Ми-26
О вертолете
Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире. По своим абсолютным и относительным параметрам относится к лучшим вертолетам третьего поколения. На нем было установлено 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъема груза 25 т на высоту 4100 м, 20 т на высоту 4600 м, 15 т на 5600 м и 10 т на 6400 м, а также достижения высоты 2000 м с полетной массой 56768 кг, установленные в 1982 г.
Сертификация
27 сентября 1995 г. на вертолет был выдан сертификат типа. Сертифицированный вариант вертолета носит название Ми-26ТС.
Серийное производство
Ми-26 с 1980 г. серийно производится на ОАО «Роствертол», построено свыше 310 вертолетов для гражданского и военного применения. Помимо стран СНГ, Ми-26 эксплуатируются в Венесуэле, Индии, Кипре, Мексике, Малайзии, Перу, Северной Корее, Южной Корее и Греции. Кроме того, вертолет активно используется на правах лизинга и по программам ООН и Красного Креста.
Рекорды
Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире. По своим абсолютным и относительным параметрам относится к лучшим вертолетам третьего поколения. На нем было установлено 14 международных рекордов, среди которых рекорды подъема груза 25 т на высоту 4100 м, 20 т на высоту 4600 м, 15 т на 5600 м и 10 т на 6400 м, а также достижения высоты 2000 м с полетной массой 56768 кг, установленные в 1982 г.
Основные модификации
Ми-26 | Военно-транспортный вертолет. |
Ми-26Т | Гражданский вариант военно-транспортного вертолета, созданный в 1983 г. Отличается дополнительным радиосвязным, навигационным и специальным гражданским оборудованием, отсутствием бронирования и другого военного оборудования. |
Ми-26А | Военно-транспортный вертолет с новым пилотажно-навигационным комплексом. Создан в 1985 г. |
Ми-26С | Модификация, дооборудованная во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС системой разбрызгивания дезактивирующей жидкости. |
Ми-26ПП | Вертолет радиоэлектронной борьбы, созданный в 1986 г. |
Ми-26ТП | Противопожарный вариант, снабжен баком емкостью 7500 л для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки. |
Ми-26ТЗ | Вертолет-топливозаправщик, создан в 1986 г, для снабжения горючим авиационной и наземной техники. |
Ми-26Л 235 | Созданная в 1987 г. летающая лаборатория геолого-разведочных работ. |
Ми-26НЭФ-М | Дальний противолодочный вертолет, создан в 1990 г. |
Ми-26П | Пограничная модификация для полетов в высоких широтах. Построена в 1992 г. |
Ми-26ТМ | Созданный на ОАО «Рост-вертол» в 1992-1993 гг. вертолет-летающий кран с кабиной для оператора под фюзеляжем на задней грузовой рампе. |
МИ-26ПК | В 1997 г. на МВЗ им. М.Л. Миля построена краново-монтажная модификация с дополнительной боковой подвесной универсальной кабиной оператора. |
Ми-26ТП | Разработанный на рубеже XX и XXI веков на ОАО «Роствертол» ряд противопожарных модификаций вертолета, предназначенных для заправки и перевозки в специальных резервуарах 15 т пламегасящей жидкости с ее последующим опорожнением над очагами возгорания. |
Ми-26Т2 | В настоящее время ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» совместно с ОАО «Роствертол» продолжают модернизацию тяжелого вертолета Ми-26. В частности, разработан проект его модернизации в вертолет круглосуточного применения Ми-26Т2 с сокращенным количеством членов экипажа и современной авионикой на основе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, включающего в свой состав круглосуточную обзорную систему ГОЭС-321. Модернизация позволяет: повысить надежность и безопасность полета; улучшить устойчивость и управляемость вертолета и точность висения при выполнении работ с использованием внешней подвески; обеспечить выполнение полетов в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях; снизить нагрузку на экипаж и уменьшить его численность до двух-трех человек. |
История
Продолжая развитие тяжелых транспортных вертолетов, необходимых для экономики и вооруженных сил, Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля в начале 1970-х гг. приступил к разработке нового тяжелого транспортного вертолета для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10. Сначала машина разрабатывалась как глубокая модернизация Ми-6, но затем, по мере продвижения проекта, было решено строить полностью новый вертолет третьего поколения. Все работы возглавил заместитель главного конструктора И.С. Дмитриев, которого в 1986 г. заменил А.Г. Самусенко. Вертолет получил обозначение Ми-26. Постройка макета Ми-26 началась в 1972 г., и через три года его окончательный вариант приняла государственная комиссия. В декабре 1977 г. Ми-26 впервые поднялся в воздух для трехминутного опробования. Машиной управлял экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем Г.Р. Ка-рапетяном. Государственные испытания Ми-26 были завершены в августе 1980 г. За создание вертолета Ми-26 группе сотрудников МВЗ им. М.Л. Миля в 1984 г. была присуждена Государственная премия СССР.
