Ми-18

О вертолете


Ми-18. Средний транспортный и многоцелевой вертолет

История создания

Проработка проекта Ми-18 в качестве модернизированного варианта Ми-8 – Ми-8М с увеличенными мощностью силовой установки и грузоподъемностью началась в бригаде перспективного проектирования ОКБ Миля в 1964 г. Конструкторы предложили увеличить вместимость вертолета за счет вставки дополнительных секций в грузовую кабину машины. Повышенная мощность силовой установки давала надежды увеличить коммерческую нагрузку и улучшить высотные характеристики. В 1971 г. эскизный проект Ми-8М прошел утверждение в вышестоящих инстанциях, и по рекомендации ЦАГИ было принято решение проводить модернизацию Ми-8 в два этапа – прежде чем строить вариант с удлиненным фюзеляжем, сначала создать промежуточный с минимальным изменением конструкции. Первый опытный экземпляр вертолета, модернизированного по промежуточной программе, был впервые поднят в воздух только летом 1975 г. Через два года он пошел в серийное производство под обозначением: Ми-8МТ(Ми-17). Ко второму этапу модернизации Ми-8 МВЗ им. М.Л.Миля приступил в 1977 г. Модернизация получила название Ми-18. В 1979 г. начались ее испытания. Однако, из-за удлинения фюзеляжа ухудшились вибрационные характеристики. Афганские события показали необходимость размещения в носу дополнительного бронирования и вооружения, но при этом обеспечить необходимую центровку не представлялось возможным. На государственные испытания Ми-18 не поступили. Более рациональным было признано поддержать разработку перспективного Ми-38.

Конструкция

Вертолет Ми-18 был разработан на базе вертолета Ми-8, поэтому конструктивная схема принципиально не изменилась. От Ми-8 вертолет Ми-18 отличался тем, что на нем применили новую силовую установку и несущую систему по типу Ми-8МТ – на новый вертолет установили два двигателя ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14. Также был увеличен размер фюзеляжа – была  добавлена одна метровая секция сзади. Увеличенная грузовая кабина позволяла перевозить 29 десантников вместо 24, 36 пассажиров – вместо 28 и 18 раненых на носилках – вместо 12. На вертолете установили более совершенное электро-, радио- и пилотажно-навигационное оборудование. Была обеспечена взрывобезопасность топливных емкостей: характерные для Ми-8 подвесные боковые баки были убраны под пол грузовой кабины. Кессоны-баки были органично включены в силовую конструкцию нижней части фюзеляжа. Такое решение не только улучшило аэродинамику Ми-18 и его вибрационные характеристики, но и увеличило жесткость фюзеляжа. Были усовершенствованы системы энергоснабжения, бортовое вооружение. Опыт афганской войны показывал, что необходимо размещать в носу дополнительное бронирование и вооружение. Для этого требовалось существенно усовершенствовать аэродинамику вертолета. Неубирающееся шасси было заменено убирающимся, подобным применяемому на Ми-14. Основные опоры убирались в небольшие боковые пилоны – «центроплан». Для облегчения погрузки и выгрузки десанта грузовая кабина была оборудована дополнительной правой сдвижной боковой дверью. Дальнейшему улучшению летно-технических и эксплуатационных характеристик Ми-18 должна была способствовать планировавшаяся установка новых стеклопластиковых лопастей, высотных двигателей и радиолокатора.

Характеристики


Экипаж 3
Пассажировместимость 30
Длина 19,42
Диаметр несущего винта 21,3
Высота 4,86
Максимальная взлётная масса 13000
Масса полезной нагрузки 4000
Силовая установка 2 x ТВ3-117МТ
Мощность двигателей 2х1900
Габариты грузовой кабины  
Длина 6,34
Ширина 1,45
Высота 2,25
Лётные характеристики  
Максимально допустимая скорость 270
Крейсерская скорость 240
Практическая дальность 580
Практический потолок 5550
Статический потолок 3200

ПАРТНЕРЫ АВИ