Ми-6

О вертолете


Ми-6. Тяжелый транспортный вертолет  

История создания и особенности конструкции

В конце 1952 г. в бригаде общих видов ОКБ М.Л. Миля появились первые проекты тяжелого вертолета, получившего в дальнейшем название Ми-6.

Уникальность разрабатываемого вертолета определила новизну практически каждой части и узла его конструкции. В ОКБ М.Л. Миля применили принципиально новую конструкцию цельнометаллических лопастей. Лонжерон состоял из трех труб, соединенных фланцевыми стыками. В дальнейшем, в 1959-1962 гг. была изготовлена и внедрена в производство цельнотянутая труба переменного сечения с переменной толщиной стенок, позволившая заменить трудоемкий и более тяжелый сборный лонжерон; концевые части каркаса стали делаться с сотовым заполнителем из фольги. Лопасти крепились к втулке при помощи трех шарниров. Впервые на втулке были применены гидравлические демпферы. Четыре деревянные трапециевидные лопасти толкающего реверсируемого рулевого винта крепились к втулке посредством осевых и горизонтальных шарниров. Силовой установкой Ми-6 сначала служили два газотурбинных вертолетных двигателя ТВ-2ВМ, но на серийных вертолетах их заменили двигатели Д-25В, созданные в ОКБ П.А. Соловьева.

Итоги испытаний и мировые рекорды

В 1956 г. сборка Ми-6 была завершена. 5 июня 1957 г. летчик-испытатель Р.И. Капрэлян впервые оторвал Ми-6 от земли, а 18 июня уже осуществил на нем полет по кругу. Машина успешно прошла первый цикл предварительных испытаний, и 30 октября 1957 г. в очередном испытательном полете экипаж Капрэляна поднял на ней груз 12004 кг, что в два раза превысило мировой рекорд. Приоритет в разработке самых больших и грузоподъемных вертолетов перешел к нашей стране. В сентябре 1962 г. Ми-6 поднялся в воздух с грузом в 20,1 т. «Шестерка» оказалась не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом мира. За достижение 21 сентября 1961 г. экипажем Н.В.Лешина скорости полета 320 км/ч, долгое время считавшейся недосягаемой для вертолетов, Американское геликоптерное общество наградило ОКБ М.Л.Миля самым почетным в США Призом И.И.Сикорского. Еще через два года на Ми-6 была достигнута скорость 340,15 км/ч. Этому воздушному гиганту принадлежит 16 мировых рекордов.

Производство и эксплуатация

В 1963 г. Ми-6 был официально принят на вооружение и эффективно использовался в боевых действиях советских и иностранных ВВС. Ми-6 в больших количествах поступали и в гражданскую авиацию. Их использование решающим образом способствовало освоению удаленных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1964 г. началась продажа Ми-6 за рубеж. Всего было поставлено свыше 60 машин в Алжир, Болгарию, Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Перу, Пакистан, Польшу, Серию и Эфиопию.

Характеристики


Экипаж, чел. 5
Число пассажиров 61
Двигатели Д-25В
мощность, л.с. 2 х 5500
Размеры, м:  
диаметр несущего винта 35
Массы и нагрузки, кг:  
масса пустого вертолета 26500
взлетная масса нормальная 39700
взлетная масса максимальная 41700
масса груза нормальная 6000
масса грузамаксимальная 12000
масса груза на внешней подвеске 8000
Летные данные:  
максимальная скорость, км/ч 250
крейсерская скорость, км/ч 200
статический потолок с учетом влияния земли, м 2250
динамический потолок, м 4500
дальность полета, км 500

ПАРТНЕРЫ АВИ