Мониторинг СМИ 16 августа

Ресурс-фактор: авиаторы попросили продлить срок службы двигателей для Ми-8

Бизнес призвал власти увеличить разрешенный срок использования двигателей одной из самых массовых линеек вертолетов — Ми-8. Большинство этих моторов уже практически выработали предписанное производителем время, после чего эксплуатировать аппараты будет нельзя, следует из протокола конференции Росавиации (есть у «Известий»). Utair попросила ведомство подключить к решению вопроса Минпромторг, чтобы тот обратился к разработчику двигателя («ОДК-Климов») с просьбой продлить срок использования с назначенных 7,5 тыс. часов до 9 тыс. часов. «ОДК» уже занимается этим вопросом, сообщили в пресс-службе корпорации.

Крупнейший в России эксплуатант вертолетов — компания Utair — обратилась к властям с предложением продлить заканчивающийся ресурс двигателя для популярных вертолетов Ми-8 и Ми-172. Ресурсом двигателя называется время, в течение которого аппарат можно использовать до следующего ремонта. С просьбой обратился гендиректор «ЮТэйр — инжиниринг» (входит в группу Utair) Алексей Будник на летно-технической конференции в Росавиации в июле. У «Известий» есть копия протокола встречи.

«Ресурсное состояние двигателей ТВ3-117 (изготовители „ОДК Климов“, „МоторСич“) для большинства эксплуатируемых вертолетов Ми-8МТВ/АМТ, Ми-172 приближается к предельному уровню. Решением представляется увеличение назначенного ресурса», — рассказал гендиректор «ЮТэйр-инжиниринг» Алексей Будник, указано в документе.

Топ-менеджер подтвердил «Известиям» эту информацию.

Назначенный ресурс двигателя сегодня составляет 7,5 тыс. часов. Utair предлагает продлить его до 9 тыс. часов.

«Вопрос безотлагательный, требующий решения в 2022 году для обеспечения перевозчиков двигателями с достаточным ресурсом в 2023 году, включая поддержку нефтегазодобывающего комплекса и социально значимых перевозок в труднодоступные районы», — сказано в протоколе.

В компании предложили Росавиации привлечь к решению проблемы Минпромторг.

В пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») «Известиям» сообщили, что «ОДК-Климов» является держателем сертификата типа двигателя ТВ3-117 и уже прорабатывает варианты решения проблемы с его ресурсом совместно с ГосНИИ гражданской авиации и Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.

— Чтобы увеличить ресурс любому авиационному изделию, требуется провести комплекс специальных ресурсных испытаний, в том числе летных. Испытания призваны подтвердить надежную эксплуатацию изделия при новых ресурсах, определенных сверх тех, которые были защищены ранее, они являются обязательными, — добавили в ОДК.

В пресс-службе Минпромторга не ответили на запрос редакции. Представитель Utair не предоставила комментариев. Источник в другом крупном операторе вертолетного парка сообщил, что их эта проблема пока не касается — средний возраст машин не такой большой.

Семейство Ми-8 (модификация Ми-172 также относится к нему) составляет основу российского вертолетного парка. По данным «Вертолетов России», Ми-8 с учетом всех моделей — самый популярный в мире двухдвигательный вертолет, их выпущено более 12 тыс. штук. Эти машины сегодня выполняют и коммерческие перевозки пассажиров и грузов, доставляют вахтовиков на шельфовые месторождения, используются для эвакуации людей в санавиации.

По данным Росавиации (последнее обновление опубликовано в феврале), в коммерческой авиации в РФ эксплуатируется 744 вертолета линейки Ми-8; 803 из них сертифицированы для выполнения авиаработ. ТВ3-117, который на них устанавливался с советских времен, постепенно завоевал весь рынок двигателей для вертолетов среднего класса, признавали в ОДК. C момента создания агрегата было выпущено более 25 тыс. экземпляров. Сегодня он все еще занимает колоссальный объем рынка, заявил «Известиям» источник в сфере вертолетных перевозок.

До 2014 года двигатель собирали на «ОДК-Климов» из украинских комплектующих. После предприятие перешло на сборку ТВ3-117 из российских деталей. В 2016 году началось серийное производство современных двигателей для средних вертолетов ВК-2500 (тоже модификация ТВ3-117). В 2021 году «ОДК-Климов» выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, отчитывалась компания в марте.

Но возможности по выпуску ВК-2500 сегодня крайне ограничены, заменить весь пул ТВ3-117 ими не получится, считает топ-менеджер российской компаний по ремонту авиатехники.

