Мониторинг СМИ 22 апреля

Дагестанский завод потратил 200 млн рублей на разработку собственного четырехместного самолета
Речь идет о заводе Концерн КЭМЗ и его самолете МАИ-411. в 2019 году самолет прошел испытания в соответствии с ФАП-118 и получил сертификат летной годности единичного экземпляра воздушного судна. На проектировку самолета и производство предприятие потратило 200 млн рублей. Сам самолет способен пролетать до 1500 км на полном баке. Причем в качестве топлива выступает привычный автомобильный бензин марки АИ-92 или И-95. Самолет также может быть использован для развития малой авиации в горах Дагестана и в туризме. На нем можно добраться до высокогорных районов Дагестана гораздо быстрее, чем на автомобиле, развив скорость до 290 км/ч.
aviaport.ru

С начала года из Алатыря санавиацией доставлено 15 пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Пациенты доставлены вертолетом санитарной авиации из Алатырской ЦРБ в республиканские больницы. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Министерство здравоохранения Чувашской Республики со ссылкой на БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздрава Чувашии.
С 2020 года в республике в рамках нацпроекта «Здравоохранение» работает санавиация, благодаря которой спасены уже несколько сотен человек. Тогда же в Алатырской районной больнице была построена вертолетная площадка, которая отвечает всем современным требованиям. Благодаря специальному освещению, транспортировка пациентов возможна и в темное время суток.
«Наша больница находится в наибольшем удалении от Чебоксар. А сердечно-сосудистые заболевания порой требуют экстренной специализированной помощи, которая возможна только в столице республики. Благодаря нацпроекту „Здравоохранение“ за все время работы санавиации из нашей больницы мы в кратчайшие сроки, без дорожной тряски доставили более 100 пациентов! Все это — спасенные жизни», — отмечает главный врач больницы Юрий Боголюбов.
cheboksary.ru

Что происходит с GPS в авиации и нужно ли переводить самолеты на ГЛОНАСС
СМИ 22 апреля обсуждают перспективы «отключения GPS для российских самолетов». К такому сценарию авиакомпании якобы попросила подготовиться Росавиация. Спешим успокоить: речь сейчас не идет об угрозе отключении системы GPS для России. О чем говорят документы, с которых все началось?
EASA давно и всем рекомендует поучиться летать без GPS
Как пишет газета «Известия» 22 апреля, замглавы Росавиации Дмитрий Ядров направил письмо с «рекомендациями подготовиться к работе в условиях отсутствия GPS-сигнала» гендиректору «Госкорпорации по организации воздушного движения» Игорю Моисеенко и начальникам межрегиональных территориальных управлений для переадресации руководителям авиакомпаний.
При этом Росавиация ссылается на данные бюллетеня Европейского агентство по авиационной безопасности (EASA) от 17 марта 2022 года. В нем EASA предупреждает авиационные власти, поставщиков аэронавигационных услуг и авиакомпании о том, что самолеты, находящиеся вблизи строго определенных частей территорий России и Украины наблюдают сбои в работе навигационных спутниковых систем GPS. EASA рекомендует им «принять меры по смягчению последствий».
Эксплуатантам воздушных судов, включая вертолеты, документом настоятельно рекомендуется обеспечить незамедлительное информирование диспетчерских служб со стороны экипажей о любых наблюдаемых прерываниях, ухудшениях или аномальных характеристиках работы спутниковых систем связи или авионики. А также оценить связанные с этим эксплуатационные риски и ограничения.
Росавиация в своем письме рекомендует пилотам подготовиться выполнять взлет и посадку без спутникового сигнала, используя дублирующие средства навигации. С их же помощью контролировать положение самолетов. При этом что речь тоже идет только об отдельных полетных районах, которые находятся либо вблизи зоны боевых действий, либо вблизи зон активных морских учений, о которых говорит и EASA.
Что это за районы? Как сказано в бюллетене EASA, согласно отчетам Евроконтроля, с 24 февраля наблюдались случаи «глушения спутниковых систем или подмены получаемых ими данных» на территориях Калининградской области и близлежащей части Балтийского моря, а также соседних государств, в Восточной Финляндии, над Черным морем, в районе Восточного Средиземноморья вблизи Кипра, Турции, Ливана, Сирии и Израиля, а также над Северным Ираком.
Попросту говоря, все это территории, где GPS «сбоит» исключительно из-за применяемых военными различных стран аппаратуры РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
Про отключение от GPS ни EASA, ни Росавиация не говорят
Отметим, что ни в документе EASA, ни в письме Росавиации нет и речи про «отключение зарубежных навигационных систем для России». Также нет речи о том, что данные рекомендации даны только по отношению к российским самолетам.
При этом важно понимать, что EASA и Евроконтроль сейчас вовсе не впервые вынуждены информировать представителей отрасли гражданской авиации о подобных сложностях. Такие документы появлялись регулярно и ранее: проблемы с GPS возникают каждый раз при ведении где бы то ни было каких-либо боевых действий или военных учений. Системы GPS действительно часто «сбиваются с толку» для достижения определенных военных целей. Но не специально: аппаратура РЭБ делает для затруднения действий противника, а гражданские самолеты просто «попадают под раздачу».
«Смертельно ли это для гражданской авиации? Нет! Могут быть неудобства для экипажей и диспетчеров, придется пользоваться, например, радионавигацией, внимательней отслеживать местоположение самолетов, быть готовым восстанавливать ориентировку», — рассуждают авторы профильного телеграм-канала Flight Mode.
Пилотам в своем письме Росавиация советует, говоря простым языком, «потренироваться» на всякий случай, если вдруг, например, в сложных метеоусловиях будет какой-то сбой GPS. Это логично и разумно. Но она не говорит пилотам готовиться летать «без GPS всегда и везде».
Более того, систему GPS, по словам опрошенных экспертов из авиаотрасли, как-то «избирательно» удаленно отключить именно для российских самолетов вряд ли возможно. То, что было в действительности, и с чем сталкивалась авиация — это реальный опыт значительного искажения сигнала GPS над территорией Ирака во время боевых действий США. Это затрудняет (но не делает невозможным), например, выполнение взлета и посадки, говорят специалисты.
Роскосмос намерен переоборудовать самолеты для использования ГЛОНАСС
Как бы то ни было, информационный «хайп» на тему «России отключат GPS» уже поднялся и ситуация уже развивается по всем законам медийного жанра. Так, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в своем телеграмм-канале уже пообещал незамедлительно направить Минтрансу и Росавиации технические предложения по полной замене на российских самолетах навигации GPS на ГЛОНАСС.
«Мы сегодня же отправим технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать навигационный сигнал и от китайской орбитальной навигационной системы „Бэйдоу“, с администрацией которой мы успешно взаимодействуем в течение восьми лет», — сказал он, возмутившись тем, что российские перевозчики не сделали этого раньше. «Но лучше поздно, чем никогда», — подытожил чиновник.
Однако опрошенные редакцией авиаэксперты серьезно сомневаются в том, что «заменить GPS на ГЛОНАСС» в самолетах зарубежного производства можно быстро и безболезненно.
Технически это, скорее всего, возможно, и, скорее всего, потребует вмешательства только в программную, а не в аппаратную часть самолетов (проще говоря, некоторые электронные устройства «перепрошьют»).
Однако и такое вмешательство согласно действующим до сих пор в России авиационным правилам требует… согласования с производителем воздушного судна. И, по словам знакомых с ситуацией экспертов рынка, авиавласти пока не горят желанием эти правила менять.
Ситуация в любом случае требует внимательного изучения, анализа всех реальных рисков (на самом деле, никто так внятно и не описал и не перечислил варианты — что в действительности могут такого сделать с GPS США, что может еще более испортить жизнь российским авиаторам). И, конечно, создания хотя бы какого-то «плана Б» на случай наихудшего сценария.
aviaport.ru

