Беспилотные вертолеты в России
В этом году в России планируется впервые сертифицировать гражданский винтокрылый БЛА — им станет беспилотная авиационная система БАС-200. А первый беспилотный вертолет появился в нашей стране еще 30 лет назад: в 1992 году на фирме «Камов» (ныне — НЦВ «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России») был построен экспериментальный аппарат соосной схемы Ка-37 со взлетной массой 250 кг.
По задумке конструкторов он мог бы использоваться для аэрофотосъемки, трансляции теле- и радиосигналов, экологического мониторинга и решения других задач. Бортовой комплекс Ка-37 обеспечивал полет в автоматическом режиме по заданной программе, а также при управлении с наземного пункта или при комбинации этих методов. Силовая установка Ка-37 состояла из двух поршневых двигателей П-037 мощностью по 33 л.с. разработки СГНПП «Труд» (ныне — ПАО «ОДК-Кузнецов»), приводивших через редуктор во вращение два двухлопастных соосных несущих винта диаметром 4,8 м. Предполагалось, что Ка-37 сможет совершать полет с крейсерской скоростью 110 км/ч на высотах до 2500 м на расстояние до 530 км.
Первый полет Ка-37 состоялся 5 марта 1993 года. Им управлял с наземного пункта летчик-испытатель Николай Бездетнов, который десятилетием раньше, летом 1982 года, впервые поднял в воздух опытный боевой вертолет В-80 — будущий Ка-50.
В 1996 году на базе Ка-37 был создан модифицированный Ка-37С, у которого вместо двух П-037 был установлен один двухцилиндровый двухтактный поршневой двигатель Hirth 2706 R06 мощностью 63 л.с. В состав оборудования Ка-37С вошли обзорная телекамера в нижней части фюзеляжа и спутниковая навигационная система, взаимодействующая с системой автоматического управления вертолетом.
В том же 1996 году на основе опыта, полученного «Камовым» при разработке и испытаниях Ка-37, был построен вертолет Ка-137 со взлетной массой 280 кг, входящий в состав Многоцелевого беспилотного вертолетного комплекса МБВК-137. В отличие от предшественника, он имел фюзеляж сферической формы и четырехопорное рессорное шасси, а оперение отсутствовало. На Ка-137 использовался двигатель Hirth 2706 R05 мощностью 65 л.с., приводивший во вращение два двухлопастных соосных несущих винта диаметром 5,3 м.
МБВК-137 предлагался МЧС и другим силовым ведомствам, а также гражданским заказчикам в качестве средства воздушного наблюдения, патрулирования, ретрансляции, для доставки экстренных грузов массой до 80 кг и т.д. В отсеке целевого оборудования предлагалось устанавливать телевизионную или тепловизионную камеры, радиолокатор, аппаратуру ретрансляции и другие датчики.
Но дальнейшего развития комплекс МБВК-137 с вертолетом Ка-137 в то время не получил. К тематике БЛА на «Камове», тогда уже вошедшем в холдинг «Вертолеты России», вернулись только более десятилетия спустя, когда на предприятии под эгидой созданной в 2008 году дирекции беспилотных программ холдинга приступили к предварительным проработкам нескольких проектов беспилотных вертолетов существенно большей размерности — со взлетной массой 300, 700, 1500 и даже 3500 кг.
t.me/hianews
Российские авиакомпании с сентября начнут платить за лизинг иностранных самолетов в рублях
Российские авиакомпании начнут переводить рублевые платежи за самолеты в адрес лизингодателей из «недружественных» стран ориентировочно в сентябре, заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев на форуме «Территория смыслов». Об этом пишет Интерфакс.
«Сейчас идет такой небольшой период, когда им (авиакомпаниям — прим. ред.) засчитывают те средства, которые они платили за ремонт, за обслуживание (самолетов — прим. ред.) — они на депозитах лежали в западных компаниях. Они сейчас потихоньку исчерпаются, и где-то, наверное, с сентября уже начнут переводить деньги», — сказал Савельев.
Эти платежи, согласно указу президента, должны переводиться на специально созданные счета «С» в рублях, напомнил он. Лизингодатели могут принять эти платежи, конвертировав их в валюту.
В разговоре с журналистами министр также заявил, что не видит проблем с перестрахованием самолетов, о которых ранее сообщали некоторые СМИ.
«Страхование самолетов, на мой взгляд, абсолютно в рабочем режиме происходит. У нас появилась Российская национальная перестраховочная компания (РНПК — прим. ред., которая взяла на себя основную нагрузку. Две группы — „Аэрофлот“ и S7 — не видят никаких проблем со страхованием, с перестрахованием», — сказал Савельев.
«Нужно просто немножко времени. Мы все немножко работаем в необычных условиях. У нас антирекорд по санкциям — у нас их больше 11 тысяч — он побуждает нас искать и принимать новые решения. Но мы не видим проблем — пока, во всяком случае, — со страховыми компаниями, все идет в штатном режиме. Компании пока не обращаются с жалобами», — добавил он.