— Кроме того, на старые модификации Ми-8 подходят только ТВ3-117. Плюс нужно обслуживать потребности в новых двигателях самого производителя («Вертолеты России», также входят в «Ростех». — «Известия»), — уточнил собеседник.

Ресурс двигателя ТВ3-117, разработанного в 60-70-х годах прошлого века, продлевали уже не единожды: с 3 тыс. часов в 1993 году до 6 тыс., а позднее и до нынешних 7,5 тыс. часов. Об этом рассказал источник «Известий», близкий к производителю.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что продлевать ресурс агрегатов стоит не по конкретному сроку, а по состоянию. То есть регулярно проверять двигатель и параметры его работы и, если все в норме, продолжать его эксплуатировать.

— В целом мировая современная авиапрактика — это переход на эксплуатацию по состоянию. Тогда двигатель работает до тех пор, пока это выгодно. В конце концов, ремонты станут слишком частыми и дорогими, и эксплуатанту будет выгоднее купить новый двигатель. Конкретно по ТВ3-117 — срок и опыт его эксплуатации колоссальные. Этих собранных за годы данных, я думаю, достаточно, чтобы можно было разработать программу эксплуатации, при которой ресурсные показатели двигателя будут еще увеличены, — добавил Олег Пантелеев.

Заменить весь пул ТВ3-117 его новыми модификациями действительно вряд ли получится, согласился эксперт. Программы ОДК сильно зависят от программ выпуска самих «Вертолетов России», которым выгоднее производить новые машины, комплектуя их и новыми двигателями, пояснил он.

«Известия» направили запрос в пресс-службу «Вертолетов России».

Как напомнил военный эксперт Владислав Шурыгин, первые ТВ3-117 имели ресурс менее 1 тыс. часов, но по мере накопления опыта производства и эксплуатации их надежность совершенствовалась, рос и этот параметр.

— Обычно увеличение ресурса — техническая процедура. Кроме того, она касается достаточно возрастных вертолетов в парке авиакомпаний — Ми-8МТ. Конечно, таких машин и в России, и по всему миру очень много, — сказал эксперт.

Да и проблемы старых Ми-8 одними двигателями не исчерпываются — другие компоненты воздушных судов тоже требуют продления. Рано или поздно авиакомпаниям все равно придется переходить на новые винтокрылые машины, произведенные недавно, считает эксперт.

https://www.aviaport.ru/digest/2022/08/16/727365.html

Контракт на начало серийных поставок БПЛА «Охотник» планируют подписать в 2022 году

Подписание госконтракта на начало поставок с 2024 года беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) С-70 «Охотник» запланировано на конец 2022 года. Об этом сообщил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в интервью ТАСС в рамках международного форума «Армия-2022» .

«На сегодняшний день в рамках проводимой опытно-конструкторской работы построено два опытных образца [беспилотников]. В этом году начнутся летные испытания и планируется подписание государственного контракта на начало серийных поставок с 2024 года», — сказал он, отвечая на вопрос о дате начала поставок «Охотника» в войска.

По словам Слюсаря, сейчас дрон в соответствии с программой проходит наземные испытания, частью которых являются частотные испытания.

Разработанный в конструкторском бюро Сухого беспилотник С-70 «Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло» с применением технологии «стелс», что снижает его радиолокационную заметность. По данным открытых источников, взлетная масса аппарата составляет до 20 тонн, максимальная скорость полета — около 1 000 км/ч. Серийные поставки планируется начать в 2024 году. «Охотник» впервые поднялся в воздух 3 августа 2019 года, полет продолжался более 20 минут под управлением оператора. 27 сентября 2019 года БПЛА выполнил полет совместно с истребителем Су-57.

Международный военно-технический форум «Армия-2022» проходит с 15 по 21 августа в выставочном центре «Патриот». Организатором мероприятия выступает Минобороны России.

https://www.aex.ru/news/2022/8/16/246769/

ВМФ России представил собственный беспилотник — комбинированный: взлетает как вертолёт — летит как самолёт

Главное командование Военно-морского флота (ВМФ) России представило на международном форуме «Армия-2022» модель новейшего беспилотника комбинированного типа.

В частности, макет БЛА, показанный на стенде в выставочном павильоне, представляет собой аппарат с крылом для совершения полёта в самолётном режиме и четырьмя роторами для вертикального взлёта и посадки. Как поясняется в информационном буклете, беспилотник существует в трёх основных весовых категориях: 30, 50 и 100 кг. Каждая из них подразумевает свою максимальную взлётную массу, массу полезной нагрузки, дальность и продолжительность полёта.

