Мониторинг СМИ 11 ноября

В России придумали, как защитить беспилотники от удаленного взлома
Уникальную технологию для защиты беспилотных летательных аппаратов от дистанционных атак предложили ученые Южного федерального университета (ЮФУ).
По словам создателей, новый программный комплекс успешно предотвращает 99 процентов попыток угона, а также, в отличие от аналогов, застрахован от ложных срабатываний и не требует дополнительных вычислительных мощностей. Результаты опубликованы в журнале Sensors.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) сегодня все чаще используются для промышленного и сельскохозяйственного мониторинга, при проведении поисковых и спасательных миссий, в охране особых природных территорий и государственных границ.
Каналы беспроводной связи БПЛА с оператором и навигационными спутниками, как объяснили специалисты ЮФУ, подвержены взлому. В результате злоумышленники могут похитить беспилотник и использовать в своих целях. Существующие средства обеспечения кибербезопасности, по словам ученых, либо недостаточно эффективны, либо сильно снижают производительность БПЛА и требуют дорогостоящего оборудования.
Решение этой проблемы, разработанное учеными ЮФУ, — уникальная технология самотестирования БПЛА, позволяющая автономно в реальном времени обнаруживать нарушения безопасности и устранять их последствия. По словам создателей, алгоритм распознает попытки взлома с точностью 99 процентов, что на 3-10 процентов превосходит лучшие аналоги.
Главное преимущество нового метода — эффективная математическая концепция, основанная на функции расхождения Кульбака-Лейблера, объяснили ученые. Такое решение позволяет избежать использования громоздких нейросетевых инструментов, требующих от БПЛА серьезных вычислительных мощностей и при этом не гарантирующих полную адекватность анализа событий. По словам авторов разработки, в моменты пиковой нагрузки алгоритм «занимает» не более 10 процентов ресурсов процессора.
ria.ru

Школьники из Якутии создали дрон на водородном топливе
Учащийся 11 класса Специализированного учебно-научного центра Северо-Восточного федерального университета, якутянин Арсиэн Алексеев стал одним из победителей соревнования исследовательских проектов «Формируем будущее» в рамках технологического конкурса «Кибердром-2021».
Он и его коллеги по команде сконструировали прототип дрона, способного переносить грузы на дальние расстояния. Для них это был первый опыт, собирать аппарат начали еще с лета 2021 года.
«Также нет дронов, которые бы доставляли грузы, например, из Санкт-Петербурга до Камчатки. И поэтому мы решили взять данную тему. Мы догадывались, что все остальные будут делать в основном автономные дроны», — пояснил Арсиэн Алексеев.
В качестве топлива в нем применяется водород — аналогичные ему аппараты еще находятся в разработке, поэтому широко не используются.
В дальнейшем Арсиэн Алексеев собирается продолжать свои разработки в области исследования альтернативных источников топлива для беспилотных летательных аппаратов.
scientificrussia.ru

Лечь на крыло: как пандемия подкосила санавиацию
Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая попросила вице-премьера Татьяну Голикову и министра финансов Антона Силуанова оказать поддержку Камчатскому краю, увеличив финансирование на организацию санавиации — деньги на нее закончились из-за пандемии. Как коронавирус увеличил потребность в медицинском воздушном транспорте и насколько эта отрасль развита в России — разбирались «Известия».
— По соглашению между Минздравом России и правительством Камчатского края в год предусмотрено финансирование 140 вылетов, однако в текущем году общее число уже совершенных вылетов на Камчатке превысило данный показатель почти в четыре раза, — приводятся слова Яровой в поступившем в «Известия» сообщении. — Осуществлено 530 вылетов, эвакуировано 934 пациента. Объективно требуется увеличение объема финансовой поддержки.
Депутат обратилась к вице-премьеру и министру финансов с просьбой оперативно рассмотреть повышение объема федерального софинансирования Камчатки на организацию санитарной авиации, напомнив, что ее развитие в труднодоступных и удаленных территориях — один из пунктов программы партии и требование президента.
— А для Дальнего Востока вопрос оказания своевременной медицинской помощи в труднодоступных местах чрезвычайно важен и актуален, — подчеркнула Яровая. — Это общая логика, которая требует пошаговой реализации.
Минздрав подтвердил «Известиям», что в условиях пандемии нагрузка на санитарную авиацию возросла, как и на всю систему здравоохранения.
— В 2020 году в рамках федерального проекта по развитию санитарной авиации было выполнено свыше 10,5 тысяч вылетов и эвакуировано более 14 тысяч пациентов, — сообщили в ведомстве. — По состоянию на 1 ноября этого года уже превышены показатели 2020 года.
В других регионах Дальнего Востока подтвердили, что число вылетов санитарной авиации выросло. Так, в Чукотском автономном округе, как сообщили «Известиям» в правительстве региона, за девять месяцев 2021 года уже выполнено 403 вылета и эвакуировано 565 человек, хотя за весь доковидный 2019 год выполнили 384 вылета. На Чукотке контракты на санавиацию заключены в 2021 году на сумму более 750 млн рублей, из которых 340 млн — федеральные в рамках проекта «Развития первичной медико-санитарной помощи», остальные — из окружного бюджета.
При этом в правительстве Чукотки подчеркивают, что каких-либо корректировок законодательства для улучшения работы санавиации не требуется. Регионам просто недостаточно денег, чтобы заниматься этим вопросом.
iz.ru

Classic Air Medical заказали пять вертолетов Bell 407GXi

Компания Bell Helicopter сообщает о подписании контракта на поставку пяти вертолетов Bell 407GXi американскому медицинскому оператору Classic Air Medical. Поставки новых машин начнутся в 2022 году.
Новые вертолеты оператора будут базироваться в Аризоне, Юте, Колорадо, Айдахо, Нью-Мексико и Вайоминге.
В этом месяце соглашения на поставку Bell 407GXi были подписаны с Global Medical Response (шесть вертолетов) и Life Flight Network (12 вертолетов).
Согласно данным производителя, Bell 407GXi оснащается новым газотурбинным двигателем Rolls-Royce M250-C47E/4 с двухканальной системой FADEC, который обеспечивает исключительную производительность при высоких температурах воздуха и на большой высоте, улучшенную топливную экономичность и возможность крейсерского полета со скоростью 133 узлов/246 км/ч. Интегрированное приборное оборудование Garmin G1000H NXi с дисплеями высокой четкости и более быстрыми процессорами обеспечивает повышенную яркость и четкость, более быстрый запуск и отображение карт, а также возможность подключения планшетов и смартфонов. Модернизация до Bell 407GXi также включает двигатель с двухканальной FADEC с полностью автоматическим перезапуском и улучшенную ситуационную осведомленность с помощью G1000H NXi.
Дополнительные опции для 407GXi включают Garmin FlightStream 510, который позволяет пилотам загружать планы полетов с персональных устройств, Garmin SurfaceWatch, обеспечивает технологию идентификации и оповещения о взлетно-посадочной полосе, грузовой крюк с грузоподъемностью 3100 фунтов и систему мониторинга, включая диагностику систем вертолета.
В настоящее время американский производитель поставил клиентам более 1600 вертолетов Bell 407, суммарный налет превысил отметку в 6 млн часов.
bizavnews.ru

ПАРТНЕРЫ АВИ