Мониторинг СМИ 1 марта

В НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» обсудили приоритеты технологического развития российского авиастроения
25 февраля 2021 года в Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» в онлайн-формате состоялась научно-практическая конференция «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России». В мероприятии приняли участие более 50 представителей Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации, Российской академии наук, научных институтов, ведущих центров прикладной и отраслевой науки, высших учебных заведений, авиакомпаний и предприятий высокотехнологичной промышленности, сообщили в пресс-службе исследовательского центра.
Основной темой мероприятия стала выработка согласованной научно обоснованной позиции российского научного сообщества, организаций промышленности и воздушного транспорта, органов государственного управления по вопросу стратегии технологического развития отечественного авиастроения в современных условиях.
Ученые обсудили ключевые проблемы развития российского авиастроения, в том числе вопросы повышения безопасности и эффективности авиационной техники и воздушного транспорта, снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду. Обсуждались возможности развития современных технологий и перспективы внедрения новых технологий, а также основные приоритеты технологического развития для российского авиастроения на ближайшие 15 лет и др.
Открыл конференцию генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов, который в своем докладе отметил значение безопасности полетов (и авиационной деятельности в целом) и охраны окружающей среды, как безусловных приоритетов для гражданской авиации и авиастроения, как в России, так и в мире в целом. Также он обратил внимание участников конференции, что в последние годы, в силу исчерпания резервов совершенствования современных авиационных технологий, усиливается тенденциозность нормирования. Ужесточение стандартов и норм зачастую слабо обусловлено объективными соображениями защиты окружающей среды и интересов населения. «Со стороны стран-лидеров в мировом гражданском авиастроении соответствующие стандарты и нормы становятся инструментом конкурентной борьбы — как между собой, так и с потенциальными конкурентами. Эти процессы политизируются, а их вероятный итог — разграничение мира на технологические зоны, в которых можно будет летать лишь на авиационной технике соответствующего производства», — сказал Андрей Дутов. Он подчеркнул, что эти процессы требуют научного осмысления и отражения в стратегии технологического развития российского авиастроения: «Если окажется, что обеспечение конкурентоспособности на внешних рынках не оправдывает потребных затрат на создание соответствующих технологий, следует искать новые — более здравые и реалистичные — мотивы улучшения параметров безопасности и воздействия авиации на окружающую среду. Конкурентоспособность на внешних рынках, как показывает новейшая история — слишком уязвимая и конъюнктурная цель, подверженная политическим рискам».
Первый заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Василий Шапкин выступил с сообщением о развитии авиатранспортных систем в России и мире. Он указал, что за последние тридцать лет рост интенсивности и сложности воздушного движения привел к полному переосмыслению концепций построения авиатранспортной системы. «Если ранее, в условиях относительно низкой интенсивности воздушного движения, основное внимание было сосредоточено на совершенствовании технических и эксплуатационных качеств летательных аппаратов как таковых, то сегодня, когда мы наблюдаем взрывной рост интенсивности воздушного движения, в центре внимания — уже сама по себе авиатранспортная система как единое целое, — заявил Василий Шапкин. — Ключевым также стало безусловное требование интеграции летательного аппарата в единое сложное и насыщенное воздушное пространство, в котором одновременно эксплуатируются дозвуковые и сверхзвуковые летательные аппараты, самолеты и винтокрылые аппараты различной размерности и назначения, беспилотники».
Тему стратегии технологического развития российского авиастроения с учетом международных требований и национальных интересов осветил заместитель генерального директора по стратегическому развитию НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Владислав Клочков. Он отметил, что ужесточение стандартов и норм в гражданской авиации в конечном итоге приводит к увеличению затрат на улучшение характеристик: «С учетом этих затрат на обеспечение соответствия международным нормам, создание соответствующих им воздушных судов целесообразно только при гарантированно успешном выходе на внешние рынки и экспорте нескольких сотен изделий. Выдержит ли Россия подобную гонку стандартов, и нужно ли в ней участвовать? Много вопросов, на которые нам нужно дать объективный ответ. Но даже если рыночные, конкурентные мотивы соответствия нормам окажутся неактуальными для российского авиастроения, у нас есть и собственные национальные интересы в области защиты окружающей среды».
В ходе пленарного заседания также выступили: заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации Алексей Новгородов с докладом о развитии системы сертификации авиационной техники; генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко с докладом о перспективах развития системы управления воздушным движением в Российской Федерации; представитель Российской Федерации в САЕР ИКАО Артур Мирзоян с докладом о взаимосвязи международного экологического регулирования в области авиации и реальной защиты окружающей среды; первый заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» Владислав Косьянчук с докладом об интеллектуальных технологиях построения бортовых комплексов воздушных судов.
В рамках конференции состоялись заседания секций по следующим тематикам: перспективы развития авиационных технологий в области защиты окружающей среды; безопасная организация воздушного движения и перспективы развития бортового оборудования и наземной инфраструктуры; проекты и направления развития авиационной техники и технологий в Российской Федерации; стратегии технологического развития авиастроения и национальные интересы.
По итогам конференции принята Резолюция, в которой участники конференции сформулировали свое видение глобальных трендов технологического развития гражданской авиации и авиастроения, а также рекомендации по совершенствованию стратегии технологического развития российского авиастроения в условиях ужесточения стандартов и норм.
aex.ru