Основное назначение БЛА — воздушная разведка и доставка грузов, аэрофотосъёмка, воздушная оптическая и тепловизионная разведка, определение координат целей, ретрансляция связи. Аппараты средней (50 кг) и тяжёлой (100 кг) категорий, помимо этого, способны доставлять грузы массой от 10 до 25 кг и применять авиационные средства поражения.

По словам представителя ВМФ РФ, аппарат может базироваться как на сухопутных аэродромах, так и на палубах кораблей. Размах крыла БЛА в лёгкой модификации составляет 3 м, в средней — 3,8 м, а в тяжёлой — 6 м. Практический потолок — 3 км.

Максимальная скорость аппаратов — 130–140 км/ч, масса полезной нагрузки — 4, 13 и 25 кг в лёгкой, средней и тяжёлой модификациях соответственно. Продолжительность полёта при максимальном взлётном весе БЛА составляет восемь часов для лёгкой модификации, десять часов для средней и 15 часов для тяжёлой.

https://www.ixbt.com/news/2022/08/15/vmf-rossii-predstavil-sobstvennyj-bespilotnik—kombinirovannyj-vzletaet-kak-vertolet-letit—kak-samolet.html

В Калмыкии повысили квалификацию медики авиабригад

В Калмыкии медицинский персонал авиабригад санавиации прошел дополнительный инструктаж. Сотрудники учились работать с медоборудованием на борту вертолета.

Практический курс провели специалисты Волгоградской клинической больницы № 25. В числе учеников были врачи и фельдшеры Центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф, реанимационных отделений республиканской больницы им. Н.Н. Жемчуева и перинатального центра им. О.А. Шунгаевой, сообщает пресс-служба регионального минздрава.

Напомним, «крылья спасения» работают в Калмыкии с 2017 года. Больных из отдаленных населенных пунктов региона на вертолете перевозят в Элисту, либо из столицы республики на воздушном судне отправляют пациентов в федеральные медицинские центры соседних городов. Санавиация в Калмыкии возобновила свою работу после долгого перерыва по приоритетному проекту «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации».

https://tegrk.ru/archives/138621

Ростех завершает летные испытания беспилотника БАС-200

Холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех завершает комплекс летных испытаний многоцелевых беспилотных авиационных систем вертолетного типа, по итогам которых переходит к сертификационным испытаниям БАС-200. Собирать винтокрылые беспилотники будут на Кумертауском авиационном производственном предприятии холдинга.

БАС-200 может применяться для выполнения разнообразных задач — доставки грузов и мониторинга местности в интересах геологоразведки, лесоохраны, сельского хозяйства, поисково-спасательной деятельности и многих других областей деятельности. Беспилотный комплекс вертолетного типа включает в себя два беспилотных воздушных судна, наземную станцию управления и контейнер для транспортировки летательных аппаратов. Предполетная подготовка длится всего около 10 минут.

Результаты испытаний БАС-200 показали повышение экономической эффективности при выполнении ряда специализированных задач, по сравнению с пилотируемой авиационной техникой. Возможность работы беспилотного вертолета в автоматическом режиме минимизирует влияние человеческого фактора. Беспилотная авиационная система также обладает многофункциональностью и возможностью применения оборудования в различных климатических условиях.

«Уже сегодня ряд потенциальных коммерческих и государственных заказчиков проявляет заинтересованность в комплексе. Проведены испытания в интересах компании ПАО „Газпром нефть“, Федерального агентства по недропользованию („Роснедра“) и „Почты России“, — отметил первый заместитель генерального директора холдинга „Вертолеты России“ Олег Гуляев. — Убежден, что, учитывая уникальные летно-технические характеристики БАС-200, его надежность и эффективность в эксплуатации, система станет неотъемлемой частью реализации государственных проектов в сфере экологии и лесной отрасли, в контроле за соблюдением условий работы в природоохранных зонах. Соответствующие переговоры ведутся с представителями регионов».

БАС-200 в составе универсальной беспилотной авиационной платформы — первый отечественный беспилотник вертолетного типа, который внесен в реестр экспериментальной авиации. БАС-200 обладает уникальными летно-техническими характеристиками: он способен развивать скорость до 160 км/ч и нести коммерческую нагрузку массой до 50 килограмм. Полет летательного аппарата может продолжаться до 4 часов на высотах до 3500 метров.

Планируется, что уже до конца 2022 года все испытания будут завершены и холдинг получит сертификат типа.

https://helicopter.su/rosteh-zavershaet-letnye-ispytaniya-bespilotnika-bas-200/

 

Теги записи: , , , , , , , , , ,

ПАРТНЕРЫ АВИ