Характеристики
Экипаж, чел. | 5 |
Число пассажиров | 82 |
Двигатели | Д-136 |
взлетная мощность, л.с. | 2х11400 |
Размеры, м: | |
диаметр несущего винта | 32,0 |
длина | 35,91 |
высота | 8,15 |
Массы и нагрузки, кг: | |
масса пустого вертолета | 28150 |
взлетная масса максимальная | 56000 |
взлетная масса нормальная | 49500 |
масса груза максимальная | 20000 |
масса груза нормальная | 15000 |
масса груза на внешней подвеске | 20000 |
Летные данные: | |
максимальная скорость, км/ч | 295 |
крейсерская скорость, км/ч | 255 |
статический потолок, м | |
без учета влияния земли | 1800 |
с учетом влияния земли | 2900 |
динамический потолок, м | 4600 |
практическая дальность полета, км | 490 |
перегоночная дальность полета, км | 1800 |
Конструкция
Вертолет классической одно-винтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов.
Фюзеляж полумонококовой конструкции. Состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и килевидной концевой балок. В носовой части, герметичной и оборудованной системой кондиционирования воздуха, находится Первый опытный Ми-26 наземной доводки кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа -бортмеханика. По бортам кабин предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бро-неплиты. Под полом кабин располагаются отсеки навигационного и радиосвязного оборудования, системы жизнеобеспечения и вспомогательная силовая установка — газотурбинный агрегат ТА-8А. Под радиопрозрачным обтекателем в носовой части размещен навигационный радиолокатор.
Центральную часть фюзеляжа занимает вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины -12,1 м (с трапом — 15м), ширина — 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Загрузка техники осуществляется своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ грузовая кабина оборудована двумя электролебедками и тельферным устройством. Посадка пассажиров или загрузка легких грузов может производиться, кроме того, через три двери-трапа по бортам фюзеляжа. Крупногабаритные грузы массой до 20 т можно перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты расположены в конструкции силового пола. Сзади грузового люка фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку с профилированной концевой балкой-килем и стабилизатором.
Под грузовым полом фюзеляжа размещены восемь основных топливных баков общей емкостью 12000 л. В перегоночном варианте в грузовой кабине Ми-26 могут устанавливаться еще четыре дополнительных бака общей емкостью 14800 л. Сверху, над грузовой кабиной, расположены отсеки двигателей, главного редуктора и двух расходных топливных баков. На входах в воздухозаборники двигателей установлены грибовидные пылезащитные устройства.
Несущий винт — восьмилопастный, с трехшарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. В конструкцию осевых шарниров введен торсион, принимающий центробежную нагрузку. Втулка выполнена из титана. Лопасть несущего винта тяжелого вертолета спроектирована на основе стального лонжерона и стеклопластиковой формообразующей конструкции. К лонжерону присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем из бумаги «номекс». Каждая лопасть снабжена пневматической системой обнаружения сквозных микротрещин.
Рулевой винт — пятилопастный, толкающий, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы в плане из стеклопластика. Втулка имеет разнесенные горизонтальные и осевые шарниры. Лопасти несущего и рулевого винтов снабжены противообледенительными системами. Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной Д-136 конструкции В.А.Лота-рева, установленных рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами.
Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной. Удельный расход топлива 0,206 кг/л.с.-ч. Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке.
Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 — модульной конструкции, многопоточной схемы, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслоси-стем, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Для обслуживания силовой установки и трансмиссии на обтекателях двигателей имеются большие откидные панели, используемые как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования. Макет кабины вертолета Ми-26Т
Шасси неубирающееся, трехопорное с передней стойкой, со сдвоенными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя стойка самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами, размерами 1120×450 мм, отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.
Оборудование. Две гидравлические системы с давлением 20,6 МПа и электрическая система постоянного тока с напряжением 28В.
Бортовое радиоэлектронное оборудовение для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт, автоматические радиокомпасы, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фи-дерную систему «Ромашка», радиовысотомер. В состав установленного на Ми-26 пилотажного комплекса ПКВ-26-1 входят четырехканальный автопилот ВУАП-1, система траекторного управления, система директорного управления, система гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор. Радиосвязная аппаратура включает две командные УКВ-радиостанции, связную КВ-радио-станцию, аварийную радиостанцию, бортовую телевизионную аппаратуру с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. На военно-транспортных вариантах размещены устройства выброса ЛТЦ, передатчики помех ИК-устройствам, экраны для подавления ИК-излучения.