В Башкирии намерены создать завод по производству беспилотных вертолетов
Беспилотные вертолеты планируют производить в Башкирии. Об этом 1 марта сообщает пресс-служба правительства республики.
Сообщается, что данный вопрос обсуждался во время посещения премьер-министром правительства Башкирии Андреем Назаровым завода беспилотных летательных аппаратов в Санкт-Петербурге.
«У нас в республике свой мощный авиационный кластер, который мы планируем и дальше развивать», — передает слова Назарова пресс-служба ведомства.
Чиновник добавил, что создать завод по производству беспилотных вертолетов в республике планируется совместно с компанией «Геоскан». Со специалистами этой компании планируется также исследовать территории Уфимского района и Уфы при помощи аэрофотосъемки для уточнения кадастровой информации.
regnum.ru

Суд арестовал четыре вертолета авиакомпании «Геликс» по иску о банкротстве перевозчика
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа по ходатайству компании «Авиатехкомплект» наложил арест на четыре вертолета Ми-8Т АО «Авиакомпания «Геликс», базирующегося в аэропорту Большое Савино в Пермском крае.
«Ходатайство „Авиатехкомплект“ о принятии обеспечительных мер удовлетворить. Наложить арест на вертолеты Ми-8Т, серийные номера 98315175, 99047983, 98625693, 98417229, адрес места базирования: Пермский край, Пермский муниципальный район, аэропорт Большое Савино. Запретить Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) совершать регистрационные действия в отношении данного имущества», — сказано в определении суда, опубликованном в картотеке.
«Авиатехкомплект» (Москва) в середине февраля 2021 года подала иск о признании банкротом АО «Авиакомпания «Геликс». Сумма исковых требований — 3,7 млн рублей. Рассмотрение иска назначено на 30 марта.
Согласно данным системы СПАРК, ООО «Авиатехкомплект» оказывает услуги по техобслуживанию, ремонту и производству вертолетов. Вертолеты авиакомпании «Геликс» занимаются доставкой вахтовых рабочих, облетами трубопроводов, перевозкой крупногабаритных и неформатных грузов, патрулированием лесов и природоохранных зон, экстренной доставкой больных из отдаленных населенных пунктов. Среди заказчиков — «Газпром трансгаз Сургут», «Газпром добыча Уренгой», Пермская краевая клиническая больница, ПАО «ФСК ЕЭС».
tass.ru

В Челябинской области спасли младенца с помощью вертолета
Добраться из Миасса в Челябинск специалистам и ребенку помогла авиация Центра медицины катастроф и местные спасатели. Медицинский вертолет успешно доставил ребенка.
Спасательной операции могли помешать последствия непогоды. Для посадки вертолета от снега была очищена и подготовлена площадка стадиона одной из школ.
Спасатели помогли доставить в больницу всю необходимую аппаратуру, к которой был подключен младенец. Любое промедление в подобной ситуации могло негативно сказаться на здоровье малыша.
cheltv.ru

