Ми-24/Ми-35

О вертолете


Серийное производство

Вертолеты Ми-24 разных модификаций выпускались с 1970 г. на машиностроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве. С 1973 г. Ми-24 начал производиться на Ростовском вертолетостроительном заводе (в настоящее время – ОАО «Роствертол»).

За более чем 20 лет было построено свыше 3200 вертолетов. Они состояли и состоят на вооружении более 30 стран мира, в том числе: Алжира, Анголы, Афганистана, Боснии и Герцеговины, Венесуэлы, Вьетнама, Индии, Йемена, Камбоджи, Конго, Кубы, Ливии. Мозамбика, Македонии, Мексики, Нигерии, Папуа-Новой Гвинеи, Перу, Северной Кореи, Сербии, Сирии, Судана, Сьерра-Леоне, Уганды, Хорватии, Чада, Шри-Ланки, Эритреи, Эфиопии и др.

В 1993 г. на вооружении российской армии состояло около 1500 этих машин различных модификаций.

Рекорды

На вертолетах Ми-24 в 1975 и 1978 гг. был установлен ряд мировых рекордов. Летом 1975 г. экипаж Г.Расторгуевой установил несколько женских мировых рекордов скорости и скороподъемности, а в 1978 г. Г.Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов – 368,4 км/ч.

Основные модификации

В-24 (Ми-24) – первая опытная партия вертолетов. На них отрабатывалась конструкция и общая схема боевого вертолета, а также комплекс вооружения. На первых вертолетах партии использовались пилотские кабины сравнительно небольшой длины, ракеты противотанкового комплекса «Фаланга-М» стояли на съемных рамах по бортам фюзеляжа, крылья не имели обратного поперечного V и т.д.

А-10 – рекордный облегченный вариант вертолета Ми-24 без вооружения и крыла. На вертолете установлено 7 мировых рекордов.

Ми-24А – первая серийная модель вертолета. Арсеньевский машиностроительный завод «Прогресс» построил в 1971 -1973 гг. свыше 240 вертолетов такой модификации. Отличительной особенностью Ми-24А являлась общая кабина экипажа с размещением мест стрелка-оператора и пилота в тандем друг за другом. Пилот располагался сзади с небольшим смещением в левую сторону. В связи с опозданием с разработкой предусмотренного проектом комплекса вооружения, на Ми-24А был установлен комплекс вооружения К-4В, использовавшийся на вооруженных вертолетах Ми-4АВ и Ми-8ТВ. На установленных по концам крыльев вертикальных пилонах подвешивались с каждого борта по две ПТУР 9М17М противотанкового комплекса «Фаланга М» с ручной системой наведения с помощью визира 9LU121 и радиокомандной линии управления. В носовой части была размещена пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12,7 с коллиматорным прицелом ПКВ. На четырех балочных держателях под крылом крепились блоки УБ32 с НАР С-5, наводимые с помощью коллиматорного прицела ПКВ, или бомбы калбром 100 и 250 кг, или баки с горючей жидкостью, сбрасывание которых производилось с помощью бомбового прицела ОПБ-1 Р.

Ми-24У – учебный вариант Ми-24А. Прошел испытания в 1972 г. Вместо носового пулемета в передней кабине летчика-инструктора было установлено дополнительное пилотажно-навигационное оборудование.

Ми-24Б – опытный модернизированный транспортно-боевой вертолет. Создан в 1971 г. Отличался от предшественника усовершенствованным комплексом вооружения. Имел подвижную пулеметную установку УСПУ-24 со скорострель-ным пулеметом ЯкБ-12,7 (Якушева-Бор-зова), управляемую дистанционно с помощью прицельной станции КПС-53АВ. Боекомплект – 1400 патронов. На установке был реализован автоматический ввод поправок при стрельбе. В состав станции вошел аналоговый вычислитель, сопряженный с системой бортовых датчиков параметров полета. Кроме того, Ми-24Б был оснащен комплексом противотанковых ракет «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения «Радуга-Ф». Под кабиной справа размещена антенна радиолинии, а справа от нее под обтекателем – оптическая система наведения ракет. Гиростабили-зированный прибор наведения обеспечивал вертолету возможность маневра в процессе наведения ракеты на цель. В серийное производство не был запущен в связи с разработкой в 1972 г. новой модели Ми-24Д.

