Мониторинг СМИ 19 января

Программа Минтранса по подготовке частных пилотов может оставить их на земле
Минтранс разработал программу подготовки частных пилотов самолетов и вертолетов, которая, по словам участников рынка, угрожает учебным центрам отзывом лицензий. Дело в том, что документ требует готовить пилотов-любителей по профессиональным стандартам, которых сейчас не существует. У отрасли также есть претензии к учебному плану и содержанию отдельных дисциплин.
Участники авиарынка раскритиковали проект типовых программ подготовки частных пилотов на однодвигательные самолеты и вертолеты, опубликованный Минтрансом на regulation.gov.ru. Приказ, который находится на стадии публичного обсуждения, должен вступить в силу 1 сентября на шесть лет. В министерстве пояснили «Ъ», что программы «направлены на систематизацию и стандартизацию подготовки авиационных специалистов с целью повышения безопасности полетов».
Сегодня каждый авиационный учебный центр (АУЦ) сам разрабатывает программу, которая утверждается в Росавиации и вносится в его сертификат. Как сообщили «Ъ» в ведомстве, подготовку на частного пилота можно пройти в 20 АУЦ и летных училищах с последующим получением соответствующего свидетельства в Росавиации, а всего в РФ зарегистрировано 96 АУЦ. Обучение на частного пилота (до 2014 года назывались пилотами-любителями) не очень популярно — с начала 1990-х годов в РФ было выдано около 4 тыс. свидетельств. Такие пилоты не могут выполнять полеты за вознаграждение. Действующих обладателей свидетельства коммерческого пилота в стране порядка 5,5 тыс. человек, подсчитали в компании «Авиаперсонал».
Главный объект претензий АУЦ — то, что теперь типовая программа подготовки приведена в соответствие с законом об образовании и обучение частных пилотов, будучи дополнительным профессиональным образованием, должно учитывать профстандарты. Но ни в одном перечне нет профессии «частный пилот», говорит директор краснодарского АУЦ № 1 Сергей Бондарь. «Есть специальность «пилот», но частный пилот — это не профессия, так же как и выпускник автошколы не имеет ни профессионального статуса, ни дополнительных полномочий по факту получения водительских прав«,— отмечает он. На практике это означает, что АУЦ больше не смогут выпускать частных пилотов, иначе у них отзовут лицензию. А пилоты-любители смогут проходить подготовку только в летных училищах и институтах по другим специализациям.
kommersant.ru

Под Петербургом «Ночные охотники» летали в сложных метеоусловиях
Вертолетчики отдельного полка Ленинградской армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны летали в сложных метеорологических условиях. За их полетами можно понаблюдать на видео, которое представила пресс-служба Западного военного округа.
Военные отработали основные и наиболее сложные приемы пилотирования, полеты на предельно малых высотах. Кроме того, они производили посадку по приборам и выполняли маневры ухода от средств поражения. Авиационные экипажи летали на многоцелевых транспортных вертолетах Ми-8, разведывательно-ударных Ми-24 и Ми-28 «Ночной охотник».
В ходе учебно-тренировочных полетов вертолетчики совершили более 40 взлетов и посадок.
rg.ru

ЦАГИ выступил одним из разработчиков международного стандарта по вертолетной тематике
Ученые НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее — НИЦ) и Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») вошли в состав рабочей группы по созданию нового терминологического стандарта Международной организации по стандартизации (ИСО) 5224:2021 «Винтокрылые летательные аппараты — динамика полета — терминология». В разработке документа также приняли участие представители научно-исследовательских организаций Китая, Германии, Южной Кореи.
Проект был запущен по инициативе Российской Федерации, в рамках деятельности подкомитета «Аэрокосмическая терминология» ИСО. Экспертную группу возглавил заместитель директора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ФГУП «ЦАГИ» Дмитрий Аполлонов.
Изначально нормативный документ должен был войти в состав стандарта ИСО 1151 «Динамика полета — понятия, величины и обозначения». Но в 2020 году Росстандарт принял решение выделить его в отдельный свод правил по вертолетному направлению. Специалистами НИЦ и ЦАГИ проведена обширная кропотливая работа по анализу российской и зарубежной научно-технической литературы с целью формирования единообразных терминов, которые будут использоваться в международных проектах по вертолетной тематике. Они описывают классификацию типов и элементов винтокрылых машин, их геометрические, динамические, летно-технические, пилотажные характеристики и др.
«Вертолеты всегда были немного обделены вниманием, поскольку большая часть стандартов посвящена самолетам. Силами ученых НИЦ и ЦАГИ эту недоработку удалось исправить. Мы опирались на свой опыт и многочисленную литературу. Наш нормативный документ — это своеобразный язык, который свяжет специалистов разных стран при проведении совместных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе популярным сегодня беспилотникам. Отмечу, что в разработке ИСО 5224 принимали участие китайские коллеги, с которыми мы взаимодействуем по ряду перспективных проектов — они сформулировали и предложили несколько важных терминов», — рассказал Дмитрий Аполлонов.
Стандарт 5224 включает 28 страниц и состоит из 10 разделов, посвященных основным определениям при описании динамики полета вертолета. Он издан на английском языке; на настоящий момент готовится его русскоязычная версия. Сегодня специалисты ЦАГИ трудятся над другими не менее важными нормативными документами. Среди них — стандарты в области систем управления летательных аппаратов, разработки технических средств обучения летного персонала и др.
aviaport.ru

Вертолёт будущего DEFIANT успешно завершил испытания

Американский вертолёт SB>1 DEFIANT успешно прошёл самое сложное лётное испытание. Вчера, 19 января, пресс-служба Boeing сообщила о том, что перспективная машина для армейской программы FLRAA завершила испытания.
Финальным этапом испытаний была задача быстрого замедления с 236 узлов и вертикальной посадки на пересечённой местности среди густой растительности. Опытный образец SB>1 DEFIANT успешно справился с этой задачей, а также продемонстрировал возможность маневрирования на малых высотах в ограниченном пространстве.
FLRAA является частью более масштабной программы Future Vertical Lift (FVL), в рамках которой для американской армии планируют закупить несколько моделей «реактивных» вертолётов. Основным конкурентом вертолёта Defiant станет конвертоплан V-280 Valor от компании Bell.
SB>1 DEFIANT представляет собой двухвинтовой вертолёт с соосной схемой расположения винтов и толкающим винтом в хвостовой части, благодаря которому он теоретически сможет развивать скорость свыше 250 узлов (около 460 км/ч). Масса машины составляет 13,6 т. Вертолёт может перевозить 14 человек, включая двух пилотов.
warspot.ru

ПАРТНЕРЫ АВИ