполнении контрактов, так и из-за ошибок в тендерном процессе.
Сегодня в планах компании — устойчивый рост прибыли до показателей 2012 года, достигнуть которые предполагается к 2022 году. Главный драйвером этого роста станет завоевание 50% глобальной доли рынка через напористое продвижение вертолетов семейства AW169/AW139/AW189 на региональных рынках, через внедрение технологических достижений и наращивание конкурентного давления в ключевых сферах применения вертолетной авиации.
Так же Леонардо планирует сосредоточиться на своем основном производстве, ограничив практику приобретений и поглощений, избегая слишком широкой диверсификации.
Направления южное и восточное
В январе 2018 года Falcon Aviation, одна из ведущих авиационных компаний ОАЭ в секторе бизнес-авиации, подтвердила, что три новеньких AW169 примут участие в пятилетнем контракте с нефтяной компанией Кувейта (KOC). В соглашении оговорено две машины, но эмиратский оператор решил добавить третью в качестве резервной.
Первые две машины появятся в Кувейте в апреле-мае. В перспективе планируется построить ангар и создать полноценную техническую базу, которая будет заниматься линейным и базовым обслуживанием типа. Стоит отметить, что Falcon сотрудничает с Leonardo более десяти лет и была первым заказчиком новой модели на Ближнем Востоке.
В ноябре Leonardo и «Азербайджанские авиалинии» подписали соглашение на приобретение одного AW169 для Silk Way Helicopter. Эта компания активно эксплуатирует другие модели и планирует стать сервисным центром Leonardo в Закавказье.
И. кстати, по состоянию на февраль текущего года контракты на поставки примерно 170 AW169 подписаны с более чем 70 заказчиками из 30 стран. Всего поставлено пока чуть менее 50 машин, но нужно признать, что AW169 уже сильно мешает Airbus.
А лизинговый лидер Milestone Aviation Group сдаст в аренду китайской Shanghai Kingwing Aviation восемь AW139. Компания занимается операциями EMS и хорошо позиционируется на местном рынке. Особенно, в свете последних послаблений ограничений использования воздушного пространства и содействия государства расширению аэромедицинских услуг.
Синхронно с развертыванием в Китае, Leonardo открывает сервис в Японии. В феврале был подписан контракт с Shizuoka Air Commuter Corporation, предполагающий создание нового центра ТОиР в аэропорту Шизуока. Ангар там появится уже в этом году, а заработать центр должен весной 2019-го. В год здесь планируется обслуживать до 24 AW109 и AW139. Причем, все это создается с учетом расширения рынка в перспективе.
Таким образом, к более чем 100 разбросанным по всему миру сервисным центрам добавится еще один. Напомним, что в настоящее время в Японии эксплуатируется свыше 120 моделей производителя в самых разных отраслевых секторах. Местный рынок турбинных вертолетов нуждается в обновлении, и потенциал закупок оценивается в 30 машин ежегодно.
В феврале стало известно, что Leonardo и Mitsui Bussan Aerospace, официальный дистрибьютер в Японии AW169 и AW139, подписали контракт на поставку одного AW169. Вертолет предназначен для японской радиовещательной компании ABC. К слову, это четвертый японский заказ модели для подобных целей. Ранее были подписаны контракты на поставки семи AW139, двух AW169 и одного GrandNew.
Также в феврале производитель сообщил о расширении присутствия в Бангладеш. В ходе сингапурской выставки было заявлено о скорой поставке Bashundhara Airways трех AW109 Trekker и двух AW119Kx. Эта компания будет официальным дилером, а на ее базе планируется создать сервисный центр. До настоящего времени вертолеты производителя (AW139 и AW109) использовались только ВВС и ВМС страны.
Европейское направление
Прошлым летом норвежская государственная полиция выбрала AW169 для своего флота взамен устаревших EC135, базирующихся в международном аэропорту в Осло-Гардермуен. Контракт о покупке трех вертолетов подписан в августе 2017-го. Соглашение предусматривает 10-летний срок технического обслуживания и опцион на покупку еще трех машин.
