Мастера воздушной акробатики
09.09.2009
Для людей, влюбленных в авиацию, нет ничего более захватывающего, чем следить за небесной росписью фигур высшего пилотажа. А уж как зрелищно выглядит групповой пилотаж — страшно пропустить и недоглядеть хотя бы фигуру. Традиционных самолетных виртуозов отважно теснят пилотажные группы на вертолетах. Пока они редкость, группы можно пересчитать по пальцам, но на мировых авиационных праздниках и салонах они становятся все заметнее. Программы совершенствуются, усложняются, уже никого не удивишь пролетами строем и буксировками флагов, которые приводили в восхищение публику авиапарадов в 60-х годах. Что говорить, и техника за полвека сделала революционный бросок вперед. Примечательно, однако, что большинство известных вертолетных пилотажных групп используют машины не самого последнего модельного ряда, а проверенные и надежные. Но заставляют их отрабатывать по полной…
Без сомнения, уникальной вертолетной пилотажной группой является созданная 12 апреля 1989 года в Центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке Тверской области пилотажная группа «Беркуты». Это по-прежнему единственная в мире группа, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, причем на «строевых» вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, летают на применение вооружения на полигоны.
Организатором группы был Герой Российской Федерации заслуженный военный летчик генерал-майор Борис Алексеевич Воробьев, возглавлявший торжокский центр на протяжении семи лет, до самой своей гибели. После окончания в 1971 году СВВАУЛ ему довелось служить в Грузии, Узбекистане и Московском военном округе, в 1983-1984 годах участвовать в боевых действиях в Афганистане. В ноябре 1993 года в Торжок пришел первый вертолет Ка-50. Первым «Черную акулу» освоил и испытал начальник центра — Борис Воробьев. Раскрыв пилотажные возможности новой машины, он много раз демонстрировал их на международных авиасалонах в Ле-Бурже, Дубае, Лиме, Фарнборо. За большой вклад в испытание новой авиационной техники, подготовку кадров для частей армейской авиации и личное мужество генерал-майору Воробьеву в 1996 году было присвоено звание Героя Российской Федерации. Испытания продолжались. 17 июня 1998 года Борис Алексеевич выполнил один полет на Ка-50, через час поднял машину снова, но пилотируемая Борисом Алексеевичем «Черная акула» начала разваливаться в воздухе и рухнула на землю…
«Пилотажная группа «Беркуты» с самого начала создавалась исключительно на энтузиазме увлеченных своим делом людей, да и сейчас держится на любви к авиации и своему делу, ведь за выступления группы офицеры денег не получают, служебную нагрузку несут наравне со всеми», — говорит один из создателей группы, участник первого ее летного состава полковник запаса Александр Кузьмич Чичкин.
Сначала группа состояла из трех единомышленников, которые начали тренировочные полеты. Позже состав пополнился, и группа стала выглядеть очень мощно: генерал-майор Борис Воробьев выполнял одиночный пилотаж, полковники Евгений Игнатов, Александр Рудых (ставший впоследствии Героем России), Александр Чичкин и подполковник Владимир Калиш — групповой сложный пилотаж на четырех Ми-24. Красивая идея привлекла в группу майора Александра Бардакова и капитана Николая Спичкина. 10 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики. Мечту удалось реализовать, группа состоялась. Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24. Без преувеличения можно сказать, что вертолетной пилотажной группы такого большого состава и с такой богатой сложными элементами летной программой нет нигде в мире, к тому же «Беркуты» в отличие от многих коллег демонстрировали и элементы боевой подготовки, например действия группы вертолетов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолетов и многое другое.
В 1990 году на авиабазе «Боры» началась и история прямых конкурентов «Беркутов» из Чехословакии — пилотажной группы из четырех «крокодилов» — Box Мi-24V (box — ромб), позже известной под названием Hinds. Однако распад государства повлек и распад группы. Правда, после 1993 года Hinds возродилась уже в чешских ВВС, но 90-е годы пережить, к сожалению, так и не смогла.
Между тем участие «Беркутов» в авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары и, конечно, Сызрани — города, где многие получили путевку в небо, — стало традиционным. Признание мастерства «Беркуты» получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.
