Москва. Евразия. Авиация. Вертолетный суверенитет — без санкций и ультиматумов.
19.09.2025
Москва, 17 сентября. В условиях глобального тренда на суверенизацию транспортных систем страны ЕАЭС демонстрируют практический подход к укреплению регионального единства. Вместо реактивной риторики в Москве обсуждают конкретные решения по развитию транспортного каркаса и евразийских воздушных маршрутов.
В рамках ЕАЭС создается новая модель транспортной интеграции, основанная на принципах технологической самостоятельности и импортонезависимости. Развитие авиационных маршрутов вне зависимости от внешней конъюнктуры становится ключевым элементом этой стратегии, обеспечивающим гарантированную доступность транспортных услуг. Это соответствует общему курсу на достижение полного транспортного суверенитета пространства ЕАЭС через усиление взаимосвязанности государств-участников.
На конференции, организованной Центром стратегических разработок на транспорте совместно с Евразийской экономической комиссией и Экспертным центром по устойчивой мобильности РАС ООН, без лишнего пафоса и показной политкорректности собрались те, кто реально отвечает за связность нашей огромной Евразии. Представители стран ЕАЭС, эксперты, бизнес — все, кому небезразлично будущее континентальной логистики, а не сиюминутная конъюнктура.
Повод более чем серьезный — выработка подходов к устойчивому авиатранспорту на следующее десятилетие. Это тот самый случай, когда устойчивость означает не только «зеленые» повестки, диктуемые с Запада, но и настоящую, железную технологическую и операционную независимость.
«Для более чем 40% территории наших стран и тысяч населенных пунктов, не имеющих круглогодичного транспортного сообщения, винтокрылая авиация — не опция, а насущная необходимость и ключевой элемент обеспечения транспортного, а значит, и экономического суверенитета», — заявил председатель Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ) Вячеслав Карцев.
В своем выступлении он не только обозначил вызовы, но и озвучил конкретную инициативу АВИ, уже направленную в Правительство РФ, о необходимости создания комплексной системы стратегического планирования вертолетной индустрии. Недостаточно просто производить и продавать в другие страны лучшую в мире винтокрылую технику или экспортировать уникальные высокотехнологичные авиаработы. Будущее – за созданием полноценных технологических суверенных циклов — от чертежа до сервиса, от винта до утилизации. Технологической основой этого суверенитета становятся не просто отдельные вертолеты, а целые экосистемы будущего: опционально пилотируемые аппараты, управление группами дронов, гибридные установки. И в России работают над этим не только для себя, но и для рынков дружественных стран, которые, как выяснилось, ценят надежность и партнерство без двойных стандартов.
Особый акцент был сделан на экспортном потенциале российских технологий, уже получивших мировое признание:
- Миссии под эгидой ООН. Вертолеты Ми-8/17 — это эталон надежности для миротворческих и гуманитарных операций по всему миру.
- Пожаротушение. Тяжелые Ми-26ТВ и многоцелевые Ка-32 не имеют равных в борьбе с крупнейшими природными пожарами.
- Санитарная авиация. Новые вертолеты «Ансаты» с медмодулями — готовое решение для отработанной логистики «золотого часа».
В основе комплексного подхода к отраслевому планированию — не изоляция, а интеграция. Как подчеркнул Карцев, вертолет и БАС — не конкуренты, а партнеры сетевой авиации. Речь идет о дополнении и синергии: создании фидерных сетей для крупных хабов, развитии аэрологистики и городской аэромобильности. Пока одни пытаются разорвать логистические цепочки, мы выстраиваем новые, более гибкие и устойчивые.
Предлагаемая Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ) к разработке «комплексная система стратегического планирования вертолетной индустрии» должна:
- Быть интегрированной в Транспортную стратегию Российской Федерации, обеспечивая четкую взаимосвязь целей развития винтокрылой авиации с общегосударственными задачами в области транспортной связанности, логистики и освоения труднодоступных территорий.
- Предусматривать отлаженную межотраслевую коммуникацию и консолидацию усилий ключевых участников отрасли и смежных секторов, включая производителей воздушных судов, эксплуатантов, логистические компании, аэропорты (создание сети вертодромов/дронопортов), а также регуляторные органы — для формирования единого видения и скоординированных действий.
- Быть нацеленной на реализацию экспортного потенциала российской винтокрылой техники, технологий и авиационных работ на всем Евразийском пространстве, укрепляя позиции России как стратегического поставщика комплексных решений в области миссий ООН, пожаротушения, санитарной авиации и аэрологистики.
Именно такие площадки, как прошедшая конференция, становятся катализатором международных коммуникаций и процессов, в которых формируется архитектура транспортного суверенитета будущего. В отличие от тех, кто продолжает жить в парадигме «железного занавеса», мы строим мосты. Воздушные. И судя по настроению на конференции, взлетать они будут высоко и далеко.