Ми-38: игра вдолгую

Столько скепсиса, сколько успел получить еще на стадии разработки и испытаний вертолет Ми-38, не было, пожалуй, ни у одной машины. Хотя, в этом была и определенная интрига. Недоверие к программе было проявлением комплексов некоторой части экспертов, как у обитателей птичьего двора в сказке про гадкого утенка. Но как только машина оперилась, стало ясно, что это одно из очевидных достижений современного отечественного вертолетостроения.

Всем VIPам VIP

26 февраля 2020 года на территории Казанского вертолетного завода состоялась передача холдингом «Вертолеты России» первого серийного многоцелевого гражданского вертолета Ми-38 лидерному эксплуатанту «Русские Вертолетные Системы». Участниками торжественной церемонии стали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, управляющий директор Казанского вертолетного завода Юрий Пустовгаров и генеральный директор «РВС-Холдинг» Михаил Казачков. Юрий Пустовгаров вручил символический ключ от вертолета Ми-38 генеральному директору компании РВС. Переданный вертолет с салоном повышенной комфортности предназначен для перевозки до 10 человек. Назначение первой серийной машины — перевозки бизнес-класса. Вертолет с салоном повышенной комфортности продемонстрировали лидерам России иностранных государств.

В планах компании — использование фешенебельного Ми-38 в чартерных перелетах по маршруту Калуга-Москва, с дальнейшим наращиванием маршрутной сети.

А на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в августе 2020 года Министерство обороны России подписало контракт с АО «Вертолеты России» на поставку еще двух вертолетов Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

Разумеется, перед Ми-38 в «военной форме» будут стоять и совсем другие задачи. В 2018 и 2019 КВЗ изготовил по контракту с Министерством обороны России два опытных транспортно-десантных вертолета Ми-38Т для проведения совместных летных испытаний. Ми-38Т создан на базе сертифицированного гражданского вертолета Ми-38 с дооснащением для решения транспортных-десантных задач. На вертолете предусмотрена возможность переоборудования в санитарный вариант и установка дополнительных топливных баков для увеличения дальности полета.

В начале 2019 года управляющий директор КВЗ заявил, что у предприятия «на 2019–2021 годы уже есть твердый заказ на 21 Ми-38, половина из них — для госструктур».

А второй серийный гражданский борт уже в транспортном исполнении был поставлен в начале сентября ФГБУ «Специальный летный отряд (СЛО) «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации.

Начинали с проблем

Построенная по классической одновинтовой схеме машина оснащена силовой установкой из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В производства «ОДК-Климов», не имеющих аналогов в своем классе по топливной экономичности и взлетной мощности.

Именно двигатели стали одним из камней преткновения, длительное время не позволявших надеяться на введение машины в эксплуатацию. Первый полет Ми-38 совершил в декабре 2003 года, причем, второй опытный образец вертолета был оснащен парой турбовальных двигателей PW127TS. А в 2008 году Pratt&Whitney Canada и «Вертолеты России» подписали протокол о намерениях по разработке двигателя PW127TS для Ми-38.

P&WC должны были отвечать за создание турбовальной версии двигателя PW127 и ее сертификацию по стандартам Министерства транспорта Канады и российским стандартам. Причем PW127TS в Россию было решено поставлять в виде комплектов для сборки, а модули, конвертирующие и адаптирующие двигатель PW127TS в турбовальный, должны были изготавливаться под техническим надзором компании «Пратт энд Уитни Рус» — филиала компании Pratt & Whitney Canada в Санкт-Петербурге.

На первом месте тут же оказались финансовые вопросы, потому что инвестиции на разработку двигателя надо было кому-то компенсировать. Следом появились проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией. Канадское подразделение этой компании в течение долгого времени не приступала к производству двигателей PW127TS. Все это приводило к тому, что выпуск Ми-38 становился все более проблемной затеей. А следом дали о себе знать и политические резоны американской корпорации United Technologies, куда входил Pratt & Whitney.

