На HeliRussia 2018 ЦИАМ представил перспективы развития вертолётного двигателестроения
26.06.2018
На прошедшей в конце мая 11-й Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia 2018 был проведён Круглый стол «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолётов», на которой основным докладчиком был начальник отдела малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД) Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Юрий Фокин. Ниже приводится систематизированное изложение его доклада.
Введение
В 1990-2000-х годах в отечественном вертолётном двигателестроении сложилась драматическая ситуация, связанная с тем, что после развала СССР Россия осталась без серийного производства вертолётных двигателей, в частности, основного авиадвигателя семейства ТВ3-117, который выпускался запорожским предприятием «Мотор Сич». Кроме того, в течение долгого времени не разрабатывались и не вводились в эксплуатацию новые отечественные вертолётные двигатели. Некоторые проекты были начаты, но так не завершены, например, вертолётный авиадвигатель РД-600.
Отсутствие отечественных авиадвигателей привело к тому, что практически на всех отечественных разрабатываемых и модифицированных вертолётах были применены авиадвигатели иностранного производства. На вертолётах Ка-226, Ка-226Т, «Ансат», «Ансат-У», Ка-62, Ми-26 применяются двигатели зарубежного производства. Сейчас рассматривается вариант применения иностранного двигателя на перспективном среднем транспортном вертолёте. Причём даже на вертолёте средней грузоподъёмности Ми-38 первоначально планировалась установка иностранного двигателя, и только отказ поставщика этого двигателя в поставках двигателей в Россию заставил отечественных разработчиков создать российский двигатель (ТВ7-117В). На сегодня после многолетнего обсуждения решён вопрос об освоении серийного производства двигателей ВК-2500 в России.
Что сделано «Объединенной двигателестроительной корпорацией»
С начала нынешнего десятилетия была запущена программа импортозамещения в вертолётном двигателестроении, в рамках которой выполнен весьма существенный объём работ. Основными результатами можно считать освоение серийного производства двигателей семейства ВК-2500 в России. Помимо сборки двигателей базовой версии полностью из отечественных комплектующих, проведены работы по созданию глубоко модернизированных двигателей ВК-2500П/ПС, в частности сертифицирован ВК-2500ПС-03 для новейшего вертолёта Ми-171А2. Двигатель ВК-2500ПС представляет собой модификацию двигателя ВК-2500 с новой полностью цифровой системой управления типа FADEC. Сейчас на повестке дня прохождение Государственных совместных испытаний ещё одной модификации двигателя ВК-2500 — ВК-2500П для модернизированного вертолёта Ми-28НМ, находящегося на этапе лётных испытаний.
Кроме того, сертифицирован вертолётный двигатель ТВ7-117В для Ми-38. Базовый вариант был разработан в 1980-е годы, но сертифицирован двигатель довольно недавно, Сертификат получен с определёнными ограничениями эксплуатационного диапазона. В течение 2018 года должен быть завершён весь комплекс мероприятий по расширению эксплуатационного диапазона в рамках заданного Техническим заданием, дополнил Ю. Фокин.
Рассматривается возможность разработки двигателя ПД-12В для перспективных тяжёлых вертолётов и ВК-800В — для лёгких вертолётов. Так на базе газогенератора двухконтурного двигателя ПД-14, предназначенного для пассажирского перспективного самолёта МС-21, разрабатывается двигатель ПД-12В для тяжёлых вертолётов класса Ми-26. Что касается ВК-800, в настоящее время ведутся работы по самолётной версии двигателя, предназначенной для использования в составе силовой установки самолёта L-410. В то же время, ЦИАМ поддерживает возобновление работ по созданию вертолётной версии ВК-800В.
