На «Робинсонах» через океан
14.02.2010
В октябре страна в лице подмосковного аэроклуба «Истра» и журналистов ряда федеральных телеканалов встречала команду российских пилотов-сорвиголов, перелетевших Атлантический океан на Robinson R-44 и вернувшихся (не без приключений) в родные пенаты. К началу XXI века трансатлантические перелеты давно перестали быть экзотикой – за почти сто лет их было совершено великое множество, начиная со знаменитого чкаловского (12 тыс. км без посадки). Однако этот полет имеет свои отличительные черты – в чем-то российские летчики снова стали первопроходцами.
Ставка на любителей
Во-первых, все прежние полеты совершались профессионалами, а в нынешнем участвовали любители. А во-вторых, никто доселе не рисковал пересекать океаны одновременно на трех вертолетах такого класса без сопровождения спасателей. Надежный и удобный в эксплуатации «Робинсон» создавался как воздушное транспортное средство, не предназначенное для подвигов.
И как водится, в успех мероприятия мало кто верил, за исключением самих энтузиастов. Прагматичные американские пилоты отказались от участия в проекте, сочтя его излишне непредсказуемым. Полету противились даже производители Robinson, из опасения испортить имидж самых надежных вертолетов в мире.
Между тем идея (или даже мечта), зародившаяся еще в 2004 году, все же стала реальностью. В течение пяти лет шла подготовка к перелету, который в итоге прошел без сопровождающих и без специальных спасательных средств. Освоенный и отработанный прием спасения на воде, к счастью, не пригодился, равно как и сигнальные ракеты, вернувшиеся вместе с пилотами на родину.
Сказку сделали былью: руководитель перелета шеф-пилот компании «Авиамаркет» Дмитрий Ракитский, курсанты аэроклуба «Истра» Александр Курылев и Николай Кузнецов и президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов. В перелете также участвовал видеооператор Александр Майоршин. Единственный профессионал в команде – Дмитрий Ракитский, коллеги которого уверяют, что, дай ему метлу, он и на ней взлетит.
В абсолютных цифрах полет выглядит так: почти 16 тыс. км общее преодоленное расстояние, 2500 из которых – над водой и 550 – максимальный беспосадочный участок. Кроме того, это 88 часов общего летного времени, 10 стран и $70 тыс., выделенных компанией «Авиамаркет».
Стартовав из пригорода Лос-Анджелеса, с побережья Тихого океана, пилоты с высоты птичьего полета любовались Нью-Йорком, Гудзонским заливом, Ниагарским водопадом, ледниками Гренландии и норвежскими фьордами, Фарерскими и Шетландскими островами. Под полозьями трех «Робинсонов» проплыл Гранд-Каньон, Канада, Северная Европа и, наконец, Россия.
Приключений в пути хватало – но ведь именно приключения и превращают любую дорогу в путешествие. Это и встреча с настоящими индейцами на границе с Канадой, и посадка на ледник в Гренландии, и общение с представителями ФБР после высадки на частную территорию, и последующий за этим вираж над статуей Свободы.
Незабываемые впечатления остались от полетов в горах при встречном ветре 90 км/ч, а также от ночевки в североканадском захолустье стоимостью $500 с человека.
А однажды пришлось вставлять выпавшую топливную трубку, не прерывая полета. Высадиться на айсберг, над которым это произошло, оказалось невозможно, поэтому Александр Майоршин вышел на «подножку» прямо в воздухе и устранил неполадку. Насколько известно участникам перелета, подобных действий в воздухе еще никто не совершал. Так что и здесь они стали первыми!
Ну и конечно, у каждого осталось в памяти что-то свое собственное, неповторимое, «эксклюзивное». Для Николая Кузнецова такими воспоминаниями стали полеты над океаном в ясную погоду, «когда небо абсолютно чистое и линия горизонта как бы размыта». Дмитрия Ракитского впечатлили гренландские айсберги, в частности тот, на который пилоты высадились: «несколько метров белоснежного льда в прозрачной воде, с высоты же зрелище просто сказочное».
Встречает родина героев
Общим же для всех впечатлением стало доброжелательное отношение к ним как простых смертных, так и представителей закона – этот факт не перестает удивлять даже бывалых пилотов. В США, как известно, вообще свободное воздушное пространство, иначе вираж над главным символом Америки мог бы иметь самые печальные последствия…
Российское законодательство – особая песня или скорее трагикомические куплеты, что лишний раз подтвердило пересечение пилотами государственной границы РФ. Физически этот процесс занял у пилотов две недели (на границах остальных 10 стран, по свидетельству участников перелета, тратилось не более пяти минут).
В России же стандартная процедура пересечения границы растянулась в общей сложности на два месяца – столько времени ушло на получение необходимых разрешений. Оно проходит в несколько этапов – первым дает добро Минобороны, затем настает очередь Росавиации, потом некая негосударственная коммерческая организация (ЦПДУ) назначает дату перелета, не беря во внимание различные объективные условия, например погоду.
И даже полученные в конце концов разрешения не позволили пересечь границу всем вместе. Три дня дали на пересечение одним бортом, еще три дня – другим. Последний вертолет приземлился на российскую землю через две недели после первого.
Но тем радостнее получилась встреча с родной землей. И кстати пришлись сигнальные ракеты, запущенные на радостях в серенькое подмосковное небо. Так что будем считать, что нелепая ситуация на границе стала просто еще одним приключением, которое никоим образом не отразится на планах и намерениях команды. Кроме того, они стали одними из немногих, кто в последние несколько лет проходил российскую границу на малых высотах.
В планах же – повторение маршрута Лос-Анджелес – Москва, только в обратную сторону. Перелет предполагает прохождение 12 тыс. км над территорией России. Этот путь Ракитский назвал еще более сложным в плане получения разрешений. Затем намечена кругосветка – в перспективе нескольких лет. Остается только пожелать пилотам постараться предусмотреть все вероятные препоны по максимуму.
И все-таки, как бы ни отравляло жизнь несовершенное законодательство, главное – не в этом. И уж, конечно, не в $70 тыс., потраченных на путешествие. Помимо утилитарных потребностей человек мечтает о том, чтобы пережить что-то радостное, вдохновляющее, по-настоящему чему-то удивиться. Именно это и наполняет его жизнь смыслом.
Теги записи: R44, Robinson