Мониторинг СМИ 4 февраля

Денис Мантуров провел встречу с представителями деловых кругов США
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров провел встречу в формате ВКС с активом Американо-Российского делового совета, руководителями ведущих американских компаний.
В ходе встречи глава Минпромторга России отметил значительный рост взаимного товарооборота по итогам 2021 года, а также сохранение прагматичного подхода со стороны американских предприятий, который позволяет США оставаться одним из главных зарубежных инвесторов в российскую экономику.
«И если в 2020 году на фоне ковидной неопределенности взаимная торговля ожидаемо просела на 9% (до 23,9 млрд долл.), то в прошлом году мы получили существенный разворот. По итогам января-ноября рост составил 43,5% (до 31,2 млрд долл.). Причем российский экспорт увеличился на 62,6%, а импорт товаров из США — на 28%. Это должно обеспечить дальнейшее развитие партнерства по мере, как все мы надеемся, ослабления тисков пандемии», — подчеркнул Денис Мантуров.
Глава Минпромторга также отметил, что присутствие на встрече крупнейших компаний — пример того, что бизнес, если хочет, находится в стороне от политического контекста.
Важным аспектом американских инвестиций в Россию является и то, что до 75% капитала размещено в производственном секторе.
В ходе мероприятия представители 12 крупннейших американских компаний из области авиастроения, строительно-дорожного и нефтегазового машиностроения, металлургии, фармацевтики, пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности имели возможность обратиться к главе Минпромторга России с предложениями и интересующими их вопросами по тематике ведения бизнеса в России, локализации производств и мер государственной поддержки.
aviaport.ru

Автономные дроны сделают ненужной пилотируемую боевую авиацию
Массовое применение автономных беспилотников, оснащенных искусственным интеллектом, изменит характер вооруженной борьбы и способы ведения боевых действий. При этом уйдет в прошлое сверхдорогая боевая пилотируемая авиация. Так считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.
«Беспилотники — одна из решающих технологий современной войны. Автономные системы изменят всю экономику. Думаю, целые классы оружия постепенно уйдут в прошлое», — сказал Василий Кашин на заседании «круглого стола», которое прошло недавно в онлайн-формате в международном дискуссионном клубе «Валдай».
По словам аналитика, современный истребитель стоимостью в 100 миллионов долларов «обладает множеством избыточных возможностей». Его страшно потерять, даже без учета жизни летчика, которого тоже дорого готовить.
Как считает эксперт, оснащенный цифровыми «мозгами» и способный действовать автономно на большом удалении беспилотник стоит гораздо дешевле. При этом он будет способен самостоятельно находить цели, идентифицировать их, выбирать тип оружия для их уничтожения.
«Главным элементом стоимости будет интеллектуальная собственность, которая в них заложена. Ее можно воспроизводить бесконечное количество раз. Примитивная техническая платформа с хорошим программным обеспечением, которая производится массово, может стать шагом в будущее. Это изменит подходы (того), как государство готовится к войне. Мы можем отчасти вернуться в эпоху сверхмассового производства и полной мобилизации экономики, как это было в конце 19-го — начале 20-го веков», — считает Василий Кашин.
По его мнению, «традиционные дистанционно управляемые беспилотные аппараты — не главное». «Мы должны думать о следующем этапе, который связан с применением автономных систем. Которыми не управляет оператор непосредственно со своего рабочего места, где бы оно не находилось, которые в состоянии самостоятельно принимать решения, и где применяется широкого искусственный интеллект», — сказал эксперт.
По его словам, сегодня в области технологий автономных беспилотных систем ведется борьба между Китаем и США, которые лидируют. Но у России тоже есть некоторые достижения и шанс занять нишу.
В то же время, по его словам, беспилотные системы уже сегодня-завтра способны изменить характер участия государств в вооруженных конфликтах. С повышением автономности беспилотных систем появляется много возможностей, в том числе по участию в конфликтах в разных регионах мира. Это касается, например, экспорта военных беспилотников, когда, по соглашению с покупателем, страна-поставщик будет способна на удалении применять дроны, которые будут управляться ее военнослужащими, с ее же территории. Эксперт назвал это «удаленным участием в войне».
Это касается, например, более автономных систем, «которые можете поставить, но сохраняя за ними определенный контроль, код программного обеспечения». В этом случае возможности ведения «войн по доверенности увеличиваются многократно».
«Настанет момент, когда вам не надо будет отправлять каких-нибудь советников, не надо будет прибегать к услугам ЧВК (частных военных компаний. — „МК“). Вы просто предоставляете вашему партнеру эту технику, которой вы же управляете, при помощи ваших собственных кадров, которые находятся в полной безопасности. Это уникальные возможности для будущего. Думаю, нас все это ждет относительно скоро. К этому надо готовиться», — заключил эксперт.
aviaport.ru

