Летно-техническая конференция по подготовке к ОЗН и по вертолету Ми-2

23 сентября 2009 года прошла летно-техническая конференция по подготовке к ОЗН и по вертолету Ми-2.

В начале встречи организаторы довели общие цифры аварийности. В анализируемый период, 10 лет, отрасль потеряла один вертолет Ми-26, 38 вертолетов Ми-8, 8 вертолетов Ми-2 и 2 вертолета Ка-32. Погибли 63 члена экипажей и 41 пассажир.

Предполагалось говорить о подготовке к ОЗН, однако общих проблем набралось столько, что встреча перешла в обсуждение общих проблем вертолетной авиации и в частности вертолета Ми-2.

В настоящее время, по данным «Росавиации» в стране летает 130 вертолетов Ми-2. Подробно был рассмотрен основной вопрос, вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации вертолета Ми-2. Начальник Управления Поддержания Летной Годности Евдокимов Ю.И. изложил историю появлений данного решения, положительную позицию «Росавиации» и ознакомил участников конференции с соответствующими документами.

Очень подробным и доказательным было выступление представителя ГОСНИИ ГА Осипове Н.Д., который изложил ресурсную справку по российским вертолетам. Осипов Н.Д. наглядно продемонстрировал, что ресурсы российских вертолетов вполне достаточны для выполнения полетов и полного обеспечения потребностей различных отраслей экономики страны и призвал МВЗ им. Миля, российские государственные предприятия производителей вертолетов принять меры по организации надлежащего послепродажного обслуживания производимых ими вертолетов.

Особенно большую тревогу участников встречи вызывает проблема поддержания летной годности и обеспечения запасными частями вертолета Ми-2.

На данный вопрос отвечали представители МВЗ им. Миля. Констатируя, что основной проблемой вертолета Ми-2 является его двигатель, проинформировали, что разработан и готовится к выпуску двигатель АИ-450 с расходом топлива на 30 % менее двигателя ГТД-350, которым можно будет оснащать вертолеты Ми-2 на заводе «Роствертол». В своем выступлении, главный инженер «Роствертола», Варфоломеев А.А подтвердил, что 2 двигателя должны поступить до конца 2009 года и в течение 2010 года завод имеет планы доработать вертолет. Кроме того, «Роствертол» производит лопасти НВ и ХВ, готовится к выпуску рулевого винта других типов вертолетов, а также основного и дополнительного топливных баков Ми-2. Завод имеет планы выпуска основных «комплектующих» вертолета Ми-2.

Для конструкторского сопровождения вертолета Ми-2 планируется передание прав на конструкторское сопровождение эксплуатации вертолета Ми-2 одному их вертолетных КБ (в г. Казани).

Вертолет Ми-2 имеет сегодня 25 лет календарного ресурса. В «Росавиации» подготовлено решение о продлении «календаря» до 34 лет для транспортного варианта и 30 лет для вертолетов морского базирования, хотя вертолет Ми-2 за рубежом давно эксплуатируется по состоянию. Также г-н Евдокимов информировал, что ресурс вертолета по налету составляет 10500 часов. Одновременно, на конференции, было подписано решение о возможности ремонта РИО-3.

Далее представлены данные о ресурсной составляющей парка российских вертолетов, наработки на инцидент, на летный час, на списочный вертолет и т.д. приведенные в выступлении представителя ГОСНИИ ГА Осипова Н.Д:

КОНФЕРЕНЦИЯ Ми-2 Сентябрь 2009

Вертолет Ми-2

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Всего в реестре

582

582

550

547

519

 

Летало

123

140

128

133

86

 

Годовой налет Σ

43249

43634

41134

43068

27381

198466

Годовой налет

На 1 лет. в-т

352

312

321

324

318

 

На 1 спис. в-т

74

75

75

79

52

 

% исп.

21

24

23

24

16,5

21,5

Таблица 1.