12 апреля 2009 года пилотажной группе «Беркуты» исполнилось 20 лет. За эти годы сменилось четыре летных состава. Торжокский центр и группа выжили в период безвременья 90-х. Очень хочется надеяться, что востребованность уникальной пилотажной группы теперь будет только расти. Сейчас летчики напряженно готовятся к участию в Параде Победы — к пролету над Красной площадью. В группе по-прежнему шесть вертолетов Ми-24, тех самых, на которых начинали тренироваться в начале 90-х. На этих машинах теперь показывают высочайшее мастерство офицеры торжокского центра Андрей Михайлиди, Сергей Бакин, Дмитрий Меняйло, Бутенко, участник первых полетов группы Сергей Золотов и летавший вторым пилотом в начале 90-х Александр Золин.
Напомню, что с момента основания пилотажной группы и до сегодняшнего дня работа ее участников, летчиков Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, держится на собственном энтузиазме. Участие в авиасалонах, шоу, праздничных мероприятиях не приносит «Беркутам» никакой прибыли. Это, пожалуй, еще одна особенность, отличающая российскую вертолетную пилотажную группу от иностранных коллег. За рубежом к финансированию привлекают и производителей авиатехники, и совершенно посторонние компании, имидж которых может поднять участие в судьбе группы.
Один из ярких примеров того — британская вертолетная пилотажная группа Blue Eagles. Ее титульным спонсором на протяжении многих лет является компания — производитель часов, которая обеспечивала хронографами еще летчиков союзной авиации во время Второй мировой войны. Есть у группы, в которой, кстати, служат летчики королевских ВВС и которая использует военные вертолеты и аэродромную базу, и другие спонсоры, снабжающие летчиков и гражданский технический персонал формой для выступлений.
Вертолетная группа высшего пилотажа Blue Eagles, пожалуй, одна из старейших в мире — первые совместные полеты начали инструкторы школы армейской авиации в Миддл Валлопе в Хемпшире весной 1968 года на американских Bell 47. С того времени группа не раз меняла название и вертолеты, изменяла систему подготовки. Так, в 70-х годах существовала практика, когда для участия в демонстрационных полетах на сезон из строевых частей вызывали хорошо подготовленных пилотов для напряженнейших коллективных тренировок. Такой подход все же не оправдал себя, и с течением времени состав группы более или менее стабилизировался. Совершенствовалась и методика подготовки, и собственно программа показательных полетов. Пилоты группы выступают на Gazelle AH1, Scout AH1, Alouette AH2 и других вертолетах, стоящих на вооружении армейской авиации, исключая тяжелые Chinook и Merlin. График включает до 50 различных мероприятий и авиашоу в Великобритании и за ее пределами. Кроме того, пилоты Blue Eagles иногда привлекаются к выполнению боевых задач в Ираке и Афганистане.
Кстати, в 2009 году в команду «Голубых орлов», состоящую из пяти летчиков, в качестве демонстрационного пилота вертолета «Линкс» впервые вошла женщина — капитан Хлоя Мадден, успевшая полетать в Боснии и Ираке.
Вообще, в этом году состав группы стал более чем скромным: на многочисленных распланированных на полгода вперед мероприятиях в основном планируется групповой и индивидуальный пилотаж одного вертолета «Апач» и одного «Линкса». Созданный почти 30 лет назад, этот транспортно-боевой вертолет выглядит не так грозно, как Apache или Ми-24, но его маневренность после глубокой модернизации впечатляет.
Конечно, такой усеченный состав скажется на зрелищности выступлений, ведь именно групповой пилотаж легких разведывательных вертолетов и был долгое время визитной карточкой группы. Но что поделаешь, международный финансовый кризис дает о себе знать…
Не рискуя статусом великой авиационной державы, Великобритания также за счет ассигнований на оборону содержит еще одну заметную и хорошо подготовленную вертолетную пилотажную группу Black Cats, которая впервые и сразу успешно выступила в 2003 году. После этого в следующем году группа получила всемерную поддержку не только Королевского флота, но и AgustaWestland Helicopters.
Пожалуй, группа преуспела в одной из основных своих задач — привлечении молодежи на службу во флот и авиацию. Этому способствует агрессивная реклама «Черных кошек» и, как ее составляющая, раскраска вертолетов. В 2007 году корму одного Lynx Mk3 украсило изображение пантеры. Позже кошка «проглотила» и половину фюзеляжа Lynx Mk8, на котором выступает группа.
