Ми-6
О вертолете
Ми-6. Тяжелый транспортный вертолет
История создания и особенности конструкции
В конце 1952 г. в бригаде общих видов ОКБ М.Л. Миля появились первые проекты тяжелого вертолета, получившего в дальнейшем название Ми-6.
Уникальность разрабатываемого вертолета определила новизну практически каждой части и узла его конструкции. В ОКБ М.Л. Миля применили принципиально новую конструкцию цельнометаллических лопастей. Лонжерон состоял из трех труб, соединенных фланцевыми стыками. В дальнейшем, в 1959-1962 гг. была изготовлена и внедрена в производство цельнотянутая труба переменного сечения с переменной толщиной стенок, позволившая заменить трудоемкий и более тяжелый сборный лонжерон; концевые части каркаса стали делаться с сотовым заполнителем из фольги. Лопасти крепились к втулке при помощи трех шарниров. Впервые на втулке были применены гидравлические демпферы. Четыре деревянные трапециевидные лопасти толкающего реверсируемого рулевого винта крепились к втулке посредством осевых и горизонтальных шарниров. Силовой установкой Ми-6 сначала служили два газотурбинных вертолетных двигателя ТВ-2ВМ, но на серийных вертолетах их заменили двигатели Д-25В, созданные в ОКБ П.А. Соловьева.
Итоги испытаний и мировые рекорды
В 1956 г. сборка Ми-6 была завершена. 5 июня 1957 г. летчик-испытатель Р.И. Капрэлян впервые оторвал Ми-6 от земли, а 18 июня уже осуществил на нем полет по кругу. Машина успешно прошла первый цикл предварительных испытаний, и 30 октября 1957 г. в очередном испытательном полете экипаж Капрэляна поднял на ней груз 12004 кг, что в два раза превысило мировой рекорд. Приоритет в разработке самых больших и грузоподъемных вертолетов перешел к нашей стране. В сентябре 1962 г. Ми-6 поднялся в воздух с грузом в 20,1 т. «Шестерка» оказалась не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом мира. За достижение 21 сентября 1961 г. экипажем Н.В.Лешина скорости полета 320 км/ч, долгое время считавшейся недосягаемой для вертолетов, Американское геликоптерное общество наградило ОКБ М.Л.Миля самым почетным в США Призом И.И.Сикорского. Еще через два года на Ми-6 была достигнута скорость 340,15 км/ч. Этому воздушному гиганту принадлежит 16 мировых рекордов.
Производство и эксплуатация
В 1963 г. Ми-6 был официально принят на вооружение и эффективно использовался в боевых действиях советских и иностранных ВВС. Ми-6 в больших количествах поступали и в гражданскую авиацию. Их использование решающим образом способствовало освоению удаленных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1964 г. началась продажа Ми-6 за рубеж. Всего было поставлено свыше 60 машин в Алжир, Болгарию, Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Перу, Пакистан, Польшу, Серию и Эфиопию.
Характеристики
Экипаж, чел. | 5 |
Число пассажиров | 61 |
Двигатели | Д-25В |
мощность, л.с. | 2 х 5500 |
Размеры, м: | |
диаметр несущего винта | 35 |
Массы и нагрузки, кг: | |
масса пустого вертолета | 26500 |
взлетная масса нормальная | 39700 |
взлетная масса максимальная | 41700 |
масса груза нормальная | 6000 |
масса грузамаксимальная | 12000 |
масса груза на внешней подвеске | 8000 |
Летные данные: | |
максимальная скорость, км/ч | 250 |
крейсерская скорость, км/ч | 200 |
статический потолок с учетом влияния земли, м | 2250 |
динамический потолок, м | 4500 |
дальность полета, км | 500 |