Летно-техническая конференция по подготовке к ОЗН и по вертолету Ми-2
28.09.2009
23 сентября 2009 года прошла летно-техническая конференция по подготовке к ОЗН и по вертолету Ми-2.
В начале встречи организаторы довели общие цифры аварийности. В анализируемый период, 10 лет, отрасль потеряла один вертолет Ми-26, 38 вертолетов Ми-8, 8 вертолетов Ми-2 и 2 вертолета Ка-32. Погибли 63 члена экипажей и 41 пассажир.
Предполагалось говорить о подготовке к ОЗН, однако общих проблем набралось столько, что встреча перешла в обсуждение общих проблем вертолетной авиации и в частности вертолета Ми-2.
В настоящее время, по данным «Росавиации» в стране летает 130 вертолетов Ми-2. Подробно был рассмотрен основной вопрос, вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации вертолета Ми-2. Начальник Управления Поддержания Летной Годности Евдокимов Ю.И. изложил историю появлений данного решения, положительную позицию «Росавиации» и ознакомил участников конференции с соответствующими документами.
Очень подробным и доказательным было выступление представителя ГОСНИИ ГА Осипове Н.Д., который изложил ресурсную справку по российским вертолетам. Осипов Н.Д. наглядно продемонстрировал, что ресурсы российских вертолетов вполне достаточны для выполнения полетов и полного обеспечения потребностей различных отраслей экономики страны и призвал МВЗ им. Миля, российские государственные предприятия производителей вертолетов принять меры по организации надлежащего послепродажного обслуживания производимых ими вертолетов.
Особенно большую тревогу участников встречи вызывает проблема поддержания летной годности и обеспечения запасными частями вертолета Ми-2.
На данный вопрос отвечали представители МВЗ им. Миля. Констатируя, что основной проблемой вертолета Ми-2 является его двигатель, проинформировали, что разработан и готовится к выпуску двигатель АИ-450 с расходом топлива на 30 % менее двигателя ГТД-350, которым можно будет оснащать вертолеты Ми-2 на заводе «Роствертол». В своем выступлении, главный инженер «Роствертола», Варфоломеев А.А подтвердил, что 2 двигателя должны поступить до конца 2009 года и в течение 2010 года завод имеет планы доработать вертолет. Кроме того, «Роствертол» производит лопасти НВ и ХВ, готовится к выпуску рулевого винта других типов вертолетов, а также основного и дополнительного топливных баков Ми-2. Завод имеет планы выпуска основных «комплектующих» вертолета Ми-2.
Для конструкторского сопровождения вертолета Ми-2 планируется передание прав на конструкторское сопровождение эксплуатации вертолета Ми-2 одному их вертолетных КБ (в г. Казани).
Вертолет Ми-2 имеет сегодня 25 лет календарного ресурса. В «Росавиации» подготовлено решение о продлении «календаря» до 34 лет для транспортного варианта и 30 лет для вертолетов морского базирования, хотя вертолет Ми-2 за рубежом давно эксплуатируется по состоянию. Также г-н Евдокимов информировал, что ресурс вертолета по налету составляет 10500 часов. Одновременно, на конференции, было подписано решение о возможности ремонта РИО-3.
Далее представлены данные о ресурсной составляющей парка российских вертолетов, наработки на инцидент, на летный час, на списочный вертолет и т.д. приведенные в выступлении представителя ГОСНИИ ГА Осипова Н.Д:
КОНФЕРЕНЦИЯ Ми-2 Сентябрь 2009
Вертолет Ми-2
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
|
Всего в реестре |
582 |
582 |
550 |
547 |
519 |
|
|
Летало |
123 |
140 |
128 |
133 |
86 |
|
|
Годовой налет Σ |
43249 |
43634 |
41134 |
43068 |
27381 |
198466 |
|
Годовой налет |
На 1 лет. в-т |
352 |
312 |
321 |
324 |
318 |
|
На 1 спис. в-т |
74 |
75 |
75 |
79 |
52 |
|
|
% исп. |
21 |
24 |
23 |
24 |
16,5 |
21,5 |
Таблица 1.
Вертолет Ми-8Т (П)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
|
Всего в реестре |
957 |
891 |
878 |
892 |
892 |
|
|
Летало |
589 |
557 |
582 |
589 |
569 |
|
|
Годовой налет Σ |
253859 |
245080 |
266556 |
314526 |
253379 |
1333400 |
|
Годовой налет |
На 1 лет. в-т |
431 |
440 |
458 |
534 |
510 |
|
На 1 спис. в-т |
265 |
275 |
304 |
353 |
284 |
|
|
|
% исп. |
61,5 |
62,5 |
66,3 |
66 |
56 |
62,5 |
Таблица 2.
Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
|
Всего в реестре |
180 |
165 |
173 |
181 |
~180 |
|
|
Летало |
122 |
132 |
143 |
146 |
~140 |
|
|
Годовой налет Σ |
48556 |
52932 |
54912 |
58692 |
~58000 |
273092 |
|
Годовой налет |
269 |
398 |
401 |
384 |
402 |
~414 |
|
На 1 спис. в-т |
321 |
317 |
307 |
~322 |
|
|
|
% исп. |
68 |
80 |
83 |
81 |
~78 |
78 |
Таблица 3.