Среди спонсоров группы — Rolls-Royce, Babcock, Breitling и компания Robert Frith Optometrists. Благодаря им «Черные кошки» приобрели грандиозный трейлер для поездок на выступления, борта которого покрывают аэрографические изображения вертолетов и, конечно, реклама службы во флотской авиации. Более того, на трейлере смонтирован авиатренажер, на котором посетители шоу могут попробовать себя в роли пилота «Линкса». В штате группы есть даже собственный офицер-комментатор, который поясняет каждое выступление. Наиболее зрелищные элементы пилотажа группы — скоростные пролеты на встречных курсах, резкие виражи и перевороты, маневры в очень плотном строю, которые постоянно совершенствуются. У «Черных кошек» есть редкая возможность учесть ошибки предшественников, ведь группа стала первой вертолетной пилотажной группой Королевского флота за десятилетие с момента распада в середине 90-х группы «Акулы»…
Среди европейских вертолетных пилотажных групп наиболее зрелищна и известна у себя на родине и за рубежом испанская ASPA, которая исполняет совместный пилотаж на пяти Eurocopter EC 120 B Colibri. Характеристики этого легкого вертолета и определяют стиль группы — скоростной, маневренный пилотаж с акцентом на синхронность действий. Зрелищность выступлений многократно возросла после того, как вертолетчики стали использовать дымоустановки. Красивая и привлекательная на земле, в воздухе, тем более на фоне затянутого облаками неба, серая окраска машин со стилизованным изображением испанского флага.
Бросается в глаза засилье на сцене вертолетных пилотажных групп армейской принадлежности. И ASPA здесь не исключение. В 2003 году первую в Испании вертолетную пилотажную группу образовали молодые офицеры авиабазы «Армилла» в Гранаде, провинция Андалусия.
Сейчас в составе группы 11 летчиков: пять экипажей вертолетов и один офицер-координатор, который управляет полетами с земли и комментирует выступление для публики. Все пилоты — инструкторы вертолетной школы авиабазы «Армилла» и вынуждены искать возможность летать в пилотажной группе не в ущерб служебным обязанностям.
Стоящий на вооружении испанских ВВС вертолет «Колибри» летчики выбрали не случайно. Он обладает наиболее оптимальным сочетанием маневренности, остроты органов управления и скорости. Именно скорость испанцы ставят во главу угла и стараются наращивать ее на тренировках.
Довольно похожа по стилю пилотажная группа ВВС соседней Португалии — Rotores de Portugal, однако изюминка их выступлений, неизменно привлекающая внимание зрителей, — «воронка» из двух и трех вертолетов, которые вращаются в своеобразном хороводе.
Португальцы создали первую вертолетную пилотажную группу из четырех машин Alouette III еще в далеком 1976 году, но позже она, несмотря на удачные выступления, распалась, возродилась в начале 80-х и снова не задержалась в небе. В 2005 году «Роторы Португалии» начали выступать заново. Теперь в их составе пятеро пилотов и три вертолета. Музыку группе «заказывает» в основном Министерство обороны, и работает она в первую очередь на привлечение молодежи в армию, поддержание престижа ВВС и армии в стране. За рубежом группа выступает нечасто.
Довольно жестко регламентирует жизнь и работу своей пилотажной группы командование силами обороны Японии. Вертолетная пилотажная группа Sky Hornet выступает также в основном в своей стране на разведывательной модификации вертолета OH-6 (MD500) «Кейюз». Эта машина, разработанная в середине 70-х, после усовершенствований (в версии No Tail Rotor — без хвостового винта) производится по лицензии во многих странах мира, в том числе и в Японии на заводе Kawasaki.
Группа полностью находится на государственном обеспечении, ее летчики и техника несут службу в обычных частях. «Скай хорнет» участвует во многих военных и государственных праздничных мероприятиях и пользуется успехом, однако выступления не такие зрелищные, как у европейских коллег, из-за того, что программа практически полностью построена на групповых полетах строем и перестроениях.
Не в пример более зрелищна стая павлинов в исполнении пилотов индийских ВВС. Группа Sarang выступает с 2003 года, и рождение ее не случайно. Она создавалась для эффектного показа нового вертолета, который только что начал поступать на вооружение, — многоцелевого военного вертолета Dhruv, разработанного индийской национальной компанией Hindustan Aeronautics Tejas при поддержке германского концерна Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Работы по этому проекту начались в 1984 году, первый полет был совершен в 1992-м, а в серийное производство машина пошла как раз в 2003-м.
Группа Sarang выступает в составе четырех вертолетов не только у себя на родине, но и в Европе, и в Азии, причем яркая раскраска машин и применение дымов очень способствует успеху. В арсенале пилотов и пролеты пар на встречных курсах, и фигуры пилотажа средней сложности, и синхронный пилотаж четырех вертолетов. Мастерство индусов растет год от года, большую поддержку группа получает от государства, а также от производителя вертолетов. Конкуренция в небе растет!