Мониторинг СМИ 28 октября

Ростех испытал пеплом камчатского вулкана «сердце» авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха испытала газогенератор авиационного двигателя ПД-14 для новейшего российского лайнера МС-21 пеплом камчатского вулкана Шивелуч. Проверка показала, что пролет самолета через облако вулканического пепла не приводит к нежелательным последствиям для созданной «ОДК-Авиадвигатель» силовой установки, характеристики которой в такой агрессивной среде практически не снижаются. Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Ростех».
Испытания были организованы на стенде в ЦИАМ им. П.И. Баранова в рамках валидации Сертификата типа двигателя ПД-14 в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA). Газогенератор, который называют «сердцем» авиационного двигателя, состоит из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления.
«Госкорпорация Ростех впервые в истории российского двигателестроения провела испытания газогенератора авиационного двигателя в условиях воздействия вулканического пепла. Проверку пеплом камчатского вулкана Шивелуч успешно прошел газогенератор новейшего двигателя ПД-14 для среднемагистральных лайнеров — час нахождения в этой агрессивной среде практически не привел к изменению его характеристик. После разборки специалисты пермского КБ не обнаружили никаких нежелательных последствий для изделия, что подтверждает безопасность эксплуатации при пролете через облако пепла», — сказал индустриальный директор авиационного комплекса Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков.
На основе полученных данных специалисты «ОДК-Авиадвигатель» разработали рекомендации по техническому обслуживанию и летной эксплуатации самолетов с двигателями ПД-14 в случае попадания в облака вулканического пепла.
Представители Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), принимавшие участие в проведении испытаний, отметили качественную подготовку и положительный результат проведенных работ.
aex.ru

Новый учебный парашют Ростеха позволит десантироваться со 150 метров
Парашютная система «Кадет-75» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех в ходе испытаний подтвердила минимальную высоту десантирования 150 метров. Изделие, предназначенное для обучения начинающих парашютистов, успешно проходит летно-конструкторские испытания на аэродромах Ивановской и Белгородской областей. Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Ростех».
«Кадет-75» — учебно-тренировочная парашютная система с круглым куполом, которая обеспечивает поэтапное обучение навыкам отделения от летательного аппарата и навыкам свободного падения с переходом к ручному раскрытию парашюта. Она подходит для десантирования на скорости летательного аппарата от 80 до 280 км/ч с высот до 4000 метров при общей полетной массе до 120 кг. Парашют обладает повышенной стабильностью купола, при этом позволяет выполнить полный разворот не более чем за 12 секунд. Среднее значение вертикальной скорости снижения на участке 30 — 35 м от земли составляет не более 5 м/с.
«Парашютная система „Кадет-75“ подтвердила минимальную безопасную высоту применения 150 м на скорости летательного аппарата 180 км/ч. Время снижения на полностью наполненном основном парашюте составило не менее 10 секунд. Разработка успешно проходит летно-конструкторские испытания, до конца года мы их завершим», — пояснил генеральный директор холдинга «Технодинамика» Игорь Насенков.
В линейке «Кадетов», разрабатываемой Ивановским парашютным заводом «Полет», представлены три парашютные системы с круглым куполом. Помимо «Кадета-75», это «Кадет-100» и «Кадет-100Д», предназначенные не только для учебно-тренировочных, но и боевых прыжков, которые могут совершаться с полным табельным вооружением и снаряжением.
aex.ru