Министр промышленности и торговли посетил Казанский авиационный завод
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров с рабочим визитом посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (в составе ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), сообщает пресс-служба ОАК.
В сопровождении Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, управляющего директора ПАО «Туполев» Вадима Королёва, директора КАЗ им. С.П. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» Николая Савицких делегация ознакомилась с ходом выполнения работ по программе возобновления производства глубокомодернизированных ракетоносцев Ту-160М. Министру показали первый вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М, который 12 января 2022 года совершил первый полет. Самолёт сохраняет внешний облик, но создается на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых технологий. В новой машине на 80 процентов обновлены и модернизированы системы и оборудование.
Программа воспроизводства самолетов Ту-160М была развернута по решению Президента России Владимира Путина. Для реализации данной программы был восстановлен уникальный технологический цикл изготовления стратегических ракетоносцев на современной производственной базе. Установка электронно-лучевой сварки Казанского авиационного завода на сегодняшний день является самой большой и мощной в мире. В рамках выполнения программы по государственному контракту между Минпромторгом России и «Туполев» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на самолёт Ту-160М. На авиазаводе была развёрнута масштабная программа техперевооружения и реконструкции производственных мощностей, летно-испытательной базы, значительная часть коллектива прошла дополнительную подготовку.
Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла.
aex.ru

Европейские вертолеты списывают из-за низкой надежности

Министерство обороны Бельгии сообщило о предстоящем списании средних транспортных вертолетов NH90 TTH бельгийского воздушного компонента (Composante air, или Luchtcomponent, официальное обозначение бельгийских ВВС после 2002 года. — «Профиль») из-за проблем с их обслуживанием, дороговизны в эксплуатации и нехватки персонала. Ранее от этих вертолетов по схожим причинам досрочно отказалась Австралия.
Одновременно будет списан вертолет Augusta A109. В настоящее время Бельгия использует семь вертолетов NH90 и 13 A109. Взамен обоих этих типов Бельгия, как сообщает сайт Air Recognition, планирует приобрести легкие вертолеты Airbus Helicopters H145M. Стоимость эксплуатации этих вертолетов значительно ниже и составляет менее €3000 за летный час вместо €15000 у NH90. При этом грузоподъемность упадет не так сильно: если NH90 TTH мог доставлять до 2500 кг груза, то H145M способен доставить до 1500 кг на внешней подвеске.
Новый вертолет также можно будет использовать для выброски небольших групп десанта и подразделений спецназа, а также для задач огневой поддержки при оснащении подвесным вооружением.
Издание отмечает, что замена не коснется палубных вертолетов NH90 NFH. Они останутся в эксплуатации из-за того, что ВМС Бельгии тесно сотрудничают с ВМС Нидерландов, которые также не прекращают эксплуатацию NH90 NFH на своих кораблях.
Ранее «Профиль» сообщил, что от вертолетов MRH90 Taipan планирует отказаться Австралия. Министр обороны этой страны Питер Даттон объявил о намерении закупить до 40 американских вертолетов Sikorsku UH-60M Black Hawk для замены парка из 47 многоцелевых вертолетов MRH90 (австралийская версия NH90 TTH).
Вертолеты MRH90 Taipan в настоящее время используются для доставки личного состава и грузов в боевых операциях, а также австралийским Королевским флотом для транспортных задач. Следует отметить, что в 2000-х годах MRH 90 были приобретены для замены разномастного парка многоцелевых вертолетов, включавшего Black Hawk в версии S-70A-9, а также более старых Bell UH-1H Iroquois и Westland Sea King Mk.50A/B. При этом S-70 в итоге списываются только сейчас, поскольку необходимые для их замены модифицированные MRH90 для перевозки частей спецназначения были поставлены с задержками.
Ожидалось, что европейские вертолеты прослужат как минимум до 2037 года, однако парк этих машин отличался невысокой надежностью, низким уровнем готовности и высокой стоимостью обслуживания, и эти проблемы так и не были решены.
Вертолеты NH Industry NH90 были разработаны в 1980–1990-х годах, первый полет состоялся в 1995 году, а ввод в эксплуатацию — в 2006-м. Они используются в 14 странах мира, общее число выпущенных приближается к 450 единицам. В ходе эксплуатации к их надежности не раз предъявлялись претензии в различных странах.
profile.ru

ПАРТНЕРЫ АВИ