Комментируя информацию СМИ, что РНПК якобы отказывается покрывать риски авиакомпаний, связанные с техобслуживанием самолетов, Савельев заявил: «Безопасность полетов — это вообще такая вещь, которая, к сожалению, часто поднимается. На мой взгляд, она очень надуманная. Никто не делает ничего с безопасностью самолетов такого, чтобы вызвало у кого-то какие-то нарекания. Безопасность в авиации — это приоритет. Никто не собирается ставить на самолеты какой-то контрафакт или что-то».
Он напомнил, что в РФ есть специализированные компании по ремонту и техобслуживанию самолетов. Потребность в запчастях действительно есть, признал Савельев, но российские компании укомплектованы запчастями «на ближайшее обозримое будущее», вместе с Минпромторгом идет работа по налаживанию их поставок.
«Мы готовы к любому аудиту, мы приглашаем даже европейцев сегодня. Я думаю, мы бы их сильно удивили, если бы они приехали посмотрели наше производство», — добавил министр. Однако, по его словам, по всем вопросам с западными партнерами «идут односторонние переписки».
После начала военной операции на Украине страны Запада прекратили поставки в РФ гражданских самолетов и запчастей и обязали своих лизингодателей вернуть из России уже предоставленные в аренду лайнеры. Также введен запрет на услуги техобслуживания и страхования воздушных судов.
aex.ru
Имущество вертолетного завода Роторфлай в Башкирии продают за ₽60 млн
Конкурсный управляющий ООО «Роторфлай» Елена Васильева выставила на торги имущество предприятия-банкрота. Начальная цена единого лота составляет 60 млн рублей. К реализации предложены 30 единиц имущества, в том числе цех по производству и сборке сверхлегких летательных аппаратов и готовый двухместный вертолет Р-30.
Заявки на аукцион будут принимать с 12 июля по 15 августа. Торги назначены на 22 августа 2022 года. Участники должны будут внести задаток в размере 10% от начальной стоимости лота, то есть 6 млн рублей. Самым дорогим объектом на аукционе станет производственный цех, он предлагается по начальной цене 35 млн рублей. Вертолет Р-30 «Роторфлай» выставлен на продажу за 8 млн рублей. На торгах также будут проданы оборудование, оргтехника и автомобили, принадлежащие компании.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в разговоре с РБК Уфа предположил, что возродить производство сверхлегких вертолетов на базе в Кумертау в нынешних условиях будет нелегко.
«Все зависит от того, что конкретно находится на этой производственной базе, какое станочное оборудование, какой персонал. Мы понимаем, что для того, чтобы сейчас частная компания разработала и вывела на рынок сверхлегкий вертолет с соответствующей сертификацией и испытаниями — время, мягко говоря, не идеальное. Причины понятны. Прежде всего будет практически невозможно привлечь заемное финансирование на организацию работ. При этом наличие универсального станочного парка и специалистов для реализации проектов вообще в области высокотехнологичного машиностроения может оказаться боле важным и результативным, чем реализация проекта создания легкомоторного вертолета», — сказал Пантелеев.
Как сообщал РБК Уфа, компания «Роторфлай» была объявлена банкротом в 2019 году. В сентябре 2020 года имущество предприятия было впервые выставлено на торги. 477 позиций, в том числе и те, что включены в нынешний аукцион, предлагались к продаже за 31 млн рублей. В эту сумму на тот момент оценивались и требования кредиторов завода.
В августе 2020 года на площадке «Роторфлай» в Кумертау глава республики Радий Хабиров проводил совещание по развитию малой авиации. Тогда руководитель ОКБ «Ротор» Виктор Хрибков сообщил, что «Роторфлай» находится в состоянии банкротства из-за ухода китайского инвестора — компании «Утун». Хабиров предложил создать в регионе кластер сверхлегкой авиации, который бы содействовал развитию отрасли.
С 2021 года процедура банкротства введена и в отношении опытного конструкторского бюро «Ротор» Виктора Хрибкова. Поводом стал спор с московской компанией «Аэроэлектромаш», которая ранее взыскала с кумертауского предприятия 52,8 млн рублей по договору о разработке опытного образца сверхлегкого вертолета. При этом в 2022 году «Ротор» смог взыскать у «Аэроэлектромаша» 21 млн рублей в рамках другого дела по этому же спору.
По данным РБК Компании, ООО «Роторфлай» зарегистрировано в Уфе в 2007 году и занималось производством вертолетов. Основным владельцем является компания Elecpro International Investment Holdings из Гонконга. На долю «Уфимского моторостроительного производственного объединения» (входит в АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Госкорпорации Ростех) приходится менее 0,1% акций. Ранее в числе учредителей предприятия значилось также ОКБ «Ротор».
aviaport.ru