65 лет назад У-УАЗ приступил к освоению производства корабельного вертолета Ка-15
В марте исполнилось 65 лет с начала производства на Улан-Удэнском авиационном заводе многоцелевых корабельных вертолетов Ка-15, первых серийных вертолетов соосной схемы в стране и мире. Эти винтокрылые машины стали первым типом вертолета для У-УАЗ. С них на предприятии началась эпоха вертолетостроения.
До декабря 1959 года У-УАЗ выпустил 354 вертолета Ка-15, в том числе с двойным управлением (в учебном варианте), в гидроварианте (на поплавковых шасси) и другие.
В 1956 году в разгар выпуска истребителя МиГ-15 самолетостроительный завод в Улан-Удэ получает новое задание — запустить в серию корабельный вертолет Ка-15. В марте 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 130-78сс и приказом министра авиационной промышленности № 88сс завод приступил к освоению вертолета Ка-15.
«Есть в истории нашего предприятия замечательная веха. Именно у нас осваивались серийные вертолеты соосной схемы — вертолеты Ка-15, Ка-18, Ка-25. Мы всегда гордились этим. Сегодня предприятие возрождает производство вертолетов марки Ка: произошло второе пришествие вертолетов Камова на наш завод — это легкий многоцелевой Ка-226Т, — отметил управляющий директор У-УАЗ Леонид Белых.
Главным инженером предприятия в 1956 году был Серафим Иванович Исаев, через год он стал его директором и возглавлял завод до 1975 года. Как вспоминал Серафим Иванович, удостоенный за свой вклад в развитие предприятия почетного звания Героя социалистического труда, производство Ка-15 поначалу давалось непросто. Когда министерство дало заказ на вертолеты, пришлось основательно заняться подготовкой нового производства. Параллельно предприятие продолжало выпуск самолетов — основной продукции завода на тот момент — в связи с чем нагрузка на инструментальные цеха значительно возросла. В связи с выпуском нового изделия была произведена реконструкция цехов подготовки производства, увеличена их мощность и оснащенность необходимым оборудованием.
Технологии сборки агрегатов не были для авиастроителей Улан-Удэ новыми, а вот отладка и регулировка несущей системы была серьезным вызовом для заводчан. Соконусности (так называемый «ровный тюльпан») добиться было непросто, но необходимо: иначе лопасти будут крутиться в разных плоскостях. Зато соосная система исключала необходимость гасить реактивный момент, а, следовательно, отпала необходимость в хвостовом винте, балке, трансмиссии.
На заводе были созданы многочисленные стенды для испытаний в условиях динамических нагрузок узлов и элементов конструкций, проводились длительные ресурсные испытания. Была организована экспериментальная лаборатория по освоению новых технологических процессов, позднее она преобразовалась в экспериментальный цех.
В 1957 г. вертолеты начали поступать в Военно-морской флот. В 1958 году Ка-15 прошел испытания на борту эсминца «Светлый» пр.56, дооборудованного вертолетной площадкой. В течение 1958-1959 гг. коллектив завода работал над улучшением тактико-технических характеристик вертолета Ка-15. С мая 1958 г. вертолеты Ка-15М дополнительно дооборудовались подвесными топливными баками.
Летные испытания вертолетов Ка-15 проводили заводские летчики-испытатели С. В. Сыромятников, В. Н. Акимов. В декабре 1959 г. производство вертолетов Ка-15 было прекращено. Ему на смену уже разрабатывался более перспективный Ка-25.
helicopter.su
Опытный самолет МС-21-300 прилетел в Архангельск для проведения испытаний в условиях естественного обледенения
24 марта 2021 года опытный самолет МС-21-300 производства ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) прилетел в аэропорт Архангельска для проведения сертификационных испытаний в условиях естественного обледенения над побережьем Белого моря.
Сочетание высокой влажности и низких температур в воздушном пространстве региона способствует образованию льда на поверхностях самолёта. В ходе порядка 20 полётов будут проверены эффективность противообледенительных систем МС-21-300 и способность самолёта в целом безопасно выполнять полёты в данных условиях.
Для фиксирования работы самолёта в зонах обледенения на нём установлено специальное оборудование, в том числе 12 видеокамер. В испытаниях примут участие специалисты Корпорации «Иркут» и компаний — участниц кооперации, а также эксперты сертификационных центров. Службы аэропорта в Архангельске окажут организационную поддержку в проведении испытаний.
aviaport.ru
В Якутии новый резидент Арктической зоны РФ займется воздушной перевозкой грузов
Многофункциональная компания «Лидер» получила статус резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ), проект нацелен на создание небольшой частной авиакомпании с парком воздушных судов для грузовых перевозок в северных районах Якутии. Об этом сообщается в четверг на сайте Минвостокразвития России.
«Новый резидент Арктической зоны Российской Федерации зарегистрирован в Якутии. Многофункциональная компания „Лидер“ организует срочную авиаперевозку грузов в северных районах республики. <…> Проект нацелен на создание небольшой частной авиакомпании с парком воздушных судов, ориентированной на перевозки грузов на средние и дальние дистанции», — говорится в сообщении.
Льготы и преференции АЗРФ позволят предприятию проводить и поддерживать оптимальную ценовую политику. «Компания намерена удовлетворить потребности находящихся в Заполярье предприятий и организаций в срочной перевозке грузов, тем самым заполнить нишу недорогих внутренних авиаперевозок», — приводятся в сообщении слова руководителя компании Максима Слепцова.
Отмечается, что частные инвесторы намерены вложить в проект более 100 млн рублей, на которые будут приобретены вертолеты Ми-8, а также легкие самолеты. Местом базирования предприятия станет аэропорт поселка Тикси в Булунском районе Якутии. Перевозки грузов будут налажены в северные поселки, которые испытывают проблемы с транспортной доступностью, связанные с отсутствием круглогодичного наземного сообщения с основной частью региона.
tass.ru