Ми-24Д – вертолет с окончательным вариантом носовой части. Пилот и оператор размещены в изолированных хорошо обтекаемых и защищенных кабинах по схеме тандем на разных уровнях. Обе кабины имеют лобовые бронестекла. Кабины оборудованы системой герметизации и кондиционирования, позволяющей выполнять полеты в условиях радиационного и химического заражения. Комплекс вооружения аналогичен Ми-24Б. В 1973 г. началось серийное производство этих вертолетов параллельно с арсеньевским «Прогрессом» и Ростовским вертолетным заводом. Всего до 1983 года было построено 635 вертолетов.

Ми-25 – экспортный вариант вертолета Ми-24Д.

Ми-24ДУ -учебный вариант Ми-24Д. Был создан в 1980 г. Отличался от боевого наличием полного комплекта двойного управления и отсутствием носового пулемета.

Ми-25У – экспортный вариант вертолета Ми-24ДУ.

Ми-24В – окончательный базовый вариант вертолета Ми-24 оснащенный противотанковым комплексом 9К113 «Штурм-В» с управляемыми сверхзвуковыми ракетами 9М114 и высокоэффективным автоматическим стрелковым прицелом АСП-17В для летчика. Ми-24В может нести восемь ПТУР, а не четыре, как предшествующие модели. Дополнительные топливные баки крепятся не внутри фюзеляжа, а подвешиваются под крыльями. Испытывался в 1974-1976 гг., в 1976 г. принят на вооружение вместе с модификацией Ми-24Д. С 1976 по 1989 г. арсеньевский и ростовский заводы построили свыше полутора тысяч вертолетов Ми-24В. ОАО «Роствертол» продолжал выпуск вертолета и в последующие годы по иностранным заказам. 

Ми-35 – экспортный вариант вертолета Ми-24В.

Ми-35У – экспортный учебный вариант вертолета Ми-24В.

Ми-24П – «пушечная» модификация Ми-24В. Для ее вооружения была выбрана авиационная двухствольная скорострельная 30-мм пушка ГШ-ЗОК (Грязе-ва – Шипунова). Пушка установлена неподвижно вдоль правого борта впереди фюзеляжа. Прицеливание осуществляет летчик «всем вертолетом». В 1981 г. Ми-24П поступил в серийное производство, и за следующие девять лет (до 1989 г.) было выпущено около 640 таких аппаратов.

Ми-35П – экспортный вариант вертолета Ми-24П.

Ми-24ВП – модификация Ми-24В. На ней вместо пулеметной УСПУ-24, на подвижной носовой установке НППУ-24 разместили двуствольную автоматическую пушку ГШ-23Л. Именно такой вариант изначально планировался М.Л. Милем для Ми-24. Модификация создана в 1985 г. В 1989 г. выпущено 25 экземпляров.

Ми-24Р – модификация Ми-24В, была создана в 1978 г. для ведения радиацион-но-химической разведки с передачей информации с борта по радиоканалам связи на наземные пункты. Машина оснащена улучшенной системой жизнеобеспечения экипажа, двумя дополнительными местами для химиков-разведчиков, соответствующим оборудованием для взятия проб воздуха и грунта, в том числе уникальным дис-танционно-управляемым экскаватором на подкрыльевом пилоне, а также аппаратурой анализа и передачи результатов разведки. С 1983 по 1989 г. было выпущено 110 таких модификаций. Вертолеты Ми-24Р использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-24РА – модернизированная модель Ми-24Р. Оборудована более совершенной аппаратурой связи и обработки информации, что позволило исключить из экипажа одного химика-разведчика.

