Ставка на русских
07.04.2011
С канадским авиационным оператором SkyLink Aviation российские коллеги-вертолетчики встречались в Судане, Афганистане и других странах, где действуют гуманитарные программы ООН и миссии Красного Креста. В нашем журнале компания SkyLink – тезка российского мобильного оператора – упоминалась в связи со скользкой темой crazy op – «сумасшедших операторов», эксплуатирующих российские Ми-8 в Африке и Азии без страховок, с нарушением календаря и прав пилотов. Не подпадая под характеристики crazy, компания, тем не менее, уличалась в ряде нарушений, за что в Канаде ее лишали лицензий эксплуатантов. Однако SkyLink Aviation остается самым последовательным зарубежным эксплуатантом российской вертолетной техники, в силу чего канадский оператор попал в число естественных партнеров и конкурентов российских компаний.
Да что говорить: даже сама российская вертолетная тема в SkyLink начиналась с международного скандала. В июле 1993 года специально назначенная комиссия Организации Объединенных Наций проводила служебную проверку в отношении семи сотрудников штабквартиры ООН. Проверка проводилась после появления информации о сговоре сотрудников с корпорацией SkyLink Aviation и последовавшей фальсификации аукционных торгов на выбор авиакомпании под пакет контрактов на перевозку грузов. Несколько месяцев спустя комиссия сделала вывод о бездоказательности обвинения в коррупции, и расследование было прекращено. Расхожее мнение о ценности доброго имени для западных компаний теряет свою справедливость при удалении от центров цивилизации.
Сегодня SkyLink является неотъемлемой частью авиационных ресурсов обеспечения боевых действий в Афганистане. SkyLink и еще несколько вертолетных компаний в составе специальной смешанной авиационной группы занимаются гражданским обеспечением войск НАТО на всей территории Афганистана. И все это благодаря парку российской техники, обеспечившей компании лучшую рекламу со слоганом: «Мы специализируемся на выполнении сложной работы в проблемных районах». На «вооружении» SkyLink находятся российские вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-26, Ка-32 и даже Ми-10.
После 2003 года страны НАТО в Афганистане столкнулись с дефицитом военно-транспортной авиации. Это было вызвано как началом операции в Ираке, куда США перебросили практически все свободные вертолеты, так и эффектом от потерь в Афганистане и Ираке. Косвенным эффектом от череды воздушных боевых потерь стал рост антивоенных настроений, вызвавших стремление руководства НАТО переложить часть рисков на наемных гражданских операторов. Таким образом, к 2007 году в момент наращивания своей группировки в Афганистане, альянс решился не только на привлечение гражданских авиационных операторов, но и на совместные инициативы в области аренды имеющихся на мировом рынке образцов техники. Подобный подход в определенной мере демонстрировал нежелание европейских стран направлять в Афганистан свои собственные вертолеты. Причин этому несколько. И одна из них – довольно затратная эксплуатация в сложных климатических условиях относительно «нежной» западной техники. В пику этому, как показала практика, в регионах, отличающихся непростым климатом, пыльными бурями и высокой температурой воздуха, российские вертолеты имеют неоспоримое преимущество. Яркий пример – Ми-8МТВ (в экспортном варианте – Ми-17-1В).
Именно эту технику и предложила для Афганистана канадская компания SkyLink Aviation, на тот момент эксплуатировавшая 25 российских вертолетов в военных операциях в Дарфуре (Судан). Было заявлено, что SkyLink готова предоставить такие вертолеты в интересах НАТО в Афганистане. Аренда Ми-17 составляла более 100000 канадских долларов в неделю. Первоначально силы Альянса рассчитывали на эксплуатацию 20 вертолетов. При этом особую нехватку в них испытывали канадские военные. Так с легкой руки канадского оператора началась новая эпоха русских «восьмерок» в Афганистане.
Крупнейший подрядчик
Афганское направление SkyLink полностью интегрировано в местную систему обеспечения и работает в тесном сотрудничестве с авиакрылом сил коалиции. Ее цель в Афганистане – своевременное и эффективное снабжение различных не военных миссий. Штаб-квартирой SkyLink в Афганистане является офис на аэродроме Кандагара (КАФ). По всей стране SkyLink содержит значительные силы – это более 200 сотрудников и 34 вертолета, что делает ее крупнейшим гражданским авиационным подрядчиком на афганском театре военных действий. В настоящее время компания имеет шесть Ми-8MTВ, которые осуществляют непосредственную поддержку канадских вооруженных сил. Кроме этого SkyLink имеет договоры с другими формированиями. Большинство ее вертолетов в Афганистане это Ми- 8MTВ, хотя компания использует и несколько Ка-32, специализирующихся на перевозке грузов на внешней подвеске. Из самолетов SkyLink эксплуатирует транспортный Ан-26. SkyLink со штаб-квартирой в Торонто имеет офисы по всему миру: в Лондоне (Англия), Хартуме (Судан). За 20 лет в авиационном бизнесе компания успела поработать в 75 странах.
