На страже «ворот» Европы

В Словении, небольшом государстве в центре Европы, силами полиции обеспечивается наблюдение за территорией площадью всего 20 273 км² (менее половины площади Московской области). Однако сухопутные границы страны охватывают Среднедунайскую равнину и проходят через Альпийские горы, смыкаясь на берегу Адриатического моря. Столь разнообразные условия делают вертолет основным средством выполнения задач по поддержанию общественного порядка, охране границ, поиску и спасению людей. Честолюбивые европейские амбиции этой небольшой страны сразу обратили внимание коллег по Евросоюзу.

Интерес к винтокрылой машине возник у югославской полиции в 60-е годы XX века. И в 1967-м было создано первое подразделение воздушных сил полиции одной из ее республик — Словении, оснащенное единственной летной единицей — вертолетом модели Agusta Bell AB/47J-2A. Неудивительно, что это был не Ми-4, — тогдашний коммунистический лидер федерации Иосип Броз Тито конфликтовал с Москвой и открыто поощрял сотрудничество с Западом. Так что главным вертолетным партнером Югославии на долгие годы стала итальянская Agusta, производившая вертолеты по американской лицензии. В 1972 году появилась первая модель Agusta Bell AB-206, функционально заменившая Bell AB47. Когда авиапарк воздушной полиции достиг пяти «206-х», вертолеты республики начали участвовать в поисково-спасательных работах в горах, хотя имеющиеся машины и не оснащены лебедкой. И только с появлением Agusta Bell AB-212 в 1979 году, а затем и AB-412 в 1986-м словенская полиция приступила к самостоятельным воздушным спасательным операциям в горах и на море.

Современный парк вертолетов

Надо сказать, что, несмотря на небольшой парк, многие европейские страны могут только позавидовать вертолетной оснащенности местной полиции. Для сравнения: российское МЧС в густонаселенном ЦФО не имеет сопоставимого населению и площади количества винтокрылой техники. С другой стороны, словенцы долго не могли похвастаться обладанием серьезной вертолетной техникой.

Первым таким вертолетом в воздушном полицейском подразделении стал Agusta 109A. К 1986 году были проведены доработки и переоборудование машины под выполнение экстренной эвакуации пострадавших. В конце 1990-х вертолет был продан в рамках приватизации госимущества. Но в 2005 году был сделан заказ на модернизированную версию вертолета того же типа — модель Agusta A-109 Power. Поступление этой машины в арсенал воздушного батальона полиции стало переломным моментом в работе подразделения, так как эта модель предназначена для проведения операций по наблюдению за пограничными зонами и поисково-спасательных миссий в сложных метеоусловиях. Тогда же арсенал словенской полиции пополнился приборами ночного видения.

Очередной этап модернизации произошел в сентябре 2007 года, с появлением первой машины европейского изготовителя Eurocopter. EC 135 P2i снабжен прожектором, системой теплового видения FLIR, спутниковой связью и впервые реализованной на таком типе вертолетов полностью цифровой системой для внутренних переговоров. Эта модель сертифицирована для однопилотного управления летчиками, допущенными к полетам по правилам полетов по приборам, и обладает возможностью выполнения работ в темное время суток. С этой машины осуществляется патрульное наблюдение, в частности, в области границ с Италией, Австрией, Венгрией и в особенности Хорватией, которая не входит в Шенгенскую зону. На сегодня полиция имеет шесть вертолетов, основу парка составляют модели Agusta Bell. Вертолетная база полиции находится в международном аэропорту Брник, в составе подразделения — 21 квалифицированный пилот с правом работы на всех типах вертолетов.

Курс обучения

Обучение начинается с освоения навыков пилотирования, которое осуществляется при подразделении на двух машинах модели Bell 206. Курс включает в себя теоретическую подготовку, тренировку на авиасимуляторах, а затем летную практику у изготовителей вертолетной техники — в компании Bell в США, а также Eurocopter во Франции для освоения управления моделью EC 135. Это экономически важное решение было принято министром внутренних дел Словении, который считает необходимым передать часть функций по обучению пилотов сторонним организациям. После получения типовой квалификации пилот-новичок продолжает курс обучения на авиабазе аэродрома Брник с целью прохождения летной практики с применением очков ночного видения и усовершенствования навыков для последующих вылетов в горы и спасательных операций на море. Благодаря взаимозаменяемости пилотов, прошедших полный курс обучения, каждый из них может проводить любую из операций подразделения.

Проведение разноплановых операций

На самом деле географическое разнообразие страны отнюдь не благоприятствует всестороннему освоению спасательных работ. На первом плане у воздушного подразделения находится ежедневное наблюдение за дорогами (при помощи системы видеонаблюдения LEO 400), содействие подразделениям по поиску преступников, а также элитным подразделениям полиции Словении. В сумме число подобных операций составляет порядка 65% от ежегодного объема работ. На втором плане — оказание помощи пострадавшим, поисково-спасательные операции на море и в горах. С полицией сотрудничают примерно сто спасателей и десяток медиков. Все они прошли специальное обучение по оказанию помощи при перевозке на вертолете и распределены по всей территории страны. Их могут вызвать в любой момент для проведения эвакуации с оказанием срочной медицинской помощи в таких экстренных случаях, как ранение в результате ДТП или преждевременные роды, в дальнейшем больные доставляются в Университетский клинический центр города Любляны. Оставшаяся часть работы воздушного подразделения полиции распределяется в соответствии с необходимостью, преимущественно между обучением пилотов и перевозкой важных персон. Имеется еще одна особенность, связанная с председательством Словении в Европейском Союзе: в течение всего срока полномочий вертолетная техника предоставляется в распоряжение различным административным органам страны для топографической съемки, транспортировки грузов, установки линий высокого напряжения и т.д. Удивительно широкий спектр операций, возложенный в Словении на этот государственный орган, обусловливает загрузку экипажей работой не менее чем на 350 летных часов в год.

Усовершенствование распределения сил полиции

В соответствии с планом под названием «Основная программа развития» к 2012 году личный состав авиаподразделения полиции Словении в лице пилотов и механиков должен вырасти. В будущем силы воздушной полиции будут распределены по всей стране, ее участки разместятся, в частности, на аэродромах в Церклье, Порторозе и Мариборе. Такое распределение сил будет факультативным, но крайне полезным для правительства Словении в связи с необходимостью наблюдения за пограничной зоной вблизи Хорватии. Это является важной ставкой на безопасность, которую делает правительство столь небольшой страны, по сути являющейся «воротами» в Европу. Еще одним доказательством столь четкой установки на безупречное наблюдение за воздушным и наземным пространством является запланированная государством модернизация вертолетного парка при помощи второй машины Agusta A-109E Power, именуемой «Шенгенский вертолет».

База в аэропорту Брник

Еще в 1980 году в аэропорту города Любляны Брник были возведены новые ангары и офисы. Внутри этих помещений помимо операционного зала и административного офиса находятся и ангары технического обслуживания. Бригада технических специалистов, состоящая из десятка человек, производит техническое обслуживание вертолетной техники на всех уровнях, включая проверку по форме Си-чек и замену лопастей. Что касается технического обслуживания двигательной части, то оно осуществляется непосредственно у изготовителя вертолетной техники, поставившего данную машину. Так же обстоит дело и с оборудованием — при проведении технических осмотров техники привлекают поставщиков.

ПАРТНЕРЫ АВИ