Ми-24К – вертолет-корректировщик, создан в 1979 г. и предназначен для визуального наблюдения за полем боя, расположением войск противника, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, а также перспективного фотографирования местности. Вместо «Радуги» Ми-24К получил систему наблюдения «Ирис» с увеличенным сектором обзора. В грузовой кабине был установлен бортовой разведывательно-корректировочный комплекс «Рута», состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппарат АФА-100 для съемки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. С 1983 по 1989 г. было построено 92 вертолета.

Ми-24ТЭЧ-24 – предназначался для проведения регламентных работ и ремонта вертолетов Ми-24 в полевых условиях. Был создан в 1981 г. ростовским филиалом «МВЗ им. М.Л.Миля».

Ми-24БМТ – опытный вертолет -минный тральщик, разработан на базе вертолета Ми-24А, с которого были сняты вооружение, броня и крыло, шасси сделано неубирающимся. В фюзеляже размещались траловое устройство и дополнительный топливный бак.

Ми-24ПС – патрульно-спасательная модификация создана на ОАО «Роствер-тол» в 1995 г. для подразделений МВД с различными вариантами вооружения и оборудования.

Ми-24ПН – «ночная» модификация Ми-24П. Предназначена для круглосуточного ведения боевых действий. Создана совместно ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и ОАО «Роствертол» в 2000 г. посредством дооснащения «дневной» обзорно-прицельной станции управляемых ракет «Радуга-Ш» ночной пилотажно-прицельной подсистемой «Зарево» на базе отечественного тепловизора «Ноктюрн». Приборное оборудование и освещение кабин адаптировано под использование очков ночного видения ОВН-1 «Скосок». Преимуществами варианта интегрирования тепловизионной прицельной подсистемы со штатной «дневной» системой является относительная простота и дешевизна проводимых работ. На вертолете остается хорошо освоенная экипажами надежная и высокоэффективная станция «Радуга-Ш», сохраняются преимущества оптического визира перед каналами технического зрения. С 2004 г. на ОАО «Роствертол» ведется серийная модернизация вертолетов по программе Ми-24ПН.

Ми-24ВК-2 – «ночная» модификация Ми-24В. Создана в 2004 г. Основу ее бортового радиоэлектронного оборудования составляют полностью новые: круглосуточный комплекс управляемого вооружения, комплекс навигации, пилотажа и электронной индикации и прицельно-вычислительный комплекс. Круглосуточный комплекс управляемого вооружения основывается на базе обзорно-прицельной системы, в состав которой входит гиростабилизиро-ванная оптико-электронная система ГОЭС-342, устанавливаемая на месте станции «Радуга-Ш» (9С475). Четырехканальная ГОЭС-342 состоит из телевизионного канала, тепловизионного канала, лазерного дальномера и ИК-пеленгатора ПТУР. Установке ГОЭС-342 предшествовали испытания (модификация Ми-24ВК-1) двухканапьной системы ГО-ЭС-321 с тепловизором и дальномером. На Ми-24ВК-2 предусмотрено использование очков ночного видения ОВН-1 «Скосок».

Ми-35М – глубокая комплексная модернизация вертолета Ми-35 (Ми-24В). Разработана совместно ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» и ОАО «Роствертол». Вертолет оснащен усовершенствованными высотными двигателями ВК-2500, отработанными и унифицированными с Ми-28Н несущим винтом с втулкой с эластомерными подшипниками и лопастями из стеклопластика и Х-образным «малошумным» рулевым винтом, дополнительными средствами повышения живучести, укороченным крылом со встроенной системой подвески вооружения и облегченным неубирающимся шасси. Ми-35М оснащен круглосуточным комплексом управляемого вооружения, навигации, пилотажа и электронной индикации, аналогичным испытанному на Ми-24ВК-2. Вооружение составляют: до восьми управляемых ракет комплексов «Атака» (9М120) или «Штурм» (9М114), до четырех самонаводящихся ракет 9М39 «Игла-В», двухствольная пушка ГШ-23 калибром 23 мм на подвижной пушечной установке НППУ-24, блоки с НАР калибром 80 мм или 122 мм и другие типы как отечественного, так и зарубежного производства. В 2006 г. начаты поставки вертолетов заказчикам.