Ассоциация Вертолетной Индустрии призывает устранить правовую коллизию в области ТОиР воздушных судов
В Российской Федерации возникла правовая коллизия в области технического обслуживания и ремонта (ТОиР) воздушных судов, решение которой требует безотлагательных действий авиавластей и участников вертолетной индустрии.
Многие предприятия промышленности, занимающиеся разработкой и изготовлением компонентов для воздушных судов по лицензии на этот вид деятельности, осуществляют техническое обслуживание (ремонт) этих же компонентов сертификатов, полученных на основании ст. ст. 8, 9 Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил, утвержденных приказами Министерства транспорта РФ № 285 от 25 сентября 2015 г. и № 519 от 27 ноября 2020.
Авиакомпании же должны для поддержки летной годности парка осуществлять техобслуживание в организациях, у которых есть сертификат в рамках ФАП 285. Техобслуживание в организациях, у которых нет сертификата приводит к признанию запчасти неисправной и, как следствие, к невозможности эксплуатации воздушного судна.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой надзорными органами может быть проведена проверка и ограничена работа авиационных предприятий, исполняющих, в том числе, социальные и национальные проекты. Десятки воздушных судов выполняют санитарные рейсы и доставку гуманитарных грузов в труднодоступные районы Российской Федерации, выполняют авиаработы в рамках государственных контрактов, осуществляют гуманитарные миссии по заказу международных организаций. Остановка эксплуатации этих вертолетов может привести к тяжелым последствиям не только для авиакомпаний и организаций ТОиР, но и невозможности исполнения государством некоторых социальных обязанностей перед гражданами, в конечном счете — нанести значительный урон престижу всей отечественной авиационной индустрии.
По мнению Ассоциации Вертолетной Индустрии, подобное стало возможным в связи с тем, что Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 240, не содержит требования по предоставлению сертификатов в составе заявки для получения лицензий, в то время как частью 3 ст. 9 Воздушного кодекса РФ прямо установлен запрет на предоставление лицензий в отсутствие сертификатов.
В связи с этим Ассоциация Вертолетной Индустрии обратилась в Минтранс с запросом на скорейшее решение данной проблемы регулирования и надзора, а также установления моратория на принятие мер реагирования в переходный период — Исх. 1053 от 18 февраля 2021 г. — О необходимости предотвращения правовой коллизии в сфере ТОиР.
helicopter.su

Лидером поставок Leonardo по-прежнему остается AW139
Leonardo Helicopters по итогам трех кварталов 2020 года передал клиентам 50 гражданских вертолетов, следует из отчета Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA). Лидером поставок по-прежнему остается AW139 (21 вертолет). Далее идут AW169 (9 вертолетов), AW109 GrandNew (7 вертолетов), AW189 (6 вертолетов), AW109 Trekker (2 вертолета) и AW109 Kx (2 вертолета). В денежной эквиваленте стоимость всех поставленных воздушных судов оценена в $504,7 млн.
В первом квартале производитель передал заказчикам 10 машин, во втором и третьем — 17 и 23 соответственно.
Окончательные производственные показатели работы компании будут подведены в марте текущего года.
bizavnews.ru

Bell поставил шестидесятый Bell 505 в Европу
Компания Bell Textron Inc. объявила о поставке очередного вертолета Bell 505 в Черногорию. Это шестидесятый по счету вертолет Bell 505 в этом регионе.
«Поставить вертолет Bell 505 в Европу уже в шестидесятый раз — это важный этап для Bell», — делится впечатлениями Патрик Мулей, старший вице-президент отдела международного бизнеса. «Это достижение является свидетельством эффективности Bell 505 и доверия наших клиентов к этому вертолету. Помимо успеха Bell 505 в Европе, мы видим высокую востребованность данного вертолета на международном рынке. Мы с нетерпением ждем дальнейшего роста в будущем».
Bell 505 известен своей универсальностью и надежностью. Вертолет имеет широкий спектр возможностей. Данная модель может использоваться в частных целях, в целях общественной безопасности, в туризме и других отраслях. В 2020 году компания Bell Textron Inc. поставила в Европу вертолетов Bell 505 больше, чем на любой другой континент.
Среди заказчиков были такие компании как ABR Invest, Elicompany, Montenegro Air Force, Centaurium Aviation и Mountainflyers.
Bell поддерживает европейских клиентов на региональном уровне: поставляет вертолеты из центра Bell в Праге, обеспечивает запчастями со склада Bell в Амстердаме, предлагает обучение на Bell 505 через компанию HeliDeal во Франции.
Bell в России представляет компания Jet Transfer.
bizavnews.ru

ПАРТНЕРЫ АВИ