Вертолет Ми-8Т (П)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Всего в реестре

957

891

878

892

892

 

Летало

589

557

582

589

569

 

Годовой налет Σ

253859

245080

266556

314526

253379

1333400

Годовой налет

На 1 лет. в-т

431

440

458

534

510

 

На 1 спис. в-т

265

275

304

353

284

 

 

% исп.

61,5

62,5

66,3

66

56

 62,5

Таблица 2.

Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Всего в реестре

180

165

173

181

~180

 

Летало

122

132

143

146

~140

 

Годовой налет Σ

48556

52932

54912

58692

~58000

273092

Годовой налет

269

398

401

384

402

~414

 

На 1 спис. в-т

321

317

307

~322

 

 

% исп.

68

80

83

81

~78

78

Таблица 3.

Вертолет Ми-2

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число инцидент.

Всего

14

16

9

6

11

54

Летн.

7

2

2

1

12

Техн.

6

12

7

3

10

38

Нар. на 1 инц.

3089

2727

4570

7178

2489

3675

Нар. на 1 летн.инц.

6178

21817

21534

27381

16536

Нар. на 1 техн.инц.

7208

3636

5876

14356

2738

5222

Таблица 4.

Вертолет Ми-8Т (П)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число инцидент

Всего

49

46

51

61

76

283

Летн.

12

15

19

15

15

76

Техн.

37

31

32

46

57

203

Нар. на 1 инц.

5181

5328

5226

5156

3334

4845

Нар. на 1 летн.инц.

21155

16338

14029

20968

16891

17876

Нар. на 1 техн.инц.

6861

7905

8330

6837

4445

6875

Таблица 5.

Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число инцидент

Всего

19

14

16

19

30

98

Летн.

3

2

1

1

2

9

Техн.

16

9

11

14

21

71

Нар. на 1 инц.

2555

3780

3432

3089

~1933

2958

Нар. на 1 летн.инц.

16185

26466

54912

58692

~29000

37051

Нар. на 1 техн.инц.

3035

6616

4992

4515

~2761

4384

Таблица 6.

Вертолет Ми-2

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число катастр.

1

1

2

Число погибш.

4

2

6

Нар. на 1 катастроф.

43634

27381

~ 100000

Таблица7.

Вертолет Ми-8Т (П)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число катастроф

3

2

2

2

1

10

Число погибших

22

7

6

12

9

56

Нар. на 1 катастроф.

84619

122540

133278

157263

253379

~ 133340

Таблица 8.

Вертолет Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Σ

Число катастроф

1

2

2

5

Число погибших

24

4

13

41

Нар. на 1 катастроф.

48556

29346

29000

54618

Таблица 9.

Число катастроф за последние пять лет на вертолетах Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

 

Ми-2

Ми-8

Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

Число катастроф

2

10

5

Число погибших

6

56

41

Наработка на 1 кат.

~100000

~133340

54618

Таблица 10

Суммарные данные по использованию и наработке вертолетов Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ) за последние пять лет

 

Ми-2

Ми-8Т

Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

Всего в реестре

556

902

176

Летало

122

577

136

Годовой налет

На 1 лет. в-т

325

475

400

На 1 спис. В-т

71

296

307

% исп.

22

64

77

Таблица 11

Суммарные данные по инцидентам за последние пять лет на вертолетах Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

 

Ми-2

Ми-8

Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

Число инцидент.

Всего

54

283

98

Летн.

12

76

9

Техн.

38

203

71

Наработка на 1 инц.

Всего

3675

4845

2958

Летн.

16536

17876

37051

Техн.

5222

6875

4384

Таблица 12

Как видно из таблиц 7, 8 и 9 «наработка на одну катастрофу» у вертолетов Ми-2 вдвое больше чем у вертолетов Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ).

При этом наработка на одного погибшего для этих вертолетов составляет:

Ми-2

21846 часов

Ми-8Т (П)

23810 часов

Ми-8МТВ-1 (Ми-8АМТ)

6660 часов

Таблица 13


Рисунок 1. Изменение накопленного коэффициента катастроф (К100000) по годам.