Ми-35МП – глубокая комплексная модернизация вертолета Ми-35П (Ми-24П). Отличается от Ми-35М сохранением характерной для Ми-35П неподвижной 30-мм пушки.

Ми-24ВМ (Ми-24ПМ) – варианты Ми-35М (Ми-35ПМ) для отечественного заказчика. 

История


В начале 60-х гг. М.Л. Миль выдвинул идею создания специализированного транспортно-боевого вертолета, способного выполнять функции воздушной боевой машины пехоты, предназначенного как для перевозки стрелкового отделения, так и для обеспечения непосредственной огневой поддержки наземных войск и борьбы с бронетехникой противника. В 1966 г. на опытном производстве Опытно-конструкторского бюро был изготовлен макет такого вертолета, получившего название В-24 (Ми-24).

Разработка эскизного проекта Ми-24 началась в мае 1968 г. Общее руководство всеми работами осуществлял генеральный конструктор М.Л. Миль, а после его смерти – главный конструктор М.Н. Ти-щенко. Непосредственно создание нового вертолета возглавлял заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов. В настоящее время программой Ми-24 руководит заместитель главного конструктора В.А. Стекольников.

В августе 1968 г. началось рабочее проектирование, а затем и постройка первой опытной машины. В феврале 1969 г. правительственная комиссия утвердила макет боевого вертолета. В июне был готов первый опытный экземпляр вертолета. Быстрый темп разработок объяснялся решением М.Л.Миля по возможности использовать для нового вертолета значительную часть наиболее сложных и ответственных агрегатов уже существующих Ми-8иМи-14.

Программа заводских испытаний В-24 началась в сентябре 1969 г. с подъемов на привязи. Тогда же летчик-испытатель Г.В.Алферов осуществил первый свободный полет. Государственные испытания начались в июне 1970 г. и продолжались полтора года.

Вертолет-штурмовик Ми-24 принимал участие уже в четырех десятках вооруженных конфликтов. Впервые Ми-24 был задействован в боевых операциях в Эфиопии в 1978 г. Все модификации боевого вертолета «воевали» в составе советских войск в Афганистане. Ми-24 участвовал в восьмилетней ирано-иракской войне, в ходе которой иракские Ми-24 не раз сходились в воздушных схватках с боевыми вертолетами «Кобра» ВВС Ирана и, как правило, выходили победителями. В одном из боев, 27 октября 1982 г., произошел единственный в истории случай поражения вертолетом реактивного самолета-истребителя: иракский Ми-24 сбил иранский «Фантом».

В ходе ливанской войны 1982 г. сирийские Ми-24 вывели из строя около сотни израильских танков. Ми-24 сражались в небе Анголы, Сьерра-Леоне, Никарагуа, Камбоджи, индийского штата Джамму и Кашмир, Йемена, Югославии, на Цейлоне, в Карабахе и в других горячих точках земного шара.

И сейчас транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (Ми-35) являются одним из самых эффективных средств в арсеналах многих стран.

За создание вертолета Ми-24 группу сотрудников ОКБ, среди которых был и генеральный конструктор М.Н.Тищенко, наградили Ленинской премией, а большой коллектив конструкторов, рабочих и представителей заказчика был удостоен советских правительственных наград.