Всем миром на отечественный мотор

Промежуточным итогом этой эпопеи стало то, что еще в начале 2009 года генеральный директор КВЗ Вадим Лигай сделал заявление о сложностях с поставкой канадских двигателей для Ми-38 и о том, что для Ми-38 полностью подходит двигатель ТВ7-117В компании «Климов», «но этот двигатель еще надо создавать и испытывать».

На тот момент турбовинтовой вариант ТВ7-117С для самолета Ил-114 был уже сертифицирован, однако его производство носило ограниченный характер в силу незначительного спроса на региональный самолет. Вместе с тем, в компании уже был разработан полный комплект документации на ТВ7-117В, проведена примерка двигателя-демонстратора на Ми-38, начато изготовление образцов двигателя для летных испытаний и сертификационных работ.

Уникальность ТВ7-117В состоит в том, что при номинальной мощности 2500 этот двигатель на чрезвычайном режиме может развивать 3750 лошадиных сил, то есть в полтора раза больше, что дает возможность безопасно продолжить взлет при отказе одного из двигателей. Аналогичный резерв мощности и надежности на вертолетах зарубежных конкурентов обеспечивается лишь за счет трехдвигательной конфигурации.

По утверждению бывшего в то время главного конструктора Ми-38 Георгия Синельщикова, эксплуатировать эту машину с двигателями ТВ7-117, как показывают расчеты, на более интенсивных гражданских авиаперевозках в полностью загруженном состоянии и на максимальную дальность полета оказывается существенно выгоднее, нежели с двигателями PW127TS.

В результате после решения о замене на серийных образцах вертолета двигателя PW127TS производства Pratt & Whitney на новый турбовальный российский двигатель ТВ7-117В, «Вертолеты России» возобновили реализацию программы Ми-38.

Испытания и сертификаты

Авиационный двигатель ТВ7-117В разработки санкт-петербургского «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации Ростех, предназначенный для многоцелевых вертолетов типа Ми-38, успешно доказал свою работоспособность в ходе испытаний в Научно-испытательном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). В ходе программы испытаний двигатель работал в условиях непрерывного и перемежающегося обледенения, на высотах до 4000 метров, при температуре до минус 30 градусов Цельсия на всех эксплуатационных режимах.

В июле 2018 года по результатам зачета сертификационных доказательных документов ТВ7-117В получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта РФ №FATA-01027E. Также были подтверждены условия эксплуатации изделия в диапазоне температур на входе в двигатель от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия и выдан соответствующий документ — одобрение главного изменения. В январе 2019 года на стенде ЦИАМ успешно прошли испытания двигателя ТВ7-117В по программе «Определение эффективности защиты двигателя от попадания птиц и града».

В свою очередь, на опытном этапе Ми-38 поставил мировой рекорд высоты для полета на вертолете − 8600 метров. То есть «тридцать восьмому» доступны практически все горные районы мира. Дальность полета нового вертолета в транспортной конфигурации составляет до 1200 километров с дополнительными топливными баками. Обладая максимальной взлетной массой 15,6 тонны, вертолет способен взять на борт или на внешней подвеске пять тонн полезного груза, а в пассажирской версии перевозить до 30 человек.

Сравнивать и сравнивать

Исходя из того, что Ми-38 довольно часто позиционировали, как более современная замена Ми-8, необходимо отметить, что Ми-38 − это не просто Ми-8, умноженный на некий коэффициент. Новый вертолет создавался с учетом современных международных требований: с пожаробезопасной топливной системой, большими иллюминаторами, которые могут использоваться как аварийные выходы, энергопоглощающим шасси, обеспечивающим безопасное падение с высоты 15 метров.

Ми-38 не только берет больше пассажиров, но и обеспечивает им лучший комфорт. К тому же, по сравнению с Ми-8, на Ми-38 благодаря иному расположению двигателей (за главным редуктором, а не перед ним), применению эластомерных подшипников во втулке винта и более совершенной трансмиссии шума и вибрации возникает гораздо меньше.

Эти показатели со всей очевидностью демонстрируют потенциал новой машины. ТВ7-117 не уступает в мощности двигателям Pratt & Whitney, а высокие летно-технические характеристики достигаются не только благодаря лошадиным силам, но и за счет новых несущих винтов, ресурс которых равен сроку эксплуатации всего вертолета, а новый профиль лопастей позволяет летать с большей скоростью.

Хотя скорость для транспортного вертолета − не главное. Гораздо важнее дальность полета, особенно в офшорном варианте. Именно здесь отчетливо проявляются такие показатели, как экономичность двигателей, и весовое, аэродинамическое совершенство конструкции, преимущества компоновки. Максимальная перегоночная дальность Ми-38 − 1200 километров. У Ми-8 этот параметр составляет 800 километров. Основные конкуренты Ми-38, AgustaWestland AW101 и Airbus Helicopters H225 от взлета до посадки пролетают не более 1129 и 1135 километров соответственно. Кроме этого, в условиях жаркого климата и высокогорья российская винтокрылая машина демонстрирует лучшие летно-технические характеристики. Дублирование наиболее важных агрегатов и систем и возможность выполнения полета и посадки на одном рабочем двигателе также повышают возможности Ми-38 по сравнению с итальянским воздушным судном. Что касается H225, то по показателю соотношения стоимости и эффективности новый российский вертолет имеет неоспоримое преимущество.

Несколько слов об экономике

Согласно данным разработчиков, на дальности 800 километров себестоимость тонно-километра на Ми-38 будет в семь раз ниже, чем у Ми-8. Также важны параметры, определяющие во сколько Ми-38 будет обходиться владельцу во время эксплуатации машины. К примеру, Ми-8, как и многим зарубежным аналогам, требуется экипаж минимум из двух человек. Ми-38 благодаря новой навигационной системе, встроенной диагностике систем и отечественной «стеклянной» кабине может пилотировать один человек. Двигатель ТВ7-117 выполнен по модульному принципу, то есть ремонтировать его можно заменой блоков в полевых условиях. Стеклопластиковые лопасти несущего винта вообще не нуждаются в замене в течение всего жизненного цикла, в отличие от металлических лопастей Ми-8.

Приоритетный проект

Все это стало поводом для начала продвижения машины на иностранные рынки. Уже в начале 2020 года «Рособоронэкспорт» заключил первое соглашение на экспорт тяжелых вертолетов Ми-38Т, которые выпускает Казанский вертолетный завод. Поставку запланировали на 2021−2022 годы. Ее обеспечением займется холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию Ростех.

Ми-38 стал одним из перспективных направлений не только в плане развития вертолетного парка России и зарубежных стран. Вертолет, по сути приобрел статус приоритетной программы отечественного машиностроения − в техническое перевооружение Казанского вертолетного завода вложено более 11 миллиардов рублей. Об этом на мероприятии, приуроченном к 80-летию со дня образования предприятия сказал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Там же генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский произнес сакраментальную фразу, касающуюся машины: «Важно не распыляться, а сосредоточиться на продвижении Ми-38 и Ансата».

Для регионалов, нефтяников и далее по списку

Сегодня Ми-38 − один из самых высокоавтоматизированных гражданских вертолетов в мире: пилотажно-навигационный комплекс позволяет выполнять в автоматическом режиме полет, посадку, стабилизацию на любом режиме полета.

Ми-38 может эксплуатироваться в морском, тропическом и холодном климатах, а благодаря использованным техническим решениям превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. По мнению разработчиков, Ми-38 будет востребован в региональной авиации, для авиационного обеспечения нефте- и газоразработок на шельфе, в интересах МЧС и силовых ведомств, а также в вариантах транспорта VIP-персон и летающего госпиталя. Несомненно, что в скором времени эта винтокрылая машина займет свою достойное место на мировом рынке вертолетной техники.

Николай Коробов

ПАРТНЕРЫ АВИ