Вертолеты типа Ми-8Т

Распределение «технических» инцидентов по системам

Система

Число инцидентов по годам

 

Всего

2004

2005

2006

2007

2008

1

Двигатель (стружка)

5

9

8

6

28

2

Трансмиссия (стружка)

2

3

4

4

3

16

3

Пожарная система

7

6

4

12

6

35

4

Двигатель

2

4

5

7

9

27

5

Двигатель (масло)

3

2

3

1

9

6

Трансмиссия (масло)

2

3

1

6

7

АК-50

2

2

8

Топливо

1

1

1

3

9

ЛНВ

3

1

1

5

10

Управление

1

1

2

4

11

Гидросистема

3

2

2

7

12

ВНВ

13

РВ

1

1

14

Связь

5

1

4

7

8

25

15

Навигация

2

1

3

16

Электросистема

2

5

1

1

9

17

Стекло

3

3

18

Внешняя подвеска

1

1

2

ИТОГО:

37

31

32

46

39

185

Таблица 14

Вертолеты Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и (Ми-171)

Распределение «технических» инцидентов по системам

Система

Число инцидентов по годам

Всего

2004

2005

2006

2007

2008

1

Двигатель (стружка)

3

3

2

Трансмиссия (стружка)

4

1

3

5

3 (2)

16 (2)

3

Пожарная система

4

4

2

1

11

4

Двигатель

3

1

2

5

6 (1)

17 (1)

5

Двигатель (масло)

1

1

1

3

6

Трансмиссия (масло)

1

1

7

АК-50

8

Топливо

2

2

9

ЛНВ

1

1

1

3

10

Управление

1

1

11

Гидросистема

3

3

12

ВНВ

13

РВ

1

1

14

Связь

1

2

3

15

Навигация

16

Электросистема

2

3

5

17

Стекло

18

Внешняя подвеска

1

1

2

ИТОГО:

16

9

11

14

21 (3)

71 (3)

Таблица 15

Причины инцидентов с вертолетами Ми-2. За период 2004 — 2008г.г.

Ошибка экипажа

12

Отказ двигателя

23

Отказ связи

9

Разрушение хвостовой балки

1

Отказ топливной системы

1

Отказ приборов контроля двигателей

2

Качество ТО

2

Метео

2

Наземная службы

3

ЧП

1

Таблица 16

Безопасность полетов на вертолетах Ми-2, Ми-8Т (П) и Ми-8МТВ-1 (АМТ), Ми-26, Ка-32
2004 — 2008 + 2009 (1/2)

 

Ми-2

Ми-8

Ми-8МТВ-1(АМТ)

Ми-26

Ка-32

Число инцидентов с повреждением конструкции

18

27

4

4

5

Число катастроф

3

10

8

3

8

Число людей в авариях

40

146

65

24

66

Число людей в катастроф.

10

56

65

17

38

Налет

220000

1466740

320000

159000

137217

РСР

2,04 . 10-5

0,69 . 10-5

3,75 . 10-5

1,77 . 10-5

5,45 . 10-5

Налет на 1 смерть (час)

49000

145000

26600

56500

18300

Таблица 17

Примечание:

  1. По вертолетам Ми-2, Ми-8Т (П) и Ми-8МТВ-1 (АМТ) использованы данные по АП за 2004…2008г.г. и первую половину 2009г., включая катастрофу Ми-171 на Алтае.
  2. По вертолетам Ми-26 и Ка-32 использованы данные по АП за всю историю

 Их эксплуатации в ГА России.

Белл-206 с одним газотурбинным двигателем

~ 232000

Двухдвигательный газотурбинный

~193000

Прочие с одним газотурбинным двигателем

~148000

Списанные военные Н1 в гражданском секторе

104000

Однодвигательные поршневые

85000

Таблица 18

ПАРТНЕРЫ АВИ