В чужой монастырьсо своим матрацем
В отличие от других гражданских подрядчиков, которые в материально-техническом обеспечении своей деятельности полагаются на сторонние организации, SkyLink декларирует свою самодостаточность. Основной принцип, который проповедуется в компании: «Мы приходим, получаем кусок земли и начинаем строить инфраструктуру».
В Кандагаре инфраструктура SkyLink смонтирована из морских контейнеров. Здесь находится не только ее штаб-квартира, но и комфортабельная гостиница для многочисленных сотрудников. Компания имеет cобственный общепит (DFAC), поэтому может проводить полеты без ограничений.
Впечатляющие конструкции, состоящие из морских контейнеров, предлагают и другие удобства, которые являются уникальными в зоне военных действий. В их числе сауна, комнаты психологической разгрузки, где посреди импровизированной оранжереи звучит пение птиц.
Главный мотив работы компании с кадрами – максимальная минимизация стрессового состояния сотрудников. Это предопределяет постоянное стремление создавать наилучшие условия пребывания и работы специалистов SkyLink на базах компании, расположенных в разных частях света.
Курсы канадского английского
Среди принципов работы, на которых строится работа SkyLink, главный можно обозначить словами: «Много подготовки не бывает». Это прекрасно видно на организации языковой практики экипажей компании. Экипаж
Ми-8MTВ состоит из пяти человек: пилот, второй пилот, бортинженер и два наземных специалиста. Но так как на Западе мало российских вертолетов, то большинство экипажей SkyLink комплектуются специалистами из Восточной Европы. Совершенно понятно, что все пилоты компании должны иметь не ниже четвертого уровня владения английским языком. Это требование Международной организации гражданской авиации. Поэтому компания делает упор на организации языковых курсов. Это помогает работникам совершенствовать свои знания английского языка, который имеет решающее значение для работы в многонациональном воздушном пространстве Афганистана.
График работы летных экипажей четыре месяца через четыре. И хотя обучение для всех членов экипажа является интенсивным, пилоты, кроме того, проходят тщательную языковую проверку после возвращения из отпуска, даже если они имеют значительный афганский опыт.
Простота по-советски
Разрешение на полеты SkyLink, как правило, получает за двое суток. После того, как разрешение получено, экипажи компании готовят проект плана полета, который соответствует модели действий на тот или иной момент. При этом из-за угроз, связанных с боевыми действиями, обеспечение безопасности полетов ставится во главу угла. Правда, иногда такой подход ограничивает применение вертолетов SkyLink по сравнению с военными летательными аппаратами, но это-то и минимизирует риски для гражданских экипажей.
В деле обеспечения безопасности полетов используется простейшее новшество – общение с помощью текстовых сообщений между руководителями операций и экипажами. Философия «чем проще, тем лучше» распространяется не только на электронное оборудование вертолетов, но и на прочее бортовое оснащение.
Так, например, SkyLink долго экспериментировала с различными способами размещения груза и, в конечном итоге, заменила все существующие конструкции на фанерные стеллажи. Это дешево и универсально, имеет особый смысл, тем более что все погрузочно-разгрузочные работы на операционных базах проводятся в основном вручную. За это пристрастие к недорогим хитростям в боевых условиях вертолетное хозяйство SkyLink сравнивают с порядками на советских авиабазах хвалить Ми-8 МТВ, позиционируя его в качестве уникального, великолепным образом подходящего для афганских условий вертолета. Это вертолет, рожденный для Афганистана, утверждают в компании. Эта очень красивая платформа незаменима для работы в тяжелых и жарких афганских условиях. Использование российской техники сделало возможным компании SkayLink уверенно чувствовать себя в одной из проблемных ниш авиаперевозок – доставке грузов в наиболее сложных и опасных районах мира.
А как же обслуживание?
Ахиллесовой пятой российской техники долгое время оставался недостаточный ресурс, проблемы со снабжением запчастями. В истории SkyLink был момент, когда эти обстоятельствачуть было не поставили крест на русской теме. Со временем эта проблема была комплексно решена. Сейчас SkyLink имеет возможности обеспечивать полный спектр ремонтных работ. Одной из главных проблем является обычное планирование ремонтных работ: запчасти должны быть заказаны заранее, чтобы вертолет не находился на земле без необходимости. SkyLink использует очень сильные и подробные программы технического обслуживания, в том числе большую базу компьютеризированной документации. Надо сказать, что в области технического обслуживания техники компания доходит до паранойи. Но при этом процент работоспособной техники достигает 95 процентов.