Дрон с неба: для беспилотников могут выделить специальные радиочастоты
В России могут впервые выделить радиочастоты для беспилотников в диапазоне 6 ГГц. Вопрос должна рассмотреть Госкомиссия по радиочастотам, сказано в материалах к ее ближайшему заседанию (есть у «Известий»). Сейчас эта полоса используется для фиксированного беспроводного интернета. Для управления беспилотными воздушными судами (БВС) применяются диапазоны, выделенные для других технологий, но ресурса уже не хватает, сказали эксперты. Новые частоты позволят управлять дронами на расстоянии десятков километров, отметили участники телеком-рынка. Правда, со временем эти частоты могут понадобиться автономным автомобилям, предупредили в отрасли.
Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ), ближайшее заседание которой намечено на ноябрь, может выделить частоты 5850–6425 МГц для связи беспилотных воздушных судов с их операторами. Это следует из проекта решения комиссии, с которым ознакомились «Известия». Необходимость выделения неопределенному кругу лиц специальных «беспилотных» частот объясняется интенсивным расширением рынка таких воздушных судов, сказано в пояснительной записке к проекту.
Одна из наиболее востребованных и перспективных областей применения БВС — видеомониторинг различных удаленных объектов. В частности, они используются для контроля за состоянием трубопроводов для газо- и нефтедобывающих компаний, линий электропередач, отмечено в документе.
Обозначенные частоты нужны как для управления беспилотниками, так и для получения с них данных, фото и видео, пояснил руководитель компании «Спектрум Менеджмент» Вадим Поскакухин. Сейчас эти частоты используются базовыми станциями систем беспроводного интернет-доступа, но свободные каналы в этом диапазоне есть во многих районах России — их можно использовать для управления беспилотниками, сказал эксперт. До сих пор специальных частот для дронов в России не выделяли, отметил он.
— Переиспользуются частоты от других массовых технологий. В первую очередь, гражданские беспилотники по большей части управляются и передают видеоданные на частотах 2,4 ГГц — на них же работает WiFi. Это создает помехи летательным аппаратам, особенно если в одном месте их собирается много. К тому же, они могут использоваться только в зоне прямой видимости от станции управления в силу ограничений по мощности. Частоты 5850–6425 МГц с использованием специализированных мощных базовых станций позволят управлять дронами на расстоянии до десятков километров, — указал эксперт.
В 2020 году российский рынок гражданских беспилотников составлял 9-10 млрд рублей, сказал директор АНО «Центр Аэронет» Сергей Жуков. J’Son & Partners Consulting ранее оценивала рынок дронов в РФ по состоянию на прошлый год в $224 млн. Пока доля России в мировых продажах беспилотных летательных аппаратов составляет около 2%, но есть высокий потенциал для роста этого сегмента в стране, указано в отчете компании. Приоритетными направлениями для внедрения беспилотной авиации в J’Son & Partners называли сельское хозяйство, энергетику, строительство, геодезию и картографию, добычу полезных ископаемых.
Выделение специальных частот для БВС Сергей Жуков назвал актуальным для рынка. По его словам, сейчас эксплуатирующие дроны структуры страдают от отсутствия выделенного диапазона, в некоторых случаях приходится договариваться о выделении частот с военными.
— По мере расширения рынка беспилотных воздушных судов вопрос о надежности связи встает все острее. Например, это касается федерального проекта беспилотной доставки грузов. Очевидно, что при внутригородских перемещениях беспилотники могут использовать инфраструктуру сотовых операторов. Но вот при полетах за пределами крупных городов без специальных систем связи не обойтись, — сказал эксперт.
По мнению Сергея Жукова, возможность обеспечивать связью перелеты на дальние расстояния приведет к развитию смежных рынков, например, системы подготовки операторов БВС.
Дополнительные частоты для беспилотников действительно нужны, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, с увеличением количества дронов растет и потребность эксплуатирующих их структур в частотном ресурсе. По мере реализации государственных программ, связанных с БВС, и увеличения спроса на беспилотные решения со стороны бизнеса дефицит частот будет расти, предупредил эксперт.
iz.ru

KAI модернизировала боевой вертолет MAH для запуска беспилотников

На проходившей в Сеуле выставке ADEX—2021 корпорация Korea Aerospace Industries (KAI) открыла занавес над Marine Attack Helicopter (MAH) — новой версией вертолета Marineon. Вертолет стал развитием KUH-1 Surion. MAH выбрали на роль ударного вертолета для Корпуса морской пехоты Республики Корея (Южная Корея — прим. ред.) в апреле 2021 года. MAH представляет собой тяжелый вертолет, способный использовать широкий арсенал вооружений. Сообщает пресс-служба KAI.
Среди прочего вертолет MAH сможет нести контейнеры, в которых будут находиться беспилотники MUM-T, способные предоставить вертолету широкие возможности. Макет беспилотника в развернутом виде также был продемонстрирован общественности выставке ADEX—2021 рядом с вертолетом MAH. Всего на макете установили четыре пусковые установки для MUM-T.
Как заявили в KAI, беспилотник обеспечит возможности, аналогичные тем, которые предоставляют американские аппараты с воздушным стартом. Предполагается, что лётчики и персонал на земле смогут поддерживать связь с беспилотником. MUM-T будет доступен в четырех различных комплектациях, каждая из которых предназначена для одного типа миссий, включая разведку, радиоэлектронную борьбу и удары по тем или иным целям. Также он сможет летать два часа и развивать максимальную скорость в 150 километров в час. В общей сложности на вертолет MAH можно установить 17 пусковых установок для MUM-T.
voennoedelo.com

ПАРТНЕРЫ АВИ