Методика расчета стоимости вертолетов Robinson на вторичном рынке

Основой для разработки методических пособий по оценке стоимости различных объектов – в том числе воздушных судов – служат такие законодательные акты РФ, как Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14.11.2002г. № 143-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Важно отметить, что вертолеты этой марки – продукция американской вертолетостроительной компании Robinson Helicopter Company (RHC) — имеют огромные по меркам вертолетного рынка объемы продаж (более 900 вертолетов в 2008 году). Соответственно, вертолеты этого производителя очень широко представлены также на вторичном рынке. Данные по большинству подобных сделок хорошо известны и доступны деловому сообществу. Определение некой «справедливой» рыночной стоимости вертолетов происходит по довольно внятным правилам, принимающих во внимание несколько ключевых факторов.

Следует обратить внимание, что именно принятая на рынке стоимость вертолета должна быть взята в качестве главной при ее оценке специалистами. В статье 7 закона об оценочной деятельности установлено, что: «В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке… не определен конкретный вид стоимости…, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта».

Напомним так же, что в 3 статье этого же закона «...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией…»

В отношении того, как и с чем сравнивать, мы предлагаем опираться на п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001г. №519 «Об утверждении стандартов оценки», где сказано, что оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. В оценке стоимости воздушных судов общепринят именно сравнительный подход.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Теперь вплотную подойдем к практике определения стоимости двух основных модификаций вертолета R44 – RavenI и Raven II – навторичном рынке. За основу берутся следующие исходные цифры: продажная(заводская) стоимость вертолета в базовой комплектации, рыночная стоимостьвертолетов с «нулевым остатком» ресурса, полный ресурс агрегатов ЛА докапремонта.

Здесь также следует учесть следующие моменты:

1. Отпускные цены на заводе HRC растут год от года на 6-10%. Каждый год выпуска имеетсвои цены.

2. Ресурс, назначенный производителем, на обе модификации вертолета R44, составляет 2100 часов налета или 12 летэксплуатации. Преимуществом при оценке обладает показатель с наибольшей величиной. При значении больше 175 часов в год – расчет ведется по налету, призначении меньше 175 часов в год – по сроку эксплуатации.

3. В отличие от вертолетов других производителей – Bell Helicopter, Eurocopter и др., в компании Robinson – на все ключевые агрегаты назначается одинаковыйресурс, то есть подлежит замене при капремонте.

Последнее обстоятельство позволяет максимально упростить оценку стоимости вертолета с частично израсходованным ресурсом, применяя линейные отношения.

4. При оценке вертолетадополнительное оборудование, как правило, не принимается в расчет. Для продавца это лишь средство повысить привлекательность ВС.

5. Если покупатель сталкивается с дефектами выставленной на продажу техники, то дисконт устанавливается, исходя из стоимости восстановительных работ. Особенность этих работ состоит в том, что по стоимости они могут быть на порядок дороже замененных деталей. Например, устранение дефекта, возникающего вследствие превышения максимально допустимого количеств оборотов, складывается из замены деталей (200$) и ремработ (10000$).

Серьезные повреждения – результат жесткой посадки – требующие не только замены ряда узлов, но и дефектации фюзеляжа, из-за высокой стоимости комплекса ремонтных мероприятий могут существенно снизить стоимость вертолета. Поэтому обычно продавец берет такие восстановительные работы на себя, после чего вертолету возвращается его расчетная стоимость, исходя из налета или срока эксплуатации.

В виде наглядного примера,возьмем среднюю на рынке величину стоимости вертолетов с нулевым остаткомресурса. Для R44 R1 – это более 50000$, для R44 R2 – около 60000$.В итоге все вышеупомянутые пункты можно отразить в простой формуле расчета стоимости вертолета R44 с налетом:

Со – оценочная стоимость вертолета

Сп – стоимость нового вертолета в стандартной комплектации

Сб – рыночная стоимость вертолета с «нулевым» ресурсом

Рз – ресурс заявленный производителем по налету (часы) или сроку эксплуатации (лет)

Рэ – фактический налет или срок эксплуатации вертолета (часов или лет)

ВР – совокупные восстановительные расходы, вычитаемые из стоимости вертолета

Так можно для примера рассчитать оценочную стоимость R44 Raven I  2004 года выпуска без дефектов с общим налетом 1350 часов. Если новый вертолет стоил в RHC со стандартным оборудованием 295000$, безресурсный Raven I оценивается на рынке в 50000$, то оценочная стоимость такой машины сегодня будет 137500$. Оценка делается по налету, поскольку в данном случае этот показатель больше, нежели срок эксплуатации. Если этот вертолет прямо сегодня законсервировать, то он сохранит эту же стоимость еще 1,5 года, после чего он начнет дешеветь уже из-за срока эксплуатации.

Собственно, методика позволяет самому владельцу делать прогноз по стоимости  вертолета через определенное количество лет эксплуатации или часов налета, а также оптимизировать расходы на предпродажную подготовку вертолета, в случае необходимости проведения восстановительных работ.

Олег Шляхтин, к.т.н.

Теги записи: ,

ПАРТНЕРЫ АВИ