Вертолет Ми-2
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
|
Число инцидент. |
Всего |
14 |
16 |
9 |
6 |
11 |
54 |
Летн. |
7 |
2 |
— |
2 |
1 |
12 |
|
Техн. |
6 |
12 |
7 |
3 |
10 |
38 |
|
Нар. на 1 инц. |
3089 |
2727 |
4570 |
7178 |
2489 |
3675 |
|
Нар. на 1 летн.инц. |
6178 |
21817 |
— |
21534 |
27381 |
16536 |
|
Нар. на 1 техн.инц. |
7208 |
3636 |
5876 |
14356 |
2738 |
5222 |
Таблица 4.
Вертолет Ми-8Т (П)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
|
Число инцидент |
Всего |
49 |
46 |
51 |
61 |
76 |
283 |
Летн. |
12 |
15 |
19 |
15 |
15 |
76 |
|
Техн. |
37 |
31 |
32 |
46 |
57 |
203 |
|
Нар. на 1 инц. |
5181 |
5328 |
5226 |
5156 |
3334 |
4845 |
|
Нар. на 1 летн.инц. |
21155 |
16338 |
14029 |
20968 |
16891 |
17876 |
|
Нар. на 1 техн.инц. |
6861 |
7905 |
8330 |
6837 |
4445 |
6875 |
Таблица 5.
Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)
|
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
Число инцидент |
Всего |
19 |
14 |
16 |
19 |
30 |
98 |
Летн. |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
9 |
|
Техн. |
16 |
9 |
11 |
14 |
21 |
71 |
|
Нар. на 1 инц. |
2555 |
3780 |
3432 |
3089 |
~1933 |
2958 |
|
Нар. на 1 летн.инц. |
16185 |
26466 |
54912 |
58692 |
~29000 |
37051 |
|
Нар. на 1 техн.инц. |
3035 |
6616 |
4992 |
4515 |
~2761 |
4384 |
Таблица 6.
Вертолет Ми-2
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
Число катастр. |
— |
1 |
— |
— |
1 |
2 |
Число погибш. |
— |
4 |
— |
— |
2 |
6 |
Нар. на 1 катастроф. |
— |
43634 |
— |
— |
27381 |
~ 100000 |
Таблица7.
Вертолет Ми-8Т (П)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
Число катастроф |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
10 |
Число погибших |
22 |
7 |
6 |
12 |
9 |
56 |
Нар. на 1 катастроф. |
84619 |
122540 |
133278 |
157263 |
253379 |
~ 133340 |
Таблица 8.
Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Σ |
Число катастроф |
1 |
— |
— |
2 |
2 |
5 |
Число погибших |
24 |
— |
— |
4 |
13 |
41 |
Нар. на 1 катастроф. |
48556 |
— |
— |
29346 |
29000 |
54618 |
Таблица 9.
Число катастроф за последние пять лет на вертолетах Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)
|
Ми-2 |
Ми-8 |
Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) |
Число катастроф |
2 |
10 |
5 |
Число погибших |
6 |
56 |
41 |
Наработка на 1 кат. |
~100000 |
~133340 |
54618 |
Таблица 10
Суммарные данные по использованию и наработке вертолетов Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) за последние пять лет
|
Ми-2 |
Ми-8Т |
Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) |
|
Всего в реестре |
556 |
902 |
176 |
|
Летало |
122 |
577 |
136 |
|
Годовой налет |
На 1 лет. в-т |
325 |
475 |
400 |
На 1 спис. В-т |
71 |
296 |
307 |
|
% исп. |
22 |
64 |
77 |
Таблица 11
Суммарные данные по инцидентам за последние пять лет на вертолетах Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)
|
Ми-2 |
Ми-8 |
Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) |
|
Число инцидент. |
Всего |
54 |
283 |
98 |
Летн. |
12 |
76 |
9 |
|
Техн. |
38 |
203 |
71 |
|
Наработка на 1 инц. |
Всего |
3675 |
4845 |
2958 |
Летн. |
16536 |
17876 |
37051 |
|
Техн. |
5222 |
6875 |
4384 |
Таблица 12
Как видно из таблиц 7, 8 и 9 «наработка на одну катастрофу» у вертолетов Ми-2 вдвое больше чем у вертолетов Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ).
При этом наработка на одного погибшего для этих вертолетов составляет:
Ми-2 |
21846 часов |
Ми-8Т (П) |
23810 часов |
Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) |
6660 часов |
Таблица 13
Рисунок 1. Изменение накопленного коэффициента катастроф (К100000) по годам.