IBAC нашел партнера по обучению аудиторов для программы RPAS

Международный совет деловой авиации (IBAC) объединился с Институтом безопасности беспилотных летательных аппаратов (USI) для разработки и внедрения программы обучения аудиторов по Международному стандарту операторов деловых самолетов (IS-BAO) для дистанционно пилотируемых авиационных систем (RPAS).
IBAC представила программу IS-BAO RPAS в январе 2022 года, назвав компанию Phoenix Air Unmanned из Картерсвилля, штат Джорджия, первой получившей такое одобрение. Phoenix Air Unmanned, дочерняя компания сертифицированного по IS-BAO оператора чартерных самолетов Phoenix Air Group, работала с IBAC над пилотной программой RPAS.
«IBAC расширил охват программы IS-BAO, чтобы включить в нее некоторых участвующих операторов, которые начали использовать беспилотные летательные аппараты, а также автономных операторов, которые хотели получить передовой опыт и системы управления безопасностью», — сказал директор программы IS-BAO Эндрю Карас. Он отметил, что этот шаг соответствует цели IBAC двигаться вместе с развитием отрасли и технологий.
Стандарты RPAS были разработаны консультативным советом, который включает ряд профессионалов отрасли, в том числе Joby Aviation. IBAC заявила, что адаптирует программу, чтобы гарантировать, что она будет актуальна и применима к RPAS в настоящем и в будущем.
По мнению IBAC, ключом к внедрению являются профессионально подготовленные и сертифицированные аудиторы. «Отрасль бизнес-авиации наполнена высококвалифицированным и знающим персоналом по эксплуатации и техническому обслуживанию, имеющим опыт работы с традиционными пилотируемыми воздушными судами. Однако операционная среда RPAS является относительно новой, и в ней мало отраслевых экспертов», — сказал Карас. «Как и в любой успешной программе безопасности, очень важны хорошо обученные и квалифицированные аудиторы».
Он добавил, что IBAC решила работать с Институтом безопасности беспилотных летательных аппаратов (USI), потому что у него есть опыт обучения, подготовки и сертификации операторов RPAS, а также программы администрирования, в рамках которой было выдано более 11 000 сертификатов.
В рамках программы сертификации IBAC потребует обучения аудиторов RPAS и будет контролировать выполнение программы обучения. USI создаст обучающий контент, включая учебные материалы и управление онлайн-обучением, а запуск программы ожидается в конце этого года. Полномочия будут кобрендинговыми.
«Всемирно признанные стандарты и программы аудита IS-BAO и IS-BAH высоко ценятся сообществом деловой авиации, поскольку они направлены на создание культуры, которая способствует постоянному совершенствованию методов обеспечения безопасности и снижению рисков», — сказал президент и генеральный директор USI Джош Олдс. «USI гордится тем, что она была выбрана IBAC для разработки и внедрения программы обучения аудиторов RPAS, которая гарантирует, что существующий авиационный опыт и опыт аудитора будут дополнены знаниями и осведомленностью, соответствующими развивающемуся глобальному рынку RPAS».
bizavnews.ru

ПАРТНЕРЫ АВИ