Латвия тоже выбрала Leonardo. В декабре было объявлено подписание контракта с погранслужбой этой прибалтийской страны на поставку двух AW119Kx. Вертолеты планируется предоставить заказчику в 2019 году, а использоваться они будут для наблюдения, ПСО, транспортировки личного состава и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На сегодня примерно 300 AW119 заказано более чем 120 клиентами из 40 стран. Более 40 заказов на AW109 Trekker поступило из Европы, Северной Америки и Азии. Поставки сертифицированной в декабре модели начнутся в первом квартале.
В декабре дополнительно 8 AW139 заказали итальянские госструктуры. До конца года два получит береговая охрана, а остальные до 2020 года таможенная и пограничная службы. В январе также стало известно, что французская Heli Union будет доукомплектована одним взятым в лизинг AW139. Вертолет будет использоваться для транспортировки персонала на морские платформы в районе Габона. Всего компания оперирует 8 такими вертолетами в Африке и Азии.
Недавно Babcock Scandinavian Air Ambulance запустила программу скорой медицинской помощи на базе AW169. Вертолет заменит эксплуатировавшийся с 2006 года AS365 N2 Dauphin. Первая из четырех шведских баз EMS в Эстерсунде обновит свой парк машинами Leonardo уже в этом году.
Как видим, поставки выполняются, портфель заказов становится толще, география клиентской базы расширяется, и все работает, как часы.
Заслуженное признание
Как оказалось, только что анонсированная оборонная программа Океан 2020 попала под эгиду Leonardo. Известно, что летом прошлого года Европейская комиссия объявила о создании оборонного фонда, призванного повысить эффективность оборонных расходов.
Инициатива имеет целью координацию, дополнение и расширение инвестиций в оборонные исследования, разработку прототипов, закупку оборудования и технологий военного назначения. Только на исследования в этой сфере планируется до 2020 года выделять по €90 млн., а далее по €500 млн. в год. Учитывая закупки, программа может привести после 2020 года к увеличению ежегодных инвестиций в развитие обороны на €5,5 млрд.
Leonardo Helicopters получила под свое крыло самый важный проект в рамках Европейского оборонного фонда — OCEAN2020, который должен способствовать технологическим исследованиям в военно-морской области, а также интеграции новых беспилотных разведывательных платформ.
Конкурсный отбор проводился Европейским оборонным агентством, а контракт планировалось оформить в феврале. Производитель признан лидером в области системной интеграции и возглавил команду из 42 партнерских компаний, включая Saab, Safran, PGZ и MBDA, Центр морских исследований и экспериментов (CMRE) и министерства обороны пяти стран — Италии, Греции, Испании, Португалии и Литвы. Дополнительную поддержку оказывают МО Швеции, Франции, Соединенного Королевства, Эстонии и Нидерландов.
Первая демонстрация морских разведчиков SD-150 Hero и SW-4 Solo должна состояться в Средиземном море в 2019 году при координации с итальянским флотом, корабли которого оснастят оборудованием Leonardo. Компания также примет участие в совместной разработке оперативных сценариев и возьмет на себя предоставление доступных военно-морских средств и вертолетов.
«Мы очень довольны этим результатом. Инициатива OCEAN2020 имеет высокий уровень стратегической и технологически-эксплуатационной ценности», — сказал генеральный директор Leonardo Алессандро Профумо. «Это ведущий научно-исследовательский проект, посвященный самому актуальному вопросу морской разведки, который представляет интерес для всей Европы и, в частности, для Средиземноморского региона».
Победа в тендере подчеркивает потенциал Leonardo в военно-морской сфере. Интересы и возможности компании сегодня не ограничивается вертолетами. Она успешно создает системы управления, БПЛА, сенсоры, системы связи и вооружений надводного и подводного применения.
OCEAN2020 является первым примером кросс-европейской военной исследовательской программы на сегодняшний день. Программа под руководством Leonardo потребовала тщательного анализа операционных требований и технологически инновационного, но оперативно-реалистичного предложения.