Наконец, запущены работы по формированию облика перспективного вертолётного двигателя. В настоящее время компания «ОДК-Климов» формирует предложения по перспективному двигателю по программе «Перспективный двигатель для вертолётов», в ЦИАМ этот проект экспертизу пока не проходил. Но пока известно, что будет предложен авиадвигатель в большем классе мощности, чем ТВ7-117В, превосходящий существующие аналоги по технологичности и удельной массе.
Создание опережающего научно-технического задела
Создание перспективных авиадвигателей невозможно без создания опережающего научно-технического задела (НТЗ). Цели и программы разработки НТЗ уже определены. В соответствие с принятой программой, перспективные авиадвигатели должны иметь значительно лучшие характеристики по сравнению, например, с авиадвигателем ВК-2500.
Параметр |
Технологии 2025 |
Технологии 2035 |
Удельный расход топлива |
Снижение на 10-15% |
Снижение на 15-20% |
Удельная масса |
Снижение на 20-25% |
Снижение на 25-30% |
Надёжность и ресурс |
Повышение в 1,5-2 раза |
Повышение в 2-3 раза |
«Доступность» двигателя |
— |
Повышение в 2-3 раза |
Основные направления развития вертолётных авиадвигателей
Специалистами ЦИАМ разработаны семь основных направлений развития авиадвигателей для перспективных отечественных вертолётов
№ п/п |
Направление |
Решаемая задача |
1 |
«Неметаллический» |
Повышение удельных и ресурсных показателей |
2 |
«Простой двигатель» |
Упрощение конструкции двигателя, |
3 |
«Стойкий двигатель» |
Повышение эксплуатационной технологичности |
4 |
«Электрический двигатель» |
Исключение из конструкции двигателя |
5 |
«Сухой» двигатель» |
Исключение из конструкции двигателя |
6 |
«Умный двигатель» |
Развитие и совершенствование систем управления, |
7 |
«Доступный двигатель» |
Внедрение ресурсосберегающих технологий проектирования, |
Также стоит задача совершенствования методов 3D-проектирования.
В обеспечение данных направлений работ ЦИАМ разрабатывает целый комплекс прорывных технологий. Совместно с предприятиями отрасли институтом реализуется программа под названием «Разработка технологий перспективных МГТД и АПД», целью этой программы является создание одиннадцати демонстраторов перспективных технологий.
- Демонстрационный «электрический» МГТД;
- Высокооборотный редуктор МГТД;
- Сопловой аппарат турбины из КМ;
- Теплообменник для МГТД «сложного» цикла;
- Камера сгорания МГТД с элементами из КМ;
- Экспериментальный одноступенчатый ЦБК
- Экспериментальный двухступенчатый ЦБК;
- Высокоскоростная ступень вертолётного редуктора.
- Демонстрационный турбокомпаундный авиационный поршневой двигатель;
- Демонстрационный МГТД на газовых опорах;
- Демонстрационный роторно-поршневой двигатель.
В соответствие с программой, в 2017 году выполнены предусмотренные расчётно-проектные исследования с условным разделением по уровням на технологии 2025 и 2035 гг., а в 2018-2019 планируется провести изготовление и испытания демонстраторов.
Для достижения заявленного прогресса характеристик вертолётных двигателей, ЦИАМ определён набор технологий, позволяющих получить изделия заданного уровня совершенства. Так к «Технологиям 2025» относятся:
- Двухступенчатый ЦБК;
- Компактная низкоэмиссионная КС;
- РК турбины типа «Блиск»;
- Рабочее колесо ЦБК из КМ;
- Корпус компрессора из КМ Корпус КС из КМ;
- Жаровая труба КС из КМ;
- СА турбины из КМ;
- Гибридные подшипники;
- Электрический привод агрегатов;
- Беспроводные датчики САУ;
- БСКД с удалённым доступом;
- МГТД «сложного» цикла с ТО.
«Технологии 2035» включают в себя:
- Неохлаждаемые РК турбины из КМ;
- Корпусные детали в ГЧ из КМ;
- Неохлаждаемые маслом опоры;
- Валы из КМ.