Характеристики


  Ми-24А Ми-24В Ми-24Д Ми-24П Ми-24ПН Ми-35М
Год постройки 1970 1971 1972 1974
Экипаж, чел. 3 3 3 3 3 3
Число пассажиров (десантников) 8 8 8 8 8 8
Тип двигателя ТВЗ-117 ТВЗ-117В ТВЗ-117 ТВЗ-117В ТВЗ-117В ВК-2500
Мощность двигателя, л.с. 2 х 2200 2 х 2225 2 х 2200 2 х 2225 2 х 2225 2 х 2225
Диаметр несущего винта, м 17,3 17,3 17,3 17,3 17,3 17,3
Основные массы, кг            
   – пустого вертолета 7676 8500 8340 8570 8869 8350
   – максимальная взлетная 11500 11500 11500 11500 11500 11500
   – нормальная взлетная 10600 11200 11100 11300 11300 10900
   – боевой нагрузки 1500 1500 1500 1500 1500 1500
   – максимальная грузоподъемность 2400 2400 2400 2400 2400 2400
   – на внешней подвеске 2000 2000 2000 2400 2400 2400
Скорость, км/час            
   – максимальная 320 320 320 320 310 300
   – крейсерская 280 264 270 270 260 240
Статический потолок  без учета влияния земли, м 1600 2000 1300 2000 2000 3100
Динамический потолок, м 5120 4600 4500 4500 4600 5400
Практическая дальность полета, км 485 595 595 450 450 477
Перегоночная дальность полета, км 1210 1000 1125 1000 1000 956

Конструкция


Вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД, крылом и трехопорным шасси.

Фюзеляж вертолета полумонококовой конструкции, состоит из носовой и средней частей, хвостовой и килевой балок. Средняя часть фюзеляжа и балки отклонены на 2°30′ вправо (при виде по полету). Кабины экипажа и грузовая герметизированы. В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа: кабина оператора, за ней кабина летчика, которая для удобства обзора приподнята на 0,3 м. Кабины бронированы. Лобовые стекла выполнены из бронестекла. Дверь кабины летчика по правому борту. Кабина оператора имеет дверь по левому борту. Помимо целевого оборудования, в кабине оператора установлены органы управления вертолетом. В центральной части находится бронированная грузовая кабина. Над ней установлены маршевые двигатели, вентилятор и главный редуктор. За ней -крыло, отсек вспомогательной силовой установки, часть топливных баков, блоки оборудования и ниши основного шасси. По обоим бортам установлены двустворчатые двери грузовой кабины шириной 1180 мм и высотой 1045 мм по правому и 1117 мм по левому бортам. Нижние створки дверей в открытом положении фиксируются тягами и тросами и служат входными трапами. На дверях имеются по два окна, и еще по два-на бортах кабины. Окна могут открываться внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия. В грузовой кабине вдоль продольной оси установлены восемь складных сидений для отделения десантников.

Хвостовая балка овального сечения переходит в килевидную концевую балку. На хвостовой балке установлен управляемый стабилизатор размахом 3,27 м и площадью 2,22 м2.

Крыло служит для создания дополнительной подъемной силы в полете, а также для подвески вооружения. Площадь -6,75 м2, угол поперечного обратного «V» -12°. Вооружение может размещаться на четырех пилонах, а также на специальных балках, расположенных снизу на вертикальных пилонах крыла. На последних возможна только установка ПТУР.

Несущий винт – пятилопастный с шарнирным креплением, вращающийся по часовой стрелке. Форма лопасти в плане прямоугольная, профиль – NACA-230. Конструктивно лопасть выполнена в виде лонжерона из алюминиевого сплава по форме носка профиля с приклеенными к нему 18-ю хвостовыми отсеками. Последние изготовлены из алюминиевого сотового заполнителя с приклеенной дюралевой обшивкой, снабжены противообледенительным устройством. Вал несущего винта наклонен вперед на 4,5° и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить минимальные крен и скольжение вертолета.

Рулевой винт – трехлопастныйтянущий с механическим изменением шага в полете, вращающийся по часовой стрелке. Форма лопасти в плане прямоугольная, профиль – NACA-230M. Конструктивно подобна лопасти несущего винта, но хвостовые отсеки выполнены из стеклопластика.

Силовая установка включает два двигателя ТВЗ-117В, вспомогательную силовую установку АИ-9В. На выхлопные трубы двигателей возможна установка экранирующих выхлопных устройств (ЭВУ), на воздухозаборники -пылезащитные устройства (ПЗУ). ТВЗ-117В оснащены собственной масляной, противообледенительной и пусковой системами. Вентилятор расположен над двигателями.