В рамках программы будут созданы беспилотные платформы разного типа: самолетного, вертолетного, наземного и морского базирования. Интеграция включает решения обмена информацией между пилотируемыми и беспилотными платформами, наземными, надводными и подводными командными пунктами по спутниковым каналам.
Вторая демонстрация состоится в 2020 году в Балтийском море, и будет координироваться уже шведскими ВМС. Собранные во время демонстраций данные будут обработаны и отправлены в Европейский центр военного командования и управления.
О чем это говорит? Во-первых, о признании усилий Leonardo в этой области. Во-вторых, о том, что компании удалось превзойти и потеснить Airbus. Несмотря на неудачу в споре с учебно-тренировочным вертолетом в США, на глазах рождается серьезный конкурент Airbus в сфере технологий, и соперничество уже перешло из вертолетной отрасли в военную.
И еще о признании. В конце прошлого года Leonardo получила национальную премию Premio dei Premi за исследования и разработку электрического рулевого винта. По словам Александро Профумо, компания ежегодно инвестирует в исследования и новые разработки 11% своих доходов. А это, на всякий случай, €1,4 млрд.!
Неудачи и перспективы
После крушения второго прототипа AW609, оснащенного ЭДСУ, программа замедлила свое движение, но испытания были возобновлены, и на этот год запланирована выкатка четвертого прототипа, предназначенного для тестирования авионики. Как отмечают в Leonardo, сертификация конвертоплана и незамедлительный ввод в эксплуатацию перенесены на конец 2019 года.
Экономические показатели за прошлый год не впечатляют, но их, помимо собственных ошибок Leonardo, можно объяснить сложным и неопределенным рынком. Эксперты прогнозируют общее снижение поставок и в 2018 году в связи со сложностями планирования производства машин различных конфигураций. Однако производитель все же надеется восстановить уровень доходов и прибыли в текущем году и доказать, что он заслуживает звание лидера мировой вертолетной отрасли. И это уже заметно.
В ходе Heli-Expo 2018 компания сообщила о новых заказах на общую сумму $170 млн. Клиенты из разных стран получат 17 вертолетов разных типов и предназначения. Продано 7 вертолетов скорой медицинской помощи (EMS) включая 4 AW169 и 3 AW139, которые будут эксплуатироваться в Европе.
AW169, в частности, был приобретен британской Aviation Services (SAS), уже получившей семь таких машин и планирующей довести общий парк AW169 до 12 в будущем. Один AW169 заказан немецкой HeliService для выполнения миссий в Северном море. Флот компании уже включает два AW169, а ее первоначальные заказы в 2015 и 2016 годах ознаменовали собой первые поставки для такого использования и появление новой модели на немецком рынке. Перспективность моделей Leonardo для оффшорного использования подтверждает заказ одного AW139 индонезийской Travira Air, в парке которой это будет четвертая такая машина.
Британская Sloane Helicopters разместила заказы на AW109 GrandNew VIP и AW109 Trekker. Один AW109 GrandNew заказан японской Kaigai Aviotech, а аргентинская Flight Express купила AW119Kx и AW169 в конфигурации VIP. Один AW189 приобретен японской Mitsui Bussan Aerospace. Также на три года продлено соглашение о дистрибуции вертолетов Leonardo в Японии. Полиция Тяньзиня заказала AW139, который будет использоваться для различных целей правоохранителей.
Кроме того, на выставке стало известно, что китайская Sino-US подписала контракт на покупку 26 AW119Kx, AW109 Trekker и AW139. И это далеко не все. Как известно, Leonardo, в стремлении исправить свои промахи на рынке вооружений, приступила к формированию требований к среднему военно-транспортному вертолету будущего. Компания исключает любые разработки тяжелее 10 тонн с «чистого листа», предлагая использовать реализованные в AW149 и NH90 решения. А они на 32% созданы Leonardo.
Все эти активности собранные вместе выглядят как неплохая заявка на сохранение и упрочение лидерства итало-британского производителя, одним из последствий которых в ближайшие годы станет активное вторжение на территорию главных конкурентов Leonardo Helicopters.