Вертолеты типа Ми-8Т
Распределение «технических» инцидентов по системам
№ |
Система |
Число инцидентов по годам |
Всего |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Двигатель (стружка) |
5 |
9 |
— |
8 |
6 |
28 |
2 |
Трансмиссия (стружка) |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
16 |
3 |
Пожарная система |
7 |
6 |
4 |
12 |
6 |
35 |
4 |
Двигатель |
2 |
4 |
5 |
7 |
9 |
27 |
5 |
Двигатель (масло) |
3 |
— |
2 |
3 |
1 |
9 |
6 |
Трансмиссия (масло) |
2 |
— |
3 |
— |
1 |
6 |
7 |
АК-50 |
— |
2 |
— |
— |
— |
2 |
8 |
Топливо |
1 |
— |
1 |
1 |
— |
3 |
9 |
ЛНВ |
3 |
— |
1 |
1 |
— |
5 |
10 |
Управление |
1 |
1 |
— |
— |
2 |
4 |
11 |
Гидросистема |
— |
3 |
2 |
— |
2 |
7 |
12 |
ВНВ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
13 |
РВ |
— |
— |
1 |
— |
— |
1 |
14 |
Связь |
5 |
1 |
4 |
7 |
8 |
25 |
15 |
Навигация |
— |
2 |
— |
1 |
— |
3 |
16 |
Электросистема |
2 |
— |
5 |
1 |
1 |
9 |
17 |
Стекло |
3 |
— |
— |
— |
— |
3 |
18 |
Внешняя подвеска |
1 |
— |
— |
1 |
— |
2 |
ИТОГО: |
37 |
31 |
32 |
46 |
39 |
185 |
Таблица 14
Вертолеты Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и (Ми-171)
Распределение «технических» инцидентов по системам
№ |
Система |
Число инцидентов по годам |
Всего |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Двигатель (стружка) |
— |
— |
— |
— |
3 |
3 |
2 |
Трансмиссия (стружка) |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 (2) |
16 (2) |
3 |
Пожарная система |
4 |
4 |
2 |
1 |
— |
11 |
4 |
Двигатель |
3 |
1 |
2 |
5 |
6 (1) |
17 (1) |
5 |
Двигатель (масло) |
1 |
1 |
— |
1 |
— |
3 |
6 |
Трансмиссия (масло) |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
7 |
АК-50 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
8 |
Топливо |
— |
— |
— |
— |
2 |
2 |
9 |
ЛНВ |
1 |
1 |
1 |
— |
— |
3 |
10 |
Управление |
— |
1 |
— |
— |
— |
1 |
11 |
Гидросистема |
3 |
— |
— |
— |
— |
3 |
12 |
ВНВ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
13 |
РВ |
— |
— |
— |
1 |
— |
1 |
14 |
Связь |
— |
— |
1 |
— |
2 |
3 |
15 |
Навигация |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
16 |
Электросистема |
— |
— |
2 |
— |
3 |
5 |
17 |
Стекло |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
18 |
Внешняя подвеска |
— |
— |
— |
1 |
1 |
2 |
ИТОГО: |
16 |
9 |
11 |
14 |
21 (3) |
71 (3) |
Таблица 15
Причины инцидентов с вертолетами Ми-2. За период 2004 — 2008г.г.
Ошибка экипажа |
12 |
Отказ двигателя |
23 |
Отказ связи |
9 |
Разрушение хвостовой балки |
1 |
Отказ топливной системы |
1 |
Отказ приборов контроля двигателей |
2 |
Качество ТО |
2 |
Метео |
2 |
Наземная службы |
3 |
ЧП |
1 |
Таблица 16
Безопасность полетов на вертолетах Ми-2, Ми-8Т (П) и Ми-8МТВ-1 (АМТ), Ми-26, Ка-32
2004 — 2008 + 2009 (1/2)
|
Ми-2 |
Ми-8 |
Ми-8МТВ-1(АМТ) |
Ми-26 |
Ка-32 |
Число инцидентов с повреждением конструкции |
18 |
27 |
4 |
4 |
5 |
Число катастроф |
3 |
10 |
8 |
3 |
8 |
Число людей в авариях |
40 |
146 |
65 |
24 |
66 |
Число людей в катастроф. |
10 |
56 |
65 |
17 |
38 |
Налет |
220000 |
1466740 |
320000 |
159000 |
137217 |
РСР |
2,04 . 10-5 |
0,69 . 10-5 |
3,75 . 10-5 |
1,77 . 10-5 |
5,45 . 10-5 |
Налет на 1 смерть (час) |
49000 |
145000 |
26600 |
56500 |
18300 |
Таблица 17
Примечание:
- По вертолетам Ми-2, Ми-8Т (П) и Ми-8МТВ-1 (АМТ) использованы данные по АП за 2004…2008г.г. и первую половину 2009г., включая катастрофу Ми-171 на Алтае.
- По вертолетам Ми-26 и Ка-32 использованы данные по АП за всю историю
Их эксплуатации в ГА России.
Белл-206 с одним газотурбинным двигателем |
~ 232000 |
Двухдвигательный газотурбинный |
~193000 |
Прочие с одним газотурбинным двигателем |
~148000 |
Списанные военные Н1 в гражданском секторе |
104000 |
Однодвигательные поршневые |
85000 |
Таблица 18