McDonnel Douglas MD 600N

О вертолете


 

 

Техника всегда имеет историю. Особенно когда дело касается авиации. Одно из преданий рассказывает о мозговом штурме сотрудников McDonnel Douglas, результатом которого в 1994 году стала разработка вертолета MD 600. Летом упорно думали, в ноябре совершили первый полет, а на выставке Heli-Expo 1995 уже представили действующий образец. Конечно, «шестисотый» MD вырос из предшественника — MD 500, удлинив на 76 см фюзеляж и поменяв хвостовую балку, вертолет приобрел элегантные выразительные формы. Вместе с новым обликом вертолет поменял и «начинку». В первую очередь это значительно более мощный восьмисот сильный двигатель Rolls-Royce Allison-250C47 (808 л.с.), новая трансмиссия и новый 6-лопастной шарнирный несущий винт. Это позволило на 186 кг увеличить массу полезной нагрузки и вместимость вертолета. А вот визитная карточка вертолетов MD — реактивный стабилизатор курса NOTAR (no tail rotor) — отсылает нас к другой истории. 

В 1974 году Джозеф Веласкес (Joseph Velazques), сотрудник фирмы «Lockheed», получил патент США на «Систему обеспечения балансировки и управления в путевом канале и создания пропульсивной силы» для вертолета одновинтовой схемы — прообраз будущей системы NOTAR.

Инженеры Hughes Helicopters развили идеи Веласкеса и в 1977-1978 годах были проведены предварительные исследования подобной системы. Собственно начало это работы было положено еще при жизни Говарда Хьюза, эксцентричного промышленника, известного по фильму Мартина Скорсезе «Авиатор». Все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Получается, что один из самых прозорливых бизнесменов своего времени Хьюз поспособствовал претворению в жизнь и этой перспективной коммерческой темы.

В1980 году был получен патент США на «Вертолетную противомоментную систему с использованием управления циркуляцией». В 1981 фирма получила ассигнования от Министерства обороны США в размере 1,4 миллиона долларов на проведение 30-часовых летных испытаний. Первый полет экспериментального аппарата, созданного на базе вертолета OH-6A, состоялся 17 декабря 1981 году.

После того как Hughes Helicopters в 1984 году вошел в состав McDonnell Douglas Corp. испытания системы NOTAR были продолжены. После доводки системы NOTAR фирма «McDonnell Douglas Corporation» выпустила в 1989 году серийный аппарат MD 520N, основой для которого послужил вертолет семейства MD 500. В 1995 был запущен MD 900 «Explorer», а в 1996 в серию пошел MD 630N.

Однако потом у «шестисотого» возникли проблемы с продвижением на рынке. Причиной этого стала «сделка века» слияние и поглощение McDonnell Douglas корпорацией Boeing в 1997 году. Производство гражданской вертолетной техники было отодвинуто военными заказами. Но это временное затруднение, как выяснилось, только пошло на пользу новому вертолету. У разработчиков нашлось время, чтобы снабдить MD 600 самыми последними техническими усовершенствованиями. Например, системой YSAS (стабилизация по курсу и тангажу), системой контроля двигателя FADEC (полное компьютерное управление двигателем). Высокое посадочное шасси на удлиненном фюзеляже и установленный в хвостовой части фюзеляжа под углом 45 градусов двигатель Rolls-Royce 250 сделали MD 600 пропорциональным и гармоничным, чего явно не хватало его предшественникам.

Среди важнейших преимуществ системы «без хвостового винта» — безопасность пилотов и персонала, снижение уязвимости вертолета от баллистических повреждений и, конечно, значительное снижение шума. Отсутствие рулевого винта не только существенно понижает вероятность поражения людей и столкновения с препятствиями, но и сокращает число вращающихся деталей и, следовательно, расходы на эксплуатацию. NOTAR cнижает уровень вибраций и динамического нагружения элементов системы. Уменьшается масса вертолета и его момент инерции относительно вертикальной оси.

Что касается снижения шума, то этому способствует экранирование нагнетающего вентилятора элементами конструкции. Замеры FAA США определи, что MD 600N как раз самый тихий вертолет в мире.

Еще один плюс: полная потребная мощность вертолета с системой NOTAR меньше, чем у вертолета с рулевым винтом. Поскольку эта система обеспечивает плавное управление и не требует резких перемещений ручки управления при нормальном висении.

Коенчно, MD 600 узнаваем и другими особенностями. Внутреннее пространство делится на две кабины: впереди — кабина экипажа, «кокпит», сзади — пассажирская кабина. Впечатляют панорамные окна, которые (без установки прозрачного потолка, а такое тоже возможно) обеспечивают, отличный обзор, прекрасное освещение и создают полное ощущение «полета» и большого простора. Притом, что ширина вертолет всего 1,4 м.

Конструкция кабины в течение нескольких минут может быть быстро переоборудована в зависимости от предстоящей задачи: из салона «Люкс» в грузовой вариант и обратно. Увеличение длины пола до 1.8 м. и высоты дверных проемов до 1.6 м., по сравнению с предшественником, позволяют производить погрузку и перевозку объемных грузов внутри кабины. Задняя часть кабины настолько просторна, что легко вмещает четыре 200-литровые бочки. Для грузовых перевозок вертолет оснащается системой внешней подвески, грузоподъемность которой составляет 1360 кг.
Все это стало возможным благодаря идеальному сочетанию новой трансмиссии (600 л.с.) и мощного двигателя. Одним из главных достоинств новой трансмиссии стало увеличение межремонтного ресурса вдвое с 3000 до 6000 часов.

Шестилопасной несущий винт не только обеспечивает увеличение подъемной силы на 20%, но и повышение максимальной крейсерской скорости на 15 км/час. Скорость полета — это еще одно немаловажное преимущество MD 600N. Кроме того «шестисотый» может находиться в воздухе гораздо дольше своих предшественников. Объем стандартного топливного бака (435 литров) в два раза больше, чем у вертолетов 500-й серии. Максимальная дальность полета на высоте статического потолка вне влияния земли (1500 метров) увеличилась почти до 740 км.

В основу MD заложены утилитарные идеи — экономии, безопасности, простоты. То есть в идеале это вертолет для жизни, предполагающий широту применения вертолета службами и средним бизнесом. Перевозка пассажиров и грузов, выполнение задач органов правоохраны и антитеррористических подразделений, экстренная медицинская помощь, тренировочная подготовка летного состава, аэрофотосъемка, патрулирование трубопроводов и линий электропередачи, поиск и спасение, борьба с пожарами, сельскохозяйственное использование и экологический мониторинг.

 

 

ПАРТНЕРЫ АВИ