Топливная система вертолета состоит из пяти встроенных баков общим объемом 2130 л (главного бака за кабиной, двух расходных баков над ним и двух баков под полом), оборудованных системой нейтрального газа. Для перегоночных полетов под крылом на пилонах могут подвешиваться от двух до четырех баков ПТБ-450 по 450л.

Трансмиссия включает: трехступенчатый главный редуктор ВР-24, промежуточный и хвостовой редукторы и валы. Главный редуктор и двигатели защищены бронеплитами.

Шасси – убираемое по потоку, трех-стоечное, имеет дополнительную неуби-раемую хвостовую опору без колеса.

Система управления бустерная дублированная, с жесткой и тросовой проводкой.

Гидросистема состоит из двух главных и одной аварийной систем. Воздушная система служит для торможения колес, герметизации кабин и работы насосов опрыскивателя лобовых стекол. Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха, поддерживающую нормальные условия работы экипажа при температурах внешней среды от -50°С до +37°С, и кислородную систему, позволяющую пилотам совершать полеты на высотах свыше 3000м. Электросистема служит для работы бортового оборудования, фар, строевых и аэронавигационных огней.

Радиосвязное оборудование состоит из трех УКВ-радиостанций и КВ-радиостанции.

Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнять полеты по приборам днем, ночью и в сложных метеоусловиях, включает в себя: доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-15Д, радиокомпасы и радиовысотомер. Кабина пилота оснащена необходимым составом приборов.

Специальное оборудование состоит из идентификатора «свой-чужой», индикатора облучения РЛС, речевого информатора и устройств создания помех ракетам с ИК-головкой наведения: Л-166В-11Е, монтируемого сверху на средней части фюзеляжа за отсеком ВСУ, и блоков АСО-2В, размещаемых либо на килевой балке, либо на бортах средней части фюзеляжа за крылом.

Вооружение


Вооружение вертолета состоит из встроенного и подвесного. К первому относится система СПСВ-24, основой которой является четырехствольный 12,7-мм пулемет ЯКБ-12,7 (9-А-624) скорострельностью 4000-5000 выстр/мин с боезапасом 1470 патронов. Он крепится на дистанционно управляемой установке УСПУ-24. Пулеметом управляет оператор с помощью прицельной станции КПС-53АВ с коллиматорным прицелом КС-53. Одновременно КС-53 может использоваться для бомбометания. Подвесное вооружение подразделяется на неуправляемое и управляемое. К неуправляемому относятся: НАР С-8А/Б/М/МКО калибром 80 мм, размещаемые в блоках Б-8В20А по 20 ракет в каждом; С-5КО, С-5КП и С-5МО калибром 57 мм, размещаемые в блоках УБ-32А-73 по 32 ракеты в каждом. Стрельбу НАР ведет летчик с помощью коллиматорного прицела ДСП-17В, который может использоваться для бомбометания и стрельбы из пулемета при фиксации его по оси вертолета. Вертолет может брать до 4 авиабомб калибром по 50, 100 или 250 кг. На внутренних пилонах возможна подвеска двух бомб ФАБ-500 или зажигательных баков ЗБ-500, либо контейнеров КМГУ-2 с кассетными боеприпасами. Возможна подвеска на внутренние пилоны двух контейнеров УПК-23-250, а также гондол универсальных вертолетных (ГУВ) 9-А-669 с гранатометом 213П-А либо с двумя 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 (9-А-662) и одним 12,7-мм пулеметом ЯКБ-12,7. Огонь ведет пилот, используя коллиматорный прицел. Управляемым ракетным оружием являются до 8 ПТУР 9М114 противотанкового комплекса 9К113 «Штурм». Они размещаются на пусковых устройствах, установленных попарно под каждой законцовкой крыла, а также на внешних пилонах. Стрельба производится с помощью прицельного оптического комплекса «Радуга-Ш» и командной радиолинии управления в полуавтоматическом режиме.

ПАРТНЕРЫ АВИ