Ми-34С1. Винтокрылая птица Феникс
25.07.2011
Сегодня, по прогнозам специалистов, этот новый российский вертолет может внести существенные коррективы в распределение мировых долей на рынке легких винтокрылых аппаратов. А, ведь, еще совсем недавно программа по его производству была практически свернута и, казалось, что эта уникальная машина больше никогда не увидит неба. Но, хорошо все то, что хорошо кончается. Или вернее – сейчас-то все только и начинается…
«Крестник» Покрышкина
Как когда-то, в далеких 70-х годах прошлого столетия начиналась история этого вертолета. Именно тогда в учебных подразделениях ВВС и аэроклубах ДОСААФ началось массовое списание вертолётов Ми-1. Замена их более тяжёлыми Ми-2 оказалась экономически невыгодной, и остро встал вопрос о создании нового легкого вертолета. С личной просьбой о начале таких работ в 1979 году к Генеральному конструктору Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля М.Н. Тищенко обратился руководитель ДОСААФ и прославленный боевой летчик маршал авиации А.И. Покрышкин. Конечно же, ему не отказали, и в 1980 году началась разработка лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-34 («изделие 300»). Работа закипела, и в ноябре 1986 года первый опытный вертолет Ми-34 совершил свой первый полет. Уже через год была завершена постройка второго опытного образца, и в этом же году Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, продемонстрировав широкой публике довольно высокие летные характеристики. На этом был закончен первый этап испытаний – «А». В декабре 1988 года в ГК НИИ ВВС начался этап «Б» совместных испытаний. Их результаты потребовали новых доработок, которые были произведены в 1989-1991 годах. Однако распад СССР и экономический кризис затянул доводку вертолёта. Но все же в конце 1992 года государственные испытания были возобновлены. Мало того, для организации производства Ми-34 было создано АО «Лёгкие вертолёты Ми», а само производство разместили на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. В результате всей этой довольно непростой работы в трудных экономических условиях 4 ноября 1993 года в воздух все же поднялся первый серийный Ми-34.
Высший пилотаж на выживание
В качестве силовой установки на вертолете первоначально было решено использовать имеющийся поршневой двигатель М-14В26В конструкции И.М. Веденеева взлетной мощностью 242кВт (325 л.с.), в то время данный двигатель успешно использовался на вертолетах Ка-26. В выборе двигателя сыграл свою роль и тот фактор, что он широко применялся на использовавшихся в ДОСААФ спортивных самолетах. Применение при разработке Ми-34 последних технических достижений, новых материалов в конструкции фюзеляжа, жесткого несущего винта и трансмиссии, а также более простых конструктивных решений, например полозкового шасси, позволило получить надежный по конструкции и удобный в эксплуатации вертолет с высокими летными характеристиками. Машина получилась очень легкой в управлении. Максимальная взлётная масса вертолёта составила всего 1450 кг. Крейсерская скорость — 170-180 км/час. Дальность полета со 145 кг коммерческого груза — 360 км.
Кроме того, Ми-34 в своем классе стал единственным вертолетом в мире, умеющим держать на маневре перегрузку 3g и выполняющим сложные фигуры высшего пилотажа, включая «петлю Нестерова», полеты на точность пилотирования и навигации и вертолетный слалом.
В процессе доработки Ми-34 были расширены также возможности его использования как многоцелевого вертолета. Это и мониторинг, то есть, наблюдение за окружающей средой, нефте-, газопроводами, линиями электропередачи, экологией лесов, берегов озер, морей и рек. Его можно было применять и как коммерческий транспорт для перевозки пассажиров и небольших грузов. И, конечно же, он мог использоваться для обучения лётного состава в ВВС и гражданском воздушном флоте. Вообще вертолет имел массу достоинств, но, увы, он уже мало вписывался в наступившие «новые времена» российского капитализма. У этой машины не оказалось основных привлекательных черт именно для коммерческого использования. Таких как: ресурс, грузоподъемность, потолок, дальность полета, комфорт. Можно констатировать, что Ми-34С не соответствовал требованиям эксплуатантов. Может быть по этим причинам, а скорей всего по совокупности всех объективных факторов в начале 2000-х годов производство Ми-34 прекратилось. И многим тогда уже казалось, что этот вертолет так и не наберет нужной высоты.
Восставший из пепла
Однако в 2010 году на международной выставке HeliRussia-2010 глазам посетителей и специалистов холдинг «Вертолеты России» представил макет усовершенствованного вертолета Ми-34С1.
