Ми-18


О вертолете
Ми-18. Средний транспортный и многоцелевой вертолет
История создания
Проработка проекта Ми-18 в качестве модернизированного варианта Ми-8 — Ми-8М с увеличенными мощностью силовой установки и грузоподъемностью началась в бригаде перспективного проектирования ОКБ Миля в 1964 г. Конструкторы предложили увеличить вместимость вертолета за счет вставки дополнительных секций в грузовую кабину машины. Повышенная мощность силовой установки давала надежды увеличить коммерческую нагрузку и улучшить высотные характеристики. В 1971 г. эскизный проект Ми-8М прошел утверждение в вышестоящих инстанциях, и по рекомендации ЦАГИ было принято решение проводить модернизацию Ми-8 в два этапа — прежде чем строить вариант с удлиненным фюзеляжем, сначала создать промежуточный с минимальным изменением конструкции. Первый опытный экземпляр вертолета, модернизированного по промежуточной программе, был впервые поднят в воздух только летом 1975 г. Через два года он пошел в серийное производство под обозначением: Ми-8МТ(Ми-17). Ко второму этапу модернизации Ми-8 МВЗ им. М.Л.Миля приступил в 1977 г. Модернизация получила название Ми-18. В 1979 г. начались ее испытания. Однако, из-за удлинения фюзеляжа ухудшились вибрационные характеристики. Афганские события показали необходимость размещения в носу дополнительного бронирования и вооружения, но при этом обеспечить необходимую центровку не представлялось возможным. На государственные испытания Ми-18 не поступили. Более рациональным было признано поддержать разработку перспективного Ми-38.
Конструкция
Вертолет Ми-18 был разработан на базе вертолета Ми-8, поэтому конструктивная схема принципиально не изменилась. От Ми-8 вертолет Ми-18 отличался тем, что на нем применили новую силовую установку и несущую систему по типу Ми-8МТ – на новый вертолет установили два двигателя ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14. Также был увеличен размер фюзеляжа – была добавлена одна метровая секция сзади. Увеличенная грузовая кабина позволяла перевозить 29 десантников вместо 24, 36 пассажиров – вместо 28 и 18 раненых на носилках – вместо 12. На вертолете установили более совершенное электро-, радио- и пилотажно-навигационное оборудование. Была обеспечена взрывобезопасность топливных емкостей: характерные для Ми-8 подвесные боковые баки были убраны под пол грузовой кабины. Кессоны-баки были органично включены в силовую конструкцию нижней части фюзеляжа. Такое решение не только улучшило аэродинамику Ми-18 и его вибрационные характеристики, но и увеличило жесткость фюзеляжа. Были усовершенствованы системы энергоснабжения, бортовое вооружение. Опыт афганской войны показывал, что необходимо размещать в носу дополнительное бронирование и вооружение. Для этого требовалось существенно усовершенствовать аэродинамику вертолета. Неубирающееся шасси было заменено убирающимся, подобным применяемому на Ми-14. Основные опоры убирались в небольшие боковые пилоны – «центроплан». Для облегчения погрузки и выгрузки десанта грузовая кабина была оборудована дополнительной правой сдвижной боковой дверью. Дальнейшему улучшению летно-технических и эксплуатационных характеристик Ми-18 должна была способствовать планировавшаяся установка новых стеклопластиковых лопастей, высотных двигателей и радиолокатора.
Характеристики
| Экипаж | 3 | 
| Пассажировместимость | 30 | 
| Длина | 19,42 | 
| Диаметр несущего винта | 21,3 | 
| Высота | 4,86 | 
| Максимальная взлётная масса | 13000 | 
| Масса полезной нагрузки | 4000 | 
| Силовая установка | 2 x ТВ3-117МТ | 
| Мощность двигателей | 2х1900 | 
| Габариты грузовой кабины | |
| Длина | 6,34 | 
| Ширина | 1,45 | 
| Высота | 2,25 | 
| Лётные характеристики | |
| Максимально допустимая скорость | 270 | 
| Крейсерская скорость | 240 | 
| Практическая дальность | 580 | 
| Практический потолок | 5550 | 
| Статический потолок | 3200 |