Оказалось, что уже несколько лет Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, входящий в холдинг, ведёт серьезную доработку многоцелевого вертолета Ми-34С1 с модернизированным поршневым двигателем увеличенной мощности. И хотя, создается он на базе все того же Ми-34 – это будет совершенно другой вертолет, полностью отвечающий, так сказать, духу времени. В чем же будет заключаться его новизна и привлекательность? В первую очередь, это коснется смены двигателя. Старый карбюраторный двигатель М-14В26В заменят на современный инжекторный М9ФВ, разработки Воронежского механического завода (ВМЗ). М9ФВ является вертолетной модификацией уже сертифицированного самолетного двигателя, который используется на спортивных машинах Су-26 и Су-29. Мощность нового поршневого мотора Ми-34С1 по сравнению с М-14В26В увеличена на 40л.с. Кроме того, новый двигатель получит электростартерный запуск и систему впрыска топлива низкого давления, а также будет обладать более низким расходом топлива, что позволит увеличить дальность полета до 500 км. К тому же, разработчики предполагают, что вертолет станет почти на 100 кг легче.
Разработчики увеличили ресурс вертолета и его основных агрегатов до конкурентоспособных на мировом рынке величин, установили гидросистему и автомат поддержания оборотов.
Следующий пункт — шумовая изоляция. Хотя вертолет по внешним шумовым параметрам соответствует всем международным требованиям, все же, чтобы летать комфортно, надо уменьшать шум внутри кабины, что также предполагается сделать на новом вертолете.
Как и кардинально обновить интерьер винтокрылой машины. Планируется, что он будет создан в лучших традициях современной автомобильной промышленности. Для повышения удобства в кабине при длительных перелетах будет изготовлен более просторный вариант компоновки, рассчитанный на трех пассажиров и пилота.
Далее – авионика. В планах — несколько вариантов: самый простой – минимум пилотажно-авиационных приборов и вплоть до самого «навороченного», в создании которого будет участвовать ульяновское приборостроительное предприятие.
Сейчас программа Ми-34С1 находится на стадии подготовки производства, в рамках которой модернизируются производственные мощности предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России», — в Арсеньеве, где будет собираться вертолет, а также в Ступино и Перми, где будут выпускаться, соответственно, агрегаты несущей системы и трансмиссия для него. И здесь необходимо сказать, что помимо всех вышеперечисленных новшеств, все же, основной целью модернизации Ми-34С1 является снижение производственных издержек и конечной цены вертолета. Именно на это направлены главные усилия разработчиков. О чем говорит и тот факт, что после установки на производстве Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина новых пятикоординатных станков себестоимость изготовления отдельных деталей фюзеляжа вертолета уже снизилась в 7 раз. А, как известно, чем дешевле изделие, тем оно конкурентоспособней…
Прогнозы утешительны
И для нового Ми-34С1 вопрос этот стоит очень остро. Ежегодный объем поставок легких вертолетов (категория FAR-27) на мировом рынке оценивается примерно в 1000 единиц. При этом «львиную долю» на этом рынке занимает компания «Робинсон» со своей машиной R44. Поэтому нашему вертолету никто «легкой жизни» не обещает. Но специалисты и разработчики считают, что при активной маркетинговой работе Ми-34С1 сможет занять свою нишу на рынке. Эта уверенность обосновывается многочисленными преимуществами как техническими, так и ценовыми, которые имеет Ми-34С1 перед своим главным конкурентом. Новый российский вертолет будет дешевле R44. Его стоимость в базовой комплектации на российском рынке и в странах СНГ может составить 500 тысяч долларов.
По словам разработчиков, эта модель в категории легких вертолетов одна из наиболее маневренных. Ми-34С1 можно использовать в показательных шоу, соревнованиях. Он идеально подходит для первоначального обучения и тренировок летчиков. Кроме того, Ми-34С1 возможно использовать для перевозки пассажиров и мониторинга местности. Он способен брать на себя полицейские функции и решать задачи экологического контроля при оснащении специальной техникой. Все эти преимущества дают повод думать, что наша машина не потеряется среди конкурентов и станет одним из лидеров.
Ми-34С1 сегодня ориентирован, в первую очередь, на российский рынок и страны СНГ. В последующем ставится задача продвижения нового изделия в Африку, Латинскую Америку, Азию, в Западную Европу и Северную Америку.
Ну, а первый летный образец Ми-34С1 на московском авиасалоне МАКС в 2011 году, где наглядно продемонстрирует свои летные качества.
Серийное производство вертолета может начаться уже в 2012 году. Ждать осталось совсем недолго!
Теги записи: Вертолеты